радуися исповеди церковь аминь корнилий литургия молитва человек святых животворя́щаго храме утреня слава церкви смерть архипастырское древлеправославное день тебе при́сно павел пресвятыя исус крест кондак христа тропарь рпсц человеколю́бец служба господи ирмос священномучеников воскресе́ние храм душа сердце отче помилуй псалом поста поклон богородицы октября иоанн поми́луй вечерня христос катавасия святаго старообрядческий
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I - О любви и 10 заповѣдяхъ Божіихъ.
Индекс материала |
---|
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I |
О вѣрѣ. |
О надеждѣ. |
Объясненіе молитвы Господней. |
О любви. |
О любви и 10 заповѣдяхъ Божіихъ. |
Все страницы |
О любви и 10 заповѣдяхъ Божіихъ.
Любовью называется сердечное расположеніе къ ближнимъ своимъ, которое не допускаетъ человѣка творить имъ зло, но всегда заставляетъ стремиться дѣлать имъ пріятное, что только самъ себѣ человѣкъ желаетъ. Ісусъ Христосъ далъ намъ двѣ большія заповѣди; первая:
т.-е. утверждаются или основаны на этихъ заповѣдяхъ).
(Мѳ. Зач. 92).—Любовь наша къ Богу выражается въ исполненіи Его святыхъ заповѣдей, какъ и Самъ Онъ говоритъ,
(Іоан. Зач. 48).
Любовь же къ ближнимъ познается въ томъ, что, по слову св. ап. Павла къ коринѳ. (Зач. 154)
Вотъ по какимъ признакамъ узнается истинная любовь къ ближнимъ. Заповѣди о любви къ Богу и ближнимъ даны были Богомъ еще въ ветхомъ Завѣтѣ еврейскому народу чрезъ Моисея на горѣ Синайской, когда на двухъ каменныхъ доскахъ (скрижаляхъ) самъ Господь начерталъ ихъ. На одной доскѣ четыре заповѣди, а на другой шесть. Первыя четыре заповѣди указываютъ обязанности человѣка къ Богу, а послѣднія шесть обязанности къ ближнему. Заповѣди эти слѣдующія:
Первою заповѣдію Богъ повелѣваетъ намъ познавать Его, какъ Единаго Бога Безначальнаго, Непостижимаго, Творца небу и земли и всей твари, и никого и ничего другого за Бога не признавать и не почитать. Святыхъ же ангеловъ и угодниковъ Божіихъ должно и благоугодно призывать на заступленіе наше предъ Богомъ, но почитать ихъ не какъ Бога, а какъ други Божіи и угодники Его, которые по волѣ Божіей, приносятъ наши молитвы къ Нему и испрашиваютъ намъ милости и щедроты Его, а потому и помощи намъ необходимо просить чрезъ нихъ у Бога. Св. Іоаннъ Богословъ называетъ святыхъ чадами Божіими говоря:
(Іоаннъ, гл. 1, ст. 11).
Грѣхи противъ первой заповѣди:
1) Безбожіе—когда люди, которыхъ справедливо псалмопѣвецъ называетъ "безумными" (пс. 35, ст. I), говорятъ, что нѣтъ Бога.
2) Многобожіе, или идолопоклонство, когда почитаютъ вмѣсто истиннаго Бога, многихъ тварей и покланяются имъ, какъ Богу.
3) Невѣріе,—когда люди не признаютъ Промысла Божія, Спасителя міра, благодати Духа Святаго и вообще всего того, во что учитъ вѣровать наша св. Церковь.
4) Ересь—когда люди ложно умствуютъ объ истинахъ вѣры, вопреки ученію святыхъ апостоловъ, святыхъ отцевъ и учителей церкви.
5) Расколъ—когда христіане, вопреки святоотеческому преданію, вводятъ новые обряды и уставы въ церковную жизнь, а прежніе христопреданные обычаи измѣняютъ.
6) Богоотступленіе—когда христіанинъ ради мірскихъ выгодъ и человѣкоугодничества отрекается отъ истинной вѣры въ Бога и присоединяется къ язычеству, или иному неправому исповѣданію.
7) Отчаяніе—когда христіанинъ теряетъ надежду на Бога и отчаявается въ Его святой помощи.
8) Волшебство—когда христіане, не надѣясь на помощь Божію, ввѣряются тайнымъ силамъ творенія и особенно могуществу злыхъ духовъ и стараются и другихъ привлекать на это.
9) Суевѣріе—когда вѣрятъ безъ всякаго здраваго разсужденія въ силу какой-либо обыкновенной вещи и на нее надѣются лучше, чѣмъ на Бога.
10) Лѣность къ молитвамъ,—когда по нерадѣнію не возносятъ Господу молитвъ, положенныхъ по завѣщанію свв. отецъ для каждаго христіанина въ продолженіи сутокъ, какъ дома, такъ и въ св. храмѣ.
11) Любовь къ твари паче Бога—когда увлекаются привязанностью къ твари такъ, что забываютъ Бога и часто произносятъ слово: "обожаю", т.-е. дѣлаю какъ бы Богомъ.
12) Человѣкоугодіе—когда изъ угожденія людямъ христіане не выполняютъ заповѣдей Божіихъ, уставовъ, обрядовъ и обычаевъ святоотеческихъ.
13) Человѣконадѣяніе—когда высказываютъ надежду на помощь человѣческую, или употребляютъ мѣры, чтобы добиться помощи у сильныхъ міра сего, а на Бога не надѣются и помощи Его не просятъ.
Второю заповѣдію Богъ запрещаетъ покланяться языческимъ идоламъ, кумирамъ (изображеніямъ ложныхъ боговъ), а также воздавать Божескія почести сотвореннымъ тварямъ: на небеси горѣ, то-есть тѣмъ, что находятся вверху, напр.: солнце, луна, звѣзды и пр.; елика на земли низу, т.-е.животнымъ, растеніямъ и пр.; елика въ водахъ и подъ землею, т.-е. рыбы всякія, мелкія насѣкомыя и животныя, обитающія въ нѣдрахъ земли и пр. Кромѣ того заповѣдь запрещаетъ всякія земныя пристрастія и увлеченія. Святыя иконы, служащія намъ для благоговѣйнаго воспоминанія дѣлъ Господа нашего Ісуса Христа, Пресвятой Богородицы и святыхъ угодниковъ Божіихъ должны быть почитаемы всѣми православными христіанами, какъ Божіе милосердіе, дарованное намъ грѣшнымъ на утѣшеніе и украшеніе св. храмовъ и нашихъ жилищъ. Образъ почитанія сей святыни данъ намъ еще въ ветхомъ завѣтѣ, когда по повелѣнію Божію, Моисей украсилъ "скинію свидѣнія" кивотомъ святымъ, и херувимами золотыми и вышитыми на стѣнахъ скиніи. Молиться же должно не иконамъ, но предъ иконами, тѣмъ, кто изображенъ на нихъ, т.-е. Господу Богу, Пречистой Его Матери, св. Ангеламъ и св. Угодникамъ Божіимъ. Грѣхи противъ второй заповѣди:
1) Любостяжаніе,—когда христіанинъ исключительно цѣлью своей жизни ставитъ пріобрѣтеніе богатства.
2) Чревоугодіе (лакомство, объядѣніе, пьянство).
3) Гордость и тщеславіе,—когда человѣкъ свои способности и преимущества цѣнитъ выше всего и кичится этимъ.
Третія заповѣдь учитъ насъ, чтобы не клясть именемъ Божімъ обидящаго, или досаждающаго, но молиться за всѣхъ, по примѣру Господа, молившагося за распинающихъ Его, св. Первомученика Стефана, побиваемаго камнями и др. святыхъ. Сія заповѣдь запрещаетъ произносить имя Божіе въ молитвахъ и разговорахъ без благоговѣнія и по легкомыслію, разсѣянно; божиться, клясться, лгать подъ присягой и пр. Грѣхи противъ третьей заповѣди—слѣдующіе:
1) Богохуленіе, т. е. дерзскія слова на Бога.
2) Ропотъ на Бога, т.-е. жалобы и сѣтованія на Промыслъ Божій.
3) Кощунство, т.-е. насмѣшка надъ святыми предметами, или поруганіе ихъ.
4) Невнимательность въ молитвѣ когда разсѣянно произносятъ слова молитвы, не вникая в ихъ смыслъ.
5) Ложная клятва—когда съ клятвою утверждаютъ то, чего не было.
6) Клятвопреступленіе—когда не исполняютъ данной предъ Богомъ присяги.
7) Нарушеніе обѣтовъ, данныхъ добровольно Богу.
8) Божба, или привычное и легкомысленное употребленіе клятвы въ разговорахъ.
Четвертою заповѣдію Богъ повелѣлъ народу еврейскому посвящать на служеніе Богу день субботній (суббота—покой), потому что въ этотъ день Онъ почилъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ, т.-е. пересталъ творить что-нибудь новое, но всѣмъ управляетъ, обо всемъ промышляетъ. Нами же, христіанами, почитается и празднуется день недѣльный, ради воскресенія изъ мертвыхъ Христа Бога нашего; поэтому въ этотъ день и во всѣ великіе праздники, установленные св. Церковью, мы должны оставлять мірскую работу, которую Богъ повелѣваетъ дѣлать шесть дней; праздновать же дни недѣльные и праздничные мы должны духовно, а не тѣлесно: не объедѣніемъ и пьянствомъ, но молитвою и чистотою въ помыслахъ, чтеніемъ священнаго писанія, изученіемъ (заповѣдей Божіихъ, и твореніемъ добрыхъ дѣлъ на помощь ближнимъ: милостынею и пр.
Установленные же мірскимъ суемудріемъ празднества (напр. купала, русальницы и др.), какъ запрещенныя св. Отцами, намъ, христіанамъ, отнюдь не подобаетъ праздновать, чтобы не подпасть подъ проклятіе отлучение отъ Церкви. (Кат. Бол., л. 240 на обор.).
Пятою заповѣдію Богъ повелѣлъ почитать родителей своихъ: отца и мать, потому что "благословеніе родителей утверждаетъ домы чадъ", и какъ награду за это, Господь обѣщаетъ почтительнымъ дѣтямъ счастливую и долгую жизнь. Кромѣ родителей плотскихъ, эта заповѣдь повелѣваетъ почитать и духовныхъ нашихъ отцовъ, т.-е. пастырей Церкви. Апостолъ Павелъ говоритъ:
Выраженіе этого почтенія къ духовнымъ наставникамъ мы явимъ, когда будемъ слушать и тщательно соблюдать и хранить все ученіе ихъ, т.-е. вѣру непоколебиму, преданную отъ Христа, святыхъ Апостолъ и отъ свв. и Богоносныхъ Отецъ, вселенскихъ соборовъ и вся чины и уставы церковныя. (Бол. Кат., л. 241 на обор.). Также должно воздавать почтеніе властямъ и всѣмъ вообще старшимъ насъ, по слову св. Писанія:
(Лев., гл. 19, ст. 32).
Грѣхи противъ пятой заповѣди:1) непочтеніе къ родителямъ, 2) презрѣніе къ нимъ во время старости или нищеты, 3) насмѣшка или противорѣчіе имъ, 4) не заботиться о здравіи родителей тѣлесномъ,5) поношеніе и осужденіе, какъ плотскихъ родителей, такъ и духовныхъ отцовъ, 6) клевета на тѣхъ и другихъ, 7) неисполненіе епитиміи своихъ духовныхъ отцовъ, 8) своевольная расточительность отцовскаго имѣнія,9) скупости ради за своихъ родителей и духовныхъ отцовъ не подавать милостыни и не творить о нихъ приношенія въ церковь о здравіи, или о упокоеніи ихъ, 10) насмѣшка надъ старыми и нищими, 11) непослушаніе благихъ совѣтовъ родительскихъ, 12) вопреки убѣжденію своихъ духовныхъ отцовъ, имѣть незаконное сожительство (супружество), 13) вступленіе въ бракъ безъ воли родителей и 14) гнѣвъ на родителей, когда они раздражаютъ дѣтей и вводятъ ихъ въ уныніе.
(т.-е. наученія).
Шестою заповѣдію Богъ запрещаетъ убивать, изувѣчивать какъ самого себя, такъ и другихъ людей, озлобляться на ближняго, но повелѣваетъ не имѣть ярости, гнѣва, зависти, злопомнѣнія и т. п. Можно убить человѣка не только дѣлами, но и словомъ. Власти же и судьи должны быть милостивы и справедливы, чтобы не погубить напрасно человѣка и не подвергнуть невиннаго наказанію, ибо и это есть видъ убійства ближняго— 1) убійство; 2) пораненіе, или ударъ, до болѣзни; 8) чародѣйствомъ, т.-е. какимъ-либо снадобьемъ ядовитымъ, у кого отнять здоровье; 4) насильно кого представить на убійство; 5) не понимая дѣла лѣченія, дать лѣкарство ближнему; 6) небреженіемъ, или нерадѣніемъ причинить смерть ближнему; 7) ссора и драка, изъ-за корысти, послѣдствіемъ чего была смерть человѣка; 8) употребленіе кѣмъ-либо зелія отъ плодородія чадъ, отчего послѣдовала смерть ближняго; 9) насильно побуждать кого на грѣхъ; 10) злой и неправедный судъ; безъ слѣдствія и подробнаго разбора дѣла предать кого на смерть; 11) доброю волею, или небреженіемъ, или лекарствами губить дѣтей; 12) озлобленія ради желать смерти себѣ, или кому-либо другому; 13) объяденіемъ, или пьянствомъ лишать себя здоровья; 14) за вину, или безъ вины въ раздраженіи, или запальчивости бить кого-нибудь чрезмѣрно и тѣмъ причинить смерть; 15) месть, или мстительный гнѣвъ, приводящій къ убійству человѣка; 16) безъ объявленія властямъ и судіямъ самому отмщать ближінему и убить его; 17) раздражить ближняго больного, отчего послѣдовала смерть; 18) упрямствомъ и безъ размышленія предать самого себя въ явное страданіе душевное и тѣлесное; 19) возбуждать людей къ кровопро-литію; 20) радоваться смерти, или горю другого, и тѣмъ причинять страданіе ближнимъ своимъ; 21) быть причиною смерти другого какимъ-либо образомъ; 22) злословіемъ и проклятіемъ навести на кого-либо смерть; 23) различными поношеніями, насмѣшками и тому подобными способами разлучать любовь между ближними и причинить огорченіе даже до смерти.
Седьмою заповѣдію Богъ запрещаетъ мужу и женѣ нарушать взаимную вѣрность и обѣтъ, данный предъ Богомъ, въ тайнѣ брака. Не женатымъ и не замужнимъ повелѣваетъ соблюдать чистоту мыслей и желаній и сохранять непорочность и стыдливость. Кромѣ того, сія заповѣдь запрещаетъ нескромныя и безстыдныя бесѣды, слова и тѣлодвиженія, сквернословіе, пьянство и вообще соблазнительныя зрѣлища и игры. Грѣхи противъ седьмой заповѣди: 1) нечистыя мысли о скверномъ дѣлѣ; 2) поцѣлуй съ похотію;3) пѣсни и плясанія; 4) кровосмѣшеніе, когда вступаютъ въ бракъ въ близкомъ родствѣ, или беззаконно сожительствуютъ; 5) кромѣ законнаго брака, беззаконное сожительство; 6) безъ суда духовнаго и безъ развода мужа, или жены беззаконное сожительство; 7) блудницу въ домѣ своемъ держать; 8) чрезъ пьянство, или объяденіе во снѣ, или на яву плотское искушеніе;9) украшенія и бесѣды ради блуда творить; 10) воззрѣть на кого съ похотію блудною. (Больш. Катих., листъ 244).
Восьмою заповѣдію Богъ запрещаетъ всякій неправедный прибытокъ отъ чужихъ имѣній и дѣломъ, и словомъ, и всякимъ пронырствомъ, обмѣривать, обвѣшивать, и всякимъ инымъ способомъ присвоивать, посредствомъ различныхъ ухищреній, чужое. Грѣхи противъ сей заповѣди: 1) грабежъ, или явное отнятіе чужой собственности; 2) воровство, или тайное похшценіе чужой вещи; 3) обманъ, т.-е. посредствомъ хитрости присвоеніе чужого имущества, или вещи; 4) святотатство, или похищеніе всего того, что посвящено Богу, или принадлежитъ церкви: 5) мздопмство, когда власти берутъ взятки и, по видамъ корысти, оправдываютъ виновнаго, или возвышаютъ подчиненныхъ, недостойныхъ этого; 6) лихоимство, когда берутъ лишніе проценты; когда хозяева изнуряютъ лишними и тяжелыми работами служащихъ; когда во время голода, или другихъ народныхъ бѣдствій, продаютъ хлѣбъ по слишкомъ высокой цѣнѣ ради наживы и проч.
