иоанн поми́луй октября при́сно радуися святаго богородицы архипастырское тропарь храм поклон литургия рпсц отче псалом человеколю́бец церковь катавасия господи слава древлеправославное ирмос воскресе́ние утреня церкви человек душа исус вечерня молитва помилуй день пресвятыя тебе аминь крест поста священномучеников павел христа кондак исповеди служба животворя́щаго святых смерть старообрядческий сердце храме христос корнилий
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I - Объясненіе молитвы Господней.
Индекс материала |
---|
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ I |
О вѣрѣ. |
О надеждѣ. |
Объясненіе молитвы Господней. |
О любви. |
О любви и 10 заповѣдяхъ Божіихъ. |
Все страницы |
Объясненіе молитвы Господней.
Молитва "Отче нашъ" называется молитвой Господней потому, что Самъ Господь научилъ своихъ учениковъ молиться этою молитвою.
Она начинается призываніемъ, состоитъ изъ семи прошеній и заканчивается славословіемъ.
Призываніе:
Бога мы называемъ Отцемъ потому, что: во-первыхъ, Онъ Творецъ всея твари и по своей милости назвалъ насъ, христіанъ, своими дѣтьми (сынами), во-вторыхъ, что Онъ любитъ насъ, какъ Отецъ и помогаетъ намъ во всѣхъ добрыхъ дѣлахъ и, въ-третьихъ, что мы всегда должны обращаться къ нему съ любовію и надеждою, какъ дѣти къ своему отцу. Подъ словомъ Отче мы должны разумѣть всѣ три лица Св. Троицы, по слову Спасителя, обращенному къ апостолу Филиппу: "Не вѣси ли, яко Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ есть". Называемъ, далѣе, Отца нашимъ, говоримъ: "Отче нашъ", хотя бы такъ молился и одинъ христіанинъ; этимъ мы выражаемъ любовь свою къ ближнимъ, считая всѣхъ единомысленныхъ христіанъ своими братьями, а враговъ нашихъ "неблагоразумныхъ", не единствующихъ въ вѣрѣ, любовію увѣщаемъ, чтобы и они сдѣлались нашими братьями по вѣрѣ. Называемъ мы Бога "Отцемъ, сущимъ на небесѣхъ" потому, что Онъ, Вездѣсущій, но имѣетъ престолъ Своей славы на небѣ, гдѣ небесныя силы служатъ Ему и непрестанно славословятъ Его. Поэтому и мы, произнося сію молитву, должны всѣ помыслы наши устремить на небеса, оставляя все земное и житейское. Св. Псалмопѣвецъ говоритъ: "Богъ нашъ на небеси и на земли, вся елика восхотѣ сотвори". Онъ имѣетъ престолъ — небо, подножіе же землю, т.-е. обладаетъ всей вселенной.
Первое прошеніе:
словами мы вѣщаемъ, что нѣсть никто инъ святъ, якоже Богъ Нашъ и именемъ Его мы освящаемся и въ вѣрѣ укрѣпляемся, а добрыми дѣлами своими мы распространяемъ славу Пресвятаго имени Его между людьми. Мы и просимъ для этого Божіей помощи словами перваго прошенія: "Пусть святится Твое имя въ насъ"; рече бо Господь: "якода видятъ ваша добрая дѣла и прославятъ Отца Вашего иже есть на небесѣхъ". Имя Божіе святится въ насъ, когда мы живемъ по заповѣдямъ Божіимъ.
Второе прошеніе:
прошеніемъ мы просимъ, чтобы Господь освободилъ насъ, какъ Царь всей твари видимой и невидимой, отъ грѣховныхъ силъ и отъ лукавыхъ помысловъ, и основалъ царство благодати Божіей, въ которомъ все вѣчно и нескончаемо; просимъ, чтобы мы были христіанами не только по имени, но и по жизни своей.
Третье прошеніе:
Симъ прошеніемъ мы молимъ Отца нашего Небеснаго о благодати и помощи Его, чтобы намъ исполнить весь святый законъ Его. Подобно ангеламъ, славящимъ Бога по волѣ Его, безъ зависти, въ мирѣ и глубокой тишинѣ, мы просимъ, чтобы и намъ исполнить Его святую волю благоугодно и вмѣстѣ съ тѣмъ выражаемъ нашу готовность принять отъ Бога все, что Ему угодно будетъ намъ ниспослать.
Четвертое прошеніе:
Такъ какъ человѣкъ состоитъ изъ души и тѣла, то сими словами мы просимъ хлѣба небеснаго, т.-е. причастія св. Тайнъ и назиданія въ словѣ Божіемъ, т.-е. въ Священномъ Писаніи и св. Преданіи, — это для души; а для тѣла: пищи, одежды и жилища, какъ необходимыхъ для нашего существованія. Даждь намъ днесь, т.-е. на сегодня только, просимъ потому, что наша жизиь зависитъ отъ Бога и, слѣдовательно, этими словами мы удаляемъ отъ себя всякую мысль о стяжаніи земныхъ благъ.
Пятое прошеніе:
Многіе грѣхи мы совершаемъ и дѣломъ, и словомъ, и мыслію, а мы должны исполнять заповѣди Божіи, но когда грѣшимъ, то остаемся въ долгу у Бога; должниками же нашими состоятъ наши ближніе, которые чѣмъ-либо провинились предъ нами: Этимъ прошеніемъ напоминается намъ, чтобы мы не медлили прощать другъ другу вины и, Господь, видя наше снисхожденіе къ ближнимъ, добрыя дѣла, чистое покаяніе и милостыню, по милосердію Своему, проститъ и наши великія и многообразныя согрѣшенія.
Шестое прошеніе:
Искушеніями называются такія событія въ нашей жизни, при которыхъ мы, безъ помощи Божіей легко можемъ впасть въ грѣхъ. Богъ искушаетъ во благо, а діаволъ во зло. Искушенія бываютъ: или отъ немощи нашей тѣлесной, или отъ худого примѣра людей, или же отъ соблазна діавольскаго. Словами шестого прошенія мы молимъ Господа удалить отъ насъ эти искушенія. Но если Господу угодно послать намъ искушенія во благо, т.-е., чтобы укрѣпить насъ въ доброй жизни. (примѣръ Іова праведнаго), то просимъ Господа, чтобы послалъ намъ силы и крѣпость духа перенесть ихъ и сохранить себя отъ отчаянія и погибели.
Седьмое прошеніе:
Этими словами мы молимся Господу, да не дастъ Онъ на насъ власти лукавому діаволу, но покрыетъ насъ обычнымъ своимъ человѣколюбіемъ. Затѣмъ просимъ, чтобы Господь избавилъ насъ отъ всякихъ золъ, бѣдъ и напастей, кои кознями діавола и его лукавствомъ наводятся имъ, непримиримымъ врагомъ рода человѣческаго, на послѣдователей Христова ученія. Св. апостолъ Петръ говоритъ:
(1 Петр. 5 гл. 8 ст. Зач. 63).
Славословіе, или совершеніе молитвы, яже Богу и Отцу Небесному:
Этимъ мы славимъ вѣчное царство Божіе, о которомъ св. Давыдъ глаголетъ: "Царство Твое, — царство всѣхъ вѣкъ". Мы просимъ даровать намъ сіе царство, уготованное праведнымъ отъ сложенія міра, потому что Онъ силенъ даровать намъ его и славою вѣнчать насъ, "понеже Господь сыи Богъ, Царь славы, сильный и крѣпкій во бранѣхъ, наипаче отъ насильства держащихъ избавитъ насъ". (Больш. Катих., листъ 171—230).
Мыслію о Богѣ, какъ Царѣ Вѣчномъ, мы будемъ болѣе и болѣе утверждаться въ нашей надеждѣ, что Онъ. Всемогущій, подастъ намъ то, о чемъ мы просимъ, ибо это въ Его власти и относится къ Его славѣ.
Слово: аминь прибавляется и ко всѣмъ другимъ молитвамъ, чтобы выразить нашу вѣру во все то, о чемъ мы молимся Богу.