сердце человек день литургия служба исповеди господи при́сно иоанн псалом храм радуися смерть храме исус старообрядческий поклон древлеправославное животворя́щаго павел священномучеников церковь отче рпсц христос катавасия тебе христа вечерня поста тропарь богородицы аминь октября корнилий слава воскресе́ние поми́луй помилуй святых человеколю́бец ирмос крест святаго молитва пресвятыя кондак архипастырское церкви утреня душа
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I - О вѣрѣ.
Индекс материала |
---|
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I |
О вѣрѣ. |
О надеждѣ. |
Объясненіе молитвы Господней. |
О любви. |
О любви и 10 заповѣдяхъ Божіихъ. |
Все страницы |
О вѣрѣ.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Исповѣданіе православной вѣры.
(Сѵмволъ вѣры).
Всякому истинному христіанину необходимо не только имѣть вѣру въ сердцѣ своемъ, но подобаетъ исповѣдывать устами своими, какъ поучаетъ насъ св. апостолъ Павелъ, говоря:
Вѣровать должно во все то, что проповѣдуетъ и содержитъ святая, соборная, апостольская, древлеправославная Церковь; особенно же должно вѣровать тому, (т.-е. признавать за несомнѣнную истину), что изложено во исповѣданіи (сѵмволѣ) православныя вѣры, т.-е.
и проч.
Исповѣданіе вѣры кратко было изложено еще святыми двѣнадцатью апостолами предъ тѣмъ, какъ они намѣревались пойти на проповѣдь евангельскую во всю вселенную. Свидѣтельствуютъ о семъ Руфинъ въ толкованіи апостольскаго сѵмвола, св. Кипріянъ и другіе (Больш. Катих., листъ 80 на обор.). Въ настоящее же время св. Церковь поучаетъ чадъ своихъ исповѣданію вѣры Никейскому и Константина-града, которое называется такъ потому, что оно составлено святыми и богоносными отцами на первыхъ двухъ вселенскихъ соборахъ, когда осуждены были еретики, смутившiе церковь Божію своими ложными мудрствованіями о Лицахъ св. Троицы (Арій, Македоній духоборецъ и др.). Тогда и было апостольское изложеніе сѵмвола вѣры совершеннѣйше и явственнѣйше написано, дабы никто ни въ одномъ словѣ не усумнился. Какъ апостольское исповѣданіе вѣры, такъ и Никейское и Константина-града, раздѣляется на двѣнадцать частей, или членовъ.
Вселенскими соборами называются собранія пастырей и учителей церкви православной со всей вселенной для утвержденія истиннаго христіанскаго ученія и благочинія. Всѣхъ вселенскихъ соборовъ семь, а помѣстныхъ девять.
Помѣстными соборами назывались собранія пастырей для той же цѣли только извѣстной области, или нѣсколькихъ областей, но не всей Церкви.
Первый членъ читается такъ:
Это значитъ: я, христіанинъ, твердо вѣрю съ помощію Божіею, всѣмъ своимъ существомъ, хотя слабымъ умомъ и не разумѣю, что Богъ существуетъ, что Онъ Одинъ по существу, но троиченъ въ Лицахъ, или составахъ, тремя именами славимый: Отецъ, Сынъ и Святой Духъ — Троица Тресвятая, Единосущная и Нераздѣлимая, потому что едино-три и три-едино. (Больш. Катих., л. 32 на обор.)
Различіе лицъ св. Троицы состоитъ въ слѣдующемъ: Отецъ—первое Лицо—не рождается и не исходитъ ниотъкого; Сынъ—второе лицо св. Троицы— предвѣчнорождается отъ Отца, а не сотворенъ; Духъ Святый,—третье Лицо св. Троицы, исходитъ отъ Бога Отца. Вѣрю, что Богъ, по своей благости, все держитъ своимъ Всемогуществомъ, все сохраняетъ, всѣмъ управляетъ Своею Премудростію и все направляетъ къ добру. Такое дѣйствіе Божіе называется Промысломъ Божіимъ. Вѣрю, что Богъ сотворилъ небо и землю, весь видимый міръ и невидимый, т.-е. ангеловъ. Ангелами называются безплотные духи, которыхъ было десять чиновъ, но первый чинъ возгордился пересталъ повиноваться Богу и потому ангелы, принадлежавшіе къ этому чину во главѣ съ Денницею, сдѣлались злыми духами, діаволами, т.-е. клеветниками и обольстителями; враждуютъ противъ Бога и стараются совращать людей на зло. Остальные девять чиновъ ангельскихъ предстоятъ предъ Богомъ, исполняютъ въ мірѣ волю Божію, хранятъ и наставляютъ людей на добрыя дѣла. Невидимый міръ сотворенъ Богомъ раньше видимаго.
Каждому христіанину при св. крещеніи дается отъ Бога св. ангелъ-хранитель, который невидимо пребываетъ при немъ и охраняетъ его во время земной жизни отъ всякихъ бѣдъ. Но когда христіанинъ, по своей свободной волѣ, начинаетъ творить дѣла злыя, ангелъ-хранитель отступаетъ отъ него и духъ злой (діаволъ) приступаетъ и внушаетъ человѣку злыя и грѣховныя мысли. Ангелъ-хранитель сопровождаетъ душу христіанина и по его смерти.
Второй членъ: (вѣрую)
Это значитъ: я вѣрую въ Одного Господа Ісуса Христа Сына Божія, вѣрю, что Онъ есть второе Лицо св. Троицы, имя Ему дано Ісусъ (еврейское), на нашемъ же языкѣ означаетъ Спаситель, потому что спасаетъ и соблюдаетъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Еще означаетъ слово Ісусъ—Исцѣлитель, потому что много недужныхъ, не только тѣломъ, но душами исцѣлилъ Владыка Христосъ Богъ нашъ. Христосъ—означаетъ Помазанникъ, потомучто человѣчество помазано Божествомъ, т. е. получаетъ въ св. таинствахъ дары Св. Духа. Онъ единаго состава, но въ двухъ естествахъ: отъ Божества и человѣчества. Вѣрю, что Онъ Единственный Сынъ Божій, рожденный изъ существа Бога Отца; вѣрю, что Онъ рожденъ отъ Бога Отца прежде всѣхъ вѣковъ и временъ, поэтому Онъ Вѣченъ и Безначаленъ, какъ и Богъ Отецъ. Вѣрю, что какъ Богъ Отецъ есть Вѣчный Свѣтъ (1 Іоан. гл. 1, ст. 5), т.-е. Существо Всесовершеннѣйшее, Святѣйшее Истинный Богъ, такъ и Сынъ Божій непостижимо и неизъяснимо рожденъ Богомъ Отцомъ изъ Существа Его, а не сотворенъ и имѣетъ одно съ Богомъ Отцемъ Божеское существо и что все сотворено Богомъ Отцомъ чрезъ Сына Своего Слова: "Свѣта отъ свѣта"—должно понимать, какъ сравненіе, посредствомъ котораго нѣкоторымъ образомъ изъясняется непостижимое рожденіе Сына Божія отъ Бога Отца. Какъ солнце и рождающееся отъ него солнечное сіяніе, видимое по всей вселенной, неотдѣлимы другъ отъ друга, одной природы и немыслимы одно безъ другого, такъ Богъ Отецъ и Сынъ Божій нераздѣльны по существу Своему Одинъ отъ Другого, одного божескаго естества и немыслимы Одинъ безъ Другого.
Третій членъ:
Это означаетъ, что я вѣрю во Единаго Господа Iсуса Христа, Сына Божія, Который сошелъ съ небесъ на землю для всѣхъ насъ людей, чтобы спасти насъ отъ грѣха, проклятія и смерти; вѣрю, что Сынъ Божiй, не переставая быть Богомъ, принялъ непостижимымъ образомъ человѣческую природу, т.-е. душу и тѣло человѣческія, родился истиннымъ, но безгрѣшнымъ человѣкомъ отъ Дѣвы, Которая посему естъ Приснодѣва и Богоматерь. Сынъ же Божій называется Богочеловѣкомъ, т.-е. совершенъ Богъ и совершенъ человѣкъ.
Четвертый членъ:
Ісусъ Христосъ былъ распятъ при Пилатѣ, который былъ не іудейскаго рода, но изъ острова Понта, иноплеменникъ. Римскіе кесари Клавдій и Тиверій поставили его правителемъ Іудеи. Этимъ указано, что настало время пришествія Христова, по пророчеству патріарха Іакова:
(Быт. гл. 49, ст. 10).
Я вѣрю, что Ісусъ Христосъ былъ распятъ невѣровавшими въ Него іудеями, но Самъ Онъ добровольно захотѣлъ пострадать и умереть на крестѣ за грѣхи наши, чтобы страданіями дѣйствительными, своимъ человѣчествомъ, смертью и погребеніемъ искупить насъ отъ вѣчныхъ страданій, вѣчной смерти и пріобрѣсть намъ прощеніе грѣховъ, благодать Божію и вѣчную блаженную жизнь. По смерти Своей Ісусъ Христосъ сходилъ во адъ, (т.-е. незнаемое мѣсто), гдѣ были праведныхъ души до Христова пришествія, но всегда о Богѣ веселились, потому что имѣли вѣру и надежду на обѣтованіе (обѣщаніе) Божіе, что они оттуда будутъ освобождены. Во время Христовыхъ страстей, благоразумный разбойникъ вошелъ въ рай, а во время сошествія Господа во адъ, всѣ души праведныхъ также были изведены изъ ада въ рай, который до распятія Христова былъ заключенъ (запертъ). Грѣшныя же души, по Писанію, во адѣ и тьмѣ пребываютъ, хотя и не мучатся по осужденію, но свѣта и веселія лишены. (Больш. Катих., л. 65).
Пятый членъ:
Я вѣрю, что Сынъ Божій воскресъ въ третій день по своей смерти, какъ было о Немъ написано въ св. Писаніяхъ, т.-е. пророчествахъ, въ которыхъ было предсказано о Его рожденіи, распятіи, смерти, погребеніи и воскресеніи въ третій день. (Пророч. Даніила, Исаи, Михея, Давыда, Осіи и проч.).
Шестой членъ:
Вѣрю, что Господь нашъ Ісусъ Христосъ Божествомъ своимъ пребывающій вездѣ, но пречистою плотію своею вознесся на небо и сѣлъ одесную Бога Отца, т.-е. имѣетъ во всемъ равночестіе, одинаковую власть и славу съ Богомъ Отцемъ и ходатайствуетъ за насъ предъ Нимъ.
Седьмой членъ:
Вѣрую, что Господь нашъ Ісусъ Христосъ пріидетъ видимо со славою, со всѣми святыми ангелами судить живыхъ и умершихъ, т.-е. праведныхъ и грѣшныхъ, потому что праведные добродѣтели совершали и живутъ во вѣки, а грѣшны тѣ, которые вѣрою мертвы. Мертвые всѣ воскреснутъ. Пришествіе второе Сына Божія будетъ совершенно неожиданно (2 Петр., гл. 4, ст. 5—10), ибо о времени Его пришествія никто не знаетъ, даже и ангелы. (Матѳ., гл. 24, ст. 36; гл. 25, ст. 13). Онъ будетъ "судить вселеннѣй въ правду и обличитъ тайная, и откроетъ всѣ слова, дѣла и помышленія праведныхъ и грѣшныхъ", — коегождо вся содѣянная наша предъ лицемъ нашимъ станутъ. (Больш. Катих., листъ 96). Послѣ всеобщаго Страшнаго Суда настанетъ нескончаемое царство славы Господа нашего Ісуса Христа, и Царству этому не будетъ конца, — оно будетъ безконечно, вѣчно.
Восьмой членъ:
Вѣрую во Святаго Духа, какъ Господа истиннаго, жизнь дающаго другимъ и Самъ Онъ есть жизнь; вѣрую, что Духъ Святый предвѣчно и непостижимо отъ Отца исходитъ и имѣеть равное поклоненіе и прославленіе съ Отцомъ и Сыномъ, какъ истинный Богъ. Въ Священномъ Писаніи Святый Духъ еще называется по-гречески: Параклитъ, т.-е. утѣшитель, третье Лицо св. Троицы, истинный, превѣчный и всесильный Богъ; вѣрую, что Святый Духъ говорилъ чрезъ пророковъ, т.-е., что пророки предсказывали будущее по внушенію Святаго Духа. Дѣйствіе Святаго Духа проявляется въ христіанахъ, дѣлающихъ добрыя дѣла, крестившихся и послушающихъ слово Божіе и хранящихъ его; въ кающихся и истинновѣрующихъ, до самой смерти своей повинующихся заповѣдямъ Божіимъ. Въ таковыхъ всѣ дары Святаго Духа, полученные ими въ святыхъ тайнахъ, пребываютъ и дѣйствуютъ. Тѣ же, которые не брегутъ о исправленіи своей духовной жизни, хотя и получили св. крещеніе и освящались другими святыми тайнами, погубляютъ въ себѣ благодать Святаго Духа. (Больш. Катих.-, листъ 118).
Девятый членъ: (вѣрую)
Въ этомъ членѣ исповѣданія вѣры, мы научаемся, что Церковь Божія есть едина соборная; церковь же Божія есть собраніе всѣхъ вѣрующихъ, которые непоколебимо содержать единую, истинно-православную вѣру и въ любви пребываютъ, послѣдуютъ же ученію евангельскому непоколебимо, которые достойны принимать святыя и Божественныя тайны, находятся подъ единою Главою Господомъ нашимъ Ісусомъ Христомъ и подъ управленіемъ отъ Него поставленныхъ священныхъ лицъ, которыя пребываютъ въ законѣ христіанскомъ незазорно, исполняютъ правила апостольскія и св. вселенскихъ седьми соборовъ и девяти помѣстныхъ и свв. Богоносныхъ Отецъ, Пастырей и Учителей св. церкви. Вѣрую, что церковь, Святая потому, что отъ Христа — Главы своей — освящается святымъ ученіемъ Его и тайнами, что Духъ Святый всегда въ ней пребываетъ, соблюдаетъ и во святыни сохраняетъ. Вѣрую, что церковь есть вселенская, или соборная, т.-е. что она создана Господомъ для всѣхъ народовъ, для всѣхъ странъ, для всѣхъ временъ, для всего міра, безъ различія народовъ и племенъ, всѣхъ возрастовъ и состояній. Вѣрую въ соборную и апостольскую Церковь, т.-е. уповаю на ученія и догматы свв. апостолъ и свв. седми вселенскихъ соборовъ, а не надѣюсь на людскія мудрованія, несогласныя съ этимъ ученіемъ и отвергаю ихъ. Кромѣ того, къ св. Церкви принадлежатъ не только вѣрующіе, живущіе на землѣ, участники св. таинъ Христовыхъ, но и умершіе въ истинной вѣрѣ и въ надеждѣ воскресенія, которые соединены съ живущими на землѣ общеніемъ въ молитвѣ. Кромѣ церкви нигдѣ нѣтъ спасенія, поэтому она въ Священномъ Писаніи сравнивается съ Ковчегомъ Ноя, въ которомъ только и спаслись люди отъ потопа; внѣ же Ковчега всѣ погибли.
Десятый членъ:
Этими словами сѵмвола вѣры мы признаемъ что у насъ, православныхъ христіанъ, только одно крещеніе во оставленіе грѣховъ. Водою и духомъ однажды крещаемся, но въ три погруженія съ наименованіемъ Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, ибо іерей глаголетъ: "Крещается рабъ Божій (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь". Слово аминь означаетъ истинно, да будетъ такъ.
Всѣхъ тайнъ седмь:
Тайнами, или таинствами называются такія священныя дѣйствія, которыя установлены Самимъ Господомъ нашимъ Ісусомъ Христомъ и въ которыхъ невидимо, таинственно подается вѣрующимъ благодать Божія, т.-е. спасительная сила Божія.
Изъ всѣхъ седми таинствъ особенно необходимы всякому христіанину во спасеніе три: крещеніе, покаяніе и причащеніе. Св. мѵро и послѣднее елеопомазаніе необходимы ко спасенію, потому что святое мѵро дерзновенны насъ устрояетъ и укрѣпляетъ ко страдальчеству, а послѣднее елеопомазаніе и остатки грѣховъ отпускаетъ. Поэтому погрѣшилъ бы тотъ христіанинъ, который сталъ бы пренебрегать этими двумя святыми тайнами, необходимыми ко спасенію. Бракъ же и священство зависитъ отъ воли и избранія всякаго, такъ какъ можно спастись и не брачившемуся и не получившему священства. Но для св. Церкви и эти тайны необходимы для полноты Церкви Божіей и для правленія церковнаго и строенія святыхъ Божественныхъ тайнъ. (Большой Катихизисъ, листъ 356).
1. Въ тайнѣ крещенія человѣкъ очищается отъ всѣхъ грѣховъ, возрождается духовно благодатіею Божіею и вступаетъ въ число вѣрующихъ святой Церкви.
2. Мѵропомазаніе есть тайна отъ Бога преданная, получившимъ св. крещеніе, въ которой подается благодать, наставляющая ихъ въ христіанской вѣрѣ и въ добродѣтеляхъ, укрѣпляющая въ брани духовной, чтобы мужественно противостояли искушеніямъ діавола, грѣховной плоти и мірскимъ прелестямъ. При помазаніи св. мѵромъ частей тѣла, указанныхъ въ потребникахъ и служебникахъ, іерей произноситъ слова: печать дара Духа Святаго, а также и другія священныя изреченія.
3. Рукоположеніе, или священство есть тайна, въ которой благодатію Божіею вручается власть епископамъ, священникамъ и діаконамъ, чтобы совершали въ Церкви Божіей благочинно и благолѣпно служенія и строенія свв. Тайнъ для вѣрующихъ.
4. Причащеніе есть тайна, въ которой вѣрующіе принимаютъ истинное изъ хлѣба претворенное Тѣло Христово, а изъ вина истую Кровь Его и черезъ это соединяются со Христомъ и въ Немъ становятся причастниками вѣчной, блаженной жизни.
5. Покаяніе есть тайна, въ которой христіанинъ, согрѣшившій послѣ крещенія, съ сокрушеніемъ сердечнымъ исповѣдуетъ предъ іереемъ Самому Господу Богу свои грѣхи и даетъ удовлетвореніе правдѣ Божіей посредствомъ епитиміи, отъ отца духовнаго воспринятой, дабы сотворилъ плоды, достойные покаянія.
6. Бракъ есть тайна, въ которой женихъ и невѣста, по свободному соглашенію, чрезъ пастырское благословеніе соединяются Самимъ Богомъ въ супружескій союзъ, во образъ союза Христа съ Церковью, для благословеннаго рожденія и христіанскаго воспитанія дѣтей и для соблюденія себя отъ блуднаго грѣха и невоздержанія.
7. Послѣднее елеопомазаніе есть тайна, въ которой болящіе при помазаніи освященнымъ масломъ частей тѣла, указанныхъ въ потребникѣ и произнесеніи положенныхъ молитвъ, пріемлютъ по благодати Божіей отпущеніе всѣхъ грѣховъ, почему-либо оставшихся послѣ исповѣди, и облегченіе недуговъ и болѣзней тѣлесныхъ.
Одиннадцатый членъ:
Симъ членомъ исповѣданія вѣры научаемся тому, что мы не только твердо вѣруемъ, что будетъ воскресеніе мертвыхъ, но и сами ожидаемъ, что тѣла мертвыхъ, хотя и въ прахъ разсыплются, но въ послѣдній день Господь воскреситъ ихъ, и они соединятся съ своими душами, а тѣла будутъ нетлѣнны и безсмертны; тѣла же людей, которые доживутъ на землѣ до всеобщаго воокресенія, въ одно мгновеніе перемѣнятся въ нетлѣнныя, и весь міръ перемѣнится: будетъ новое небо и новая земля.
Двѣнадцатый членъ:
Это значитъ, что мы не только вѣруемъ, что будетъ жизнь вѣчная въ будущемъ вѣкѣ, но и ожидаемъ этой жизни новой, вѣчной, безконечной. Въ этой будущей жизни праведники будутъ вѣчно блаженствовать съ Богомъ, и со святыми ангелами въ раю, а грѣшники будутъ вѣчно мучиться въ аду вмѣстѣ съ діаволомъ. Слово: аминь, значитъ: воистину, т.-е. все, что изложено въ исповѣданіи православной вѣры истинно и непреложно.