Девятою заповѣдію Богъ запрещаетъ ложно свидѣтельствоватъ на судѣ на кого-либо, клеветать на другого, осуждать; но повелѣваетъ беречься всякой лжи, сохранять свои обѣщанія, условія и договоры свято и нерушимо и вообще обуздывать свой языкъ. Грѣхи противъ девятой заповѣди: 1) ложь; 2) неправедный судъ; 3) объявленіе исповѣданныхъ тайнъ; 4) объявленіе всѣмъ тайныхъ дѣлъ ближняго; 5) проклинаніе себя и другихъ по поводу лжи; 6) слушать клеветы на ближнихъ и похвалять клеветника; 7) поспѣшное осужденіе; 8) поношеніе и насмѣшка зависти ради надъ добрыми дѣлами ближняго и его усердіемъ къ Богомоленію; 9) самовосхваленіе безмѣрное; 10) обѣщаніе безъ возможности его исполнить; 11) осужденіе священника и церковно-служителей св. Апостольской, древле-православной Церкви; 12) похваленіе своихъ и чужихъ грѣховъ; 13) печатно, изъ зависти и другихъ нечестныхъ побужденій, уничижать чье-либо достоинство и заслуги.
Десятою заповѣдіюГосподь запрещаетъ завидовать чужому добру и желать зла ближнему, и повелѣваетъ, чтобы каждый былъ доволенъ своимъ достояніемъ. Потому что отъ желанія чужого имѣнія просиходятъ тяжкія злобы и лукавства и всякія нестроенія въ нашей жизни. Грѣхи противъ этой заповѣди: 1) желаніе дѣлать вредъ ближнему; 2) служащихъ и рабочихъ переманивать къ себѣ, или къ другимъ, отъ своихъ ближнихъ; 8) завидовать красотѣ другихъ; 4) вредить ближнему сознательно въ чемъ-либо; 5) желать всякихъ бѣдствій народныхъ (войны, болѣзней, голода и проч.), ради своихъ прибытковъ; 6) вождѣленіе на всякій грѣхъ вообще.
Эти заповѣди были даны Богомъ чрезъ Моисея народу израильскому; по пришествіи въ міръ Спасителя Нашего Ісуса Христа, онѣ дополнены и усовершенствованы Его св. ученіемъ изложенномъ во св. Евангеліи, которое проповѣдано было св. апостолами по всей вселенной, по пророчеству св. Давыда:
Главная же заповѣдь христіанская это любовь. Самъ бо Господь рече:
(Іоан. зач. 51),
Самъ Христосъ дополнилъ и исправилъ ветхозавѣтныя заповѣди въ шести случаяхъ. Именно, Господь сказалъ первое:
(Мѳ. 5 гл. 21—23 ст. Зач. 12).
Этимъ Господь научилъ насъ, что даже оскорбленіе словомъ ближняго, будетъ подлежать тяжкому наказанію, какъ противорѣчащее основной заповѣди евангельской о любви къ ближнимъ.
Второе:
(Мѳ. гл. 27, 28, Зач. 13).
Даже помыслы грѣховные Господь запрещаетъ христіанамъ.
Третье:
(Мѳ. гл. 5, 31—32; Зач. 13).
Ради жестокосердія іудейскаго Моисей позволилъ расторгать бракъ, Господь же повелѣлъ: яже Богъ сочета, человѣкъ да не разлучаетъ.
Четвертое:
(Мѳ. 5 гл. 33—37; Зач. 14).
Іоаннъ Златоустъ въ 9 нравоученіи апостольскихъ дѣяній, учитъ насъ не клятися ни праведнѣ, ни неправеднѣ, ниже кого на се приводити. По сему всякій христіанинъ обязанъ, если кто-либо скажетъ "поклянись", отвѣтить: "Христосъ велѣлъ мнѣ не клятися всяко, а потому я не буду клясться".
Пятое:
(Мѳ. 5, гл. 38—42; Зач. 14).
Господь училъ насъ не противиться злому, но всякаго обидящаго обращать на правый путь своею любовію, смиреніемъ и готовностію помочь ему въ его нуждѣ.
Шестое:
(Мѳ. 5 гл. 43—48; Зач. 15).
И словомъ, и примѣромъ Своимъ Господь заповѣдалъ намъ любить ближнихъ своихъ и даже враговъ. Такъ Онъ на крестѣ молился за распинателей:
Отъ исполненія заповѣдей евангельскихъ дивна и велика намъ польза, ибо мы научаемся чрезъ нихъ истинѣ и отвращаемся отъ ложныхъ, еретическихъ ученій; получимъ оставленіе грѣховъ и освобожденіе отъ мукъ; обрящемъ восхожденіе къ Богу и всыновленіе; явимся причастниками вѣчныхъ благъ и пребудемъ съ Нимъ въ неизреченномъ блаженствѣ и жизни вѣчной.