при́сно церкви старообрядческий служба животворя́щаго сердце святых радуися архипастырское смерть утреня поклон ирмос иоанн святаго храме исповеди христа катавасия воскресе́ние тропарь день исус псалом корнилий крест храм человек христос рпсц древлеправославное литургия поми́луй богородицы отче господи слава вечерня церковь аминь человеколю́бец павел помилуй пресвятыя душа кондак октября священномучеников молитва поста тебе
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. НОВЫЙ ЗАВЕТ l.
1. Святый Іоаннъ Креститель.
(Евангеліе на рожество честнаго и славнаго Предотечи и Крестителя Іоанна на литургіи и на зачатіе 23 сентября).
Въ концѣ Иродова царствованія жилъ нѣкто священникъ по имени 3ахарія. Жену его звали Елисаветою. Они были люди праведные и дожили до старости, а дѣтей не имѣли, хотя и часто объ этомъ просили Бога. Однажды случилось Захаріи въ свою очередь совершать служеніе во храмѣ, и когда онъ взошелъ въ святилище и приблизился къ алтарю кадильному, то увидѣлъ ангела по правую сторону алтаря. Захарія испугался; Ангелъ сказалъ: "не бойся, я возвѣщаю тебѣ радость: жена твоя Елисавета родитъ тебѣ сына, и ты назовешь его Іоанномъ (что значитъ Благодать); онъ будетъ великъ предъ Господомъ и исполнится Святаго Духа съ самаго рожденія своего". Захарія сказалъ Ангелу: "Чѣмъ мнѣ въ этомъ удостовѣриться, когда я старъ и жена моя тоже?". Ангелъ сказалъ ему: "За то, что ты не вѣришь, ты сдѣлаешься нѣмымъ и не будешь говорить, пока это исполнится". И Захарія сдѣлался нѣмымъ.
Елисавета, жена Захаріина, дѣйствительно родила сына. Сосѣди и родственники совѣтовали ей назвать его въ честь отца, Захаріею, но Елисаветѣ хотѣлось назвать его Iоанномъ. Когда спрашивали объ этомъ у Захаріи, то онъ потребовалъ дощечку и написалъ на ней: "Iоаннъ, имя ему"; и тотчасъ отверзлись уста его, и онъ началъ говорить и пророчествовать, что сынъ его будетъ Предотечею Мессіи, т.-е. Христа. Видѣвшіе это удивлялись; а младенецъ возрасталъ и укрѣплялся духомъ. До тридцатилѣтняго возраста Іоаннъ жилъ въ пустынѣ, гдѣ питался акридами (особый видъ травы) и дикимъ медомъ, а одежду носилъ изъ верблюжьихъ волосъ и подпоясывался ремнемъ. (Лук. гл. 1, ст. 5—68. Зач. 2 и 4).
2. Рожденіе Пресвятой Богородицы и введеніе Ея въ церковь.
Пресвятая Дѣва Марія была дочь праведныхъ родителей Іоакима, потомка Давыдова, и Анны. Іоакимъ и Анна, доживъ до старости, не имѣли дѣтей, и усердно молились Богу о томъ, чтобы онъ даровалъ имъ дитя, обѣщаясь посвятить его на служеніе Богу при храмѣ. Богъ услышалъ ихъ молитву и даровалъ имъ дочь, которую они назвали Маріею.
Когда отроковицѣ Маріи исполнилось три года, они ввели Ее во храмъ іеросалимскій и посвятили Богу. При храмѣ она жила съ благочестивыми постницами, посвятившими себя на служеніе Богу, молилась, читала священныя книги, трудилась и дала обѣтъ Богу пребывать всегда Дѣвою. Когда ей исполнилось четырнадцать лѣтъ, родителей Ея уже не было въ живыхъ. Священники по особому указанію Божію обручили Ее Іосифу, святому осмидесятилѣтнему старцу, также изъ рода Давыдова, Ея родственнику, чтобы онъ пропитывалъ Ее и былъ хранителемъ Ея дѣвства. Посему Пресвятая Дѣва поселилась въ его домѣ, въ Назаретѣ.
Рожество Пресвятой Богородицы празднуется церковью 8-го сентября, а Введеніе въ церковь празднуется 21-го ноября.
3. Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы.
Однажды, проживая въ домѣ Іосифа, Марія читала Священное Писаніе; и призадумалась Она надъ пророчествомъ Исаіи, предсказывавшимъ, что Спаситель родится отъ Дѣвы. Въ это время предсталъ предъ Нею Ангелъ и сказалъ: "Радуйся, Обрадованная, Господь съ Тобою!", а затѣмъ объявилъ Ей, что Она родитъ Сына и назоветъ Его Ісусомъ (то-есть Спасителемъ), потому что Онъ спасетъ всѣхъ людей.
Услыша эти слова, Марія недоумѣвала: какъ же Она можетъ родить Сына, давъ обѣщаніе остаться навсегда дѣвою? Ангелъ, видя Ея смущеніе, успокоилъ Ее; онъ сказалъ: "Духъ Святой найдетъ на Тебя, и сила Вышняго осѣнитъ Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыномъ Божіимъ". А чтобы Марія не сомнѣвалась, Ангелъ сказалъ Ей, что и Ея родственница, престарѣлая Елисавета, потерявшая уже всякую надежду имѣть дѣтей, скоро родитъ сына. Выслушавъ это благовѣстіе, Марія смиренно отвѣтила: "Я — раба Господня; пусть будетъ такъ, какъ ты сказалъ!".
Марія поняла, что скоро родится давно ожидаемый всѣми евреями Избавитель, Спаситель, и что Она будетъ Его Матерью. Іосифу Она ничего не сказала объ этомъ; и тотчасъ же отправилась къ Елисаветѣ, чтобы подѣлиться съ ней Своею радостью. (Лук. 1 гл., ст. 26—38. Зач. 3). Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы празднуется у насъ 25-го марта.
(Ев. на Благовѣщеніе на утрени и на иные праздники Пресвятыя Богородицы).
Вскорѣ послѣ Благовѣщенія Пресвятая Богородица посѣтила родственницу свою Елисавету, жену Захаріи. Какъ только Она вошла въ домъ Захаріи и привѣтствовала Елисавету, Елисавета исполнилась Святаго Духа и громкимъ голосомъ сказала: "Благословенна Ты между женами, и благословенъ плодъ чрева Твоего; и откуда это мнѣ, что пришла Матерь Господа моего ко мнѣ?". Въ отвѣтъ на это Пресвятая Дѣва Марія сказала: "Величитъ душа Моя Господа, и возрадовался духъ Мой о Богѣ, Спасителѣ Моемъ, что Онъ призрѣлъ на смиреніе рабы Своей, которую отнынѣ будутъ ублажать всѣ роды". Около трехъ мѣсяцевъ пробыла Пресвятая Дѣва у Елисаветы и возвратилась въ домъ свой. (Лук. гл. 1, ст. 39—56. Зач. 4).
4. Рожество Христово.
Римскій императоръ Августъ повелѣлъ сдѣлать въ подчиненной ему землѣ іудейской народную перепись. Для этого каждый іудей долженъ былъ итти записаться въ тоть городъ, гдѣ жили его предки. Іосифъ и Пресвятая Дѣва Марія происходили изъ рода Давыдова и потому изъ Назарета отправились въ городъ Виѳлеемъ, въ которомъ родился Давыдъ. Здѣсь они не могли найти себѣ мѣста въ домѣ, такъ какъ по случаю переписи, въ Виѳлеемѣ собралось очень много народа, и остановились за городомъ, въ пещерѣ, куда пастухи загоняли скотъ въ ненастную погоду. Здѣсь ночью Пресвятая Дѣва Марія родила Младенца, спеленала его и положила въ ясли.
Въ ночь Рожества Христова пастухи виѳлеемскіе пасли свои стада въ полѣ. Вдругъ ихъ осіялъ свѣтъ, и предъ ними явился ангелъ. Пастухи испугались. Но ангелъ сказалъ имъ: "Не бойтесь! Я возвѣщаю вамъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ: въ эту ночь въ городѣ Давыдовомъ родился Спаситель, Который есть Христосъ Господь; и вотъ вамъ знакъ: вы найдете Младенца въ пеленахъ, лежащаго въ ясляхъ". Въ это время на небѣ явилось множество ангеловъ, которые славили Бога и пѣли: "Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе".
Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: "Пойдемъ въ Виѳлеемъ и посмотримъ, о чемъ возвѣстилъ намъ Господь". Они пришли въ пещеру и нашли тамъ Пресвятую Дѣву Марію, Іосифа и Младенца, лежащаго въ ясляхъ. Они поклонились Младенцу и разсказали Іосифу и Пресвятой Дѣвѣ Маріи о томъ, что видѣли и слышали отъ ангеловъ. Въ восьмой день по рожденіи надъ Младенцемъ было совершено обрѣзаніе и наречено имя Ему Ісусъ. (Лук. гл. 2, ст. 1—21. Зач. 5).
Рожество Христово празднуется у насъ 25-го декабря, а Обрѣзаніе — 1-го января.
5. Поклоненіе волхвовъ.
Вскорѣ послѣ рожденія Господа Ісуса Христа пришли изъ далекой восточной страны въ Іеросалимъ волхвы, (т.-е, мудрецы), и стали спрашивать: "Гдѣ родился царь Іудейскій? Мы видѣли звѣзду Его на востокѣ и пришли поклониться Ему". Услышавъ это, царь Иродъ весьма встревожился и рѣшилъ погубить родившагося Царя. Онъ призвалъ къ себѣ первосвященниковъ и книжниковъ и спросилъ ихъ: "Гдѣ должно родиться Христу?". Они отвѣтили: "Въ Виѳлеемѣ іудейскомъ, потому что такъ написано у пророка Михея". Тогда Иродъ тайно призвалъ къ себѣ волхвовъ, вывѣдалъ у нихъ время явленія звѣзды и сказалъ имъ: "Идите въ Виѳлеемъ и развѣдайте о Младенцѣ и, когда найдете Его, извѣстите меня, чтобы и я могъ поклониться Ему". Волхвы пошли въ Виѳлеемъ, и звѣзда, которую они видѣли на востокѣ, шла предъ ними и привела къ тому мѣсту, гдѣ былъ Младенецъ Ісусъ. Волхвы поклонились Ему и принесли дары: золото, ладанъ и смирну (т.-е. душистую мазь). Золото, какъ царю, ливанъ, или ладанъ — какъ Богу, а смирну, — какъ человѣку, который долженъ умереть. Затѣмъ они хотѣли возвратиться въ Іеросалимъ къ Ироду, но во снѣ получили повелѣніе отъ Господа, и другимъ путемъ возвратились въ свою страну.
6. Избіеніе младенцевъ.
Когда Иродъ узналъ, что волхвы обманули его, разгнѣвался и послалъ воиновъ избить въ Виѳлеемѣ и его окрестностяхъ всѣхъ младенцевъ мужескаго пола отъ двухъ лѣтъ и моложе. Воины пошли и убили 14.000 младенцевъ. Иродъ разсчитывалъ, что въ томъ числѣ будетъ убитъ и родившійся Царь. Но Іосифъ и Пресвятая Дѣва Марія, по повелѣнію ангела, заранѣе ушли съ Младенцемъ въ Египетъ и возвратились оттуда въ Назаретъ только послѣ смерти Ирода. (Мѳ., гл. 2, 1—12. Зач. 4).
7. Срѣтеніе Господне.
Въ законѣ Господнемъ, данномъ чрезъ Моисея, предписано было евреямъ посвящать Богу всякаго первенца мужескаго пола, и для этого приносить въ храмъ младенца въ сороковый день по рожденіи и принести за него жертву. Поэтому и Пресвятая Дѣва Марія съ Іосифомъ принесли Младенца Ісуса въ Іеросалимъ, чтобы представить предъ Господа; принесли они также и двухъ птенцовъ голубиныхъ. Тогда былъ въ Іеросалимѣ праведный старецъ, Симеонъ. Ему было предсказано Духомъ Святымъ, что онъ не умретъ, доколѣ не увидитъ Христа Господня. Симеонъ пришелъ въ храмъ, и, когда Пресвятая Дѣва Марія и Іосифъ принесли Младенца Ісуса, Симеонъ взялъ Его на руки и сказалъ: "Теперь, Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего, по обѣщанію Твоему, съ миромъ; ибо видѣлъ я спасеніе Твое, которое Ты уготовилъ для всѣхъ народовъ". (Лук., гл. 2, ст. 21—39. Зач. 7 и 8).
Срѣтеніе Господне празднуется 2-го февраля.
8. Отрочество Ісуса Христа.
По закону Моисея, всѣ евреи обязаны были приходить въ Іеросалимъ на праздникъ Пасхи, продолжавшійся восемь дней. Праздникъ этотъ былъ установленъ въ воспоминаніе выхода евреевъ изъ Египта. Соблюдая всѣ законы, Іосифъ и Пресвятая Дѣва Марія каждый годъ ходили въ Іеросалимъ на этотъ праздникъ; и каждый разъ брали съ собою Ісуса. Когда Ему было уже 12 лѣтъ, они тоже пошли въ Іеросалимъ на этотъ праздникъ; по окончаніи же праздника, они возвращались домой съ другими богомольцами; и думали они, что Отрокъ Ісусъ идетъ тутъ же въ толпѣ, съ своими сверстниками или знакомыми; но когда пришли на ночлегъ, то стали искать Ісуса и не нашли. Вернулись они въ Іеросалимъ и три дня искали Его; наконецъ, зашли въ храмъ помолиться; и увидѣли тамъ Ісуса, окруженнаго книжниками; разговоръ между ними шелъ о Священномъ Писаніи; и всѣ книжники удивлялись мудрымъ отвѣтамъ Ісуса. Увидя Его, Дѣва Марія сказала: "Сынъ мой, что Ты сдѣлалъ съ нами. Мы три дня Тебя искали и измучились". Но Онъ сказалъ имъ. "Зачѣмъ же вы искали Меня не тамъ, гдѣ Мнѣ надлежало быть? Или вы не знаете, что Мнѣ надлежало быть именно здѣсь, въ домѣ Отца Моего?"
Они тогда этого не поняли, но Пресвятая Богородица сохраняла всѣ слова Его въ сердцѣ своемъ. Отрокъ Ісусъ возвратился съ ними въ Назаретъ и былъ въ повиновеніи у нихъ, преуспѣвая въ мудрости и возрастѣ, и Богъ и люди любили Его. (Лук., гл. 2, 40—52 ст. Зач. 8).
9. Проповѣдь Іоанна Крестителя. Крещеніе Ісуса Христа.
(Ев. въ навечеріе Богоявленія, на св. Богоявленіе на литургіи и на 9 часѣ въ навечеріи Св. Богоявленія. Пон. 12-й нед., на 6 часѣ Богоявленія и на утрени).
Іоаннъ Креститель, въ младенчествѣ лишившись родителей, удалился въ пустыню іудейскую и проводилъ тамъ самую строгую жизнь. Онъ носилъ одежду изъ верблюжьяго волоса, опоясывался кожанымъ поясомъ и питался акридами (трава) и дикимъ медомъ.
Когда въ Римѣ царствовалъ Тиверій Кесарь, а въ Іудеи былъ правителемъ Понтій Пилатъ, тогда былъ голосъ Господень къ Іоанну, сыну Захаріину, въ пустынѣ, чтобы онъ началъ проповѣдывать людямъ покаяніе къ оставленію грѣховъ, и чтобы онъ приготовлялъ людей къ принятію Спасителя. Народъ приходилъ къ Іоанну, исповѣдывалъ грѣхи свои и крестился отъ него въ Іорданѣ. Народъ спрашивалъ у Іоанна: "Что намъ дѣлать?" Іоаннъ отвѣчалъ: "Кто имѣетъ двѣ одежды, отдай одну неимущему; кто имѣетъ хлѣбъ, дѣлай тоже". Приходили къ нему мытаріи (т.-е. сборщики податей) и спрашивали: "Что намъ дѣлать?" Онъ сказалъ имъ: "Не берите ни съ кого лишняго". Спрашивали также и воины: "А намъ, что дѣлать?" Онъ сказалъ: "Никого не обижайте, не клевещите и будьте довольны своимъ жалованьемъ". Когда же Іоаннъ увидѣлъ многихъ фарисеевъ и саддукеевъ, идущихъ къ нему креститься, сказалъ имъ: "Порожденія ехиднины (т.-е. змѣиныя); кто научилъ васъ бѣжать отъ наступающаго гнѣва? Принесите плоды, достойные покаянія и не говорите, что вы имѣете отца Авраама. Сказываю вамъ, что Богъ можетъ и изъ камней произвести чадъ Аврааму". (Лук., гл. 3, ст. 1—8. Зач. 9).
Когда Ісусу Христу исполнилось тридцахь лѣтъ, Онъ пришелъ на рѣку Іорданъ къ Іоанну, чтобы креститься отъ него. Іоаннъ считалъ себя недостойнымъ крестить Господа и говорилъ Ему: "Я долженъ отъ Тебя креститься, а Ты приходишь ко мнѣ". Но Ісусъ Христосъ отвѣтилъ: "Оставь теперь: намъ должно исполнить всякую правду". Тогда Іоаннъ крестилъ Его.
Когда Ісусъ Христосъ выходилъ изъ воды разверзлись надъ Нимъ небеса и Духъ Божій въ видѣ голубя сошелъ на Него, и съ неба былъ слышенъ голосъ Бога Отца: "Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе". Мѳ., гл. 3, ст. 18—17. Зач. 6. Марк., гл. 1, ст. 9—11. Зач 2). Послѣ крещенія Господь Ісусъ Христосъ удалился въ пустыню и провелъ тамъ сорокъ дней и ночей въ молитвѣ, не принимая никакой пищи. Діаволъ искушалъ Его ко грѣху, но отошелъ посрамленнымъ. (Лук., гл. 4, ст. 1—13. Зач. 12. Мѳ., гл. 4, ст. 1—11. Зач. 7. Марк., гл. 1, ст. 12 и 13. Зач. 2). Крещеніе Господне празднуется у насъ 6-го января.
Въ воспоминаніе сорокадневнаго поста Спасителя св. Церковь установила св. Великій Постъ передъ св. Пасхою.
10. Первые ученики Ісуса Христа.
Послѣ сорокадневнаго поста въ пустынѣ, Ісусъ Христосъ снова пришелъ на берегъ Іорданъ, гдѣ крестилъ Іоаннъ Креститель. Увидѣвъ Ісуса, Іоаннъ сказалъ народу: "Вотъ Агнецъ Божій, Который беретъ на Себя грѣхи міра". Двое изъ учениковъ Іоанновыхъ: Андрей, названный Первозваннымъ, и Іоаннъ Богословъ послѣдовали тотчасъ за Ісусомъ Христомъ. Потомъ Андрей привелъ своего брата Симона, котораго Ісусъ Христосъ назвалъ Петромъ.
Число учениковъ у Ісуса Христа постепенно увеличивалось. Изъ нихъ Онъ избралъ двѣнадцать и назвалъ ихъ апостолами, т.-е. посланниками, такъ какъ Онъ посылалъ ихъ для проповѣди Своего ученія. (Іоан., гл. 1, ст. 85—51. Зач. 4).
Имена апостоловъ слѣдующія: Андрей, Петръ, Іаковъ, Іоаннъ, Филиппъ, Варѳоломей, Ѳома, Матѳей, Іаковъ, братъ Господень (Алфеевъ), Іуда Іаковлевъ, Симонъ Зилотъ и Іуда Искаріотскій.