господи аминь священномучеников воскресе́ние кондак тропарь смерть сердце христос катавасия церкви исус древлеправославное служба животворя́щаго архипастырское святых литургия при́сно храме исповеди радуися крест церковь молитва старообрядческий богородицы тебе христа пресвятыя храм слава ирмос человеколю́бец поклон душа утреня павел октября поми́луй день иоанн вечерня поста помилуй святаго человек псалом отче корнилий рпсц
ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ IIl. - 30. Золотой телецъ.
30. Золотой телецъ.
Во время сорокадневнаго пребыванія Моисея на горѣ Синаѣ Израильтяне, не видя его долго и не зная, что съ нимъ происходитъ, потребовали у Аарона сдѣлать имъ бога, чтобы онъ велъ ихъ далѣе. Ааронъ, желая отклонить ихъ отъ этого, велѣлъ имъ принести къ нему всѣ золотыя серьги, какія были у нихъ. Израильтяне не пожалѣли ихъ и принесли. Тогда онъ сдѣлалъ изъ серегъ литого золотого тельца. Увидѣвъ тельца, Израильтяне сказали: "вотъ Богъ твой, Израиль, который вывелъ тебя изъ земли Египетской!" На другой день принесли жертвы предъ тельцомъ, стали пировать, играть, пѣть и плясать вокругь него. Въ это самое время Господь, вручилъ скрижали Моисею.
Сошедши съ горы и увидѣвъ тельца и пляски, Моисей воспламенился гнѣвомъ, бросилъ скрижали и разбилъ ихъ; взялъ тельца, сжегъ въ огнѣ, стеръ въ пыль, разсыпалъ по водѣ въ потокѣ и напоилъ ею Израильтянъ. Главнѣйшіе виновники идолопоклонства были истреблены мечомъ сыновъ Левіиныхъ, или поражены смертію отъ самаго Бога (погибло около 3000 виновныхъ).
По повелѣнію Божію, Моисей вытесалъ двѣ каменныя скрижали и съ ними взошелъ на гору Синай и пробылъ тамъ у Господа сорокъ дней и ночей въ молитвѣ, хлѣба не ѣлъ и воды не пилъ. Въ этотъ разъ Господь нѣкоторымъ особеннымъ образомъ показалъ ему славу Свою и написалъ на скрижаляхъ десять заповѣдей. Когда Моисей сходилъ съ горы Синая со скрижалями, Израильтяне увидѣли, что лицо его сіяетъ лучами отъ того, что Богъ говорилъ съ нимъ, и боялись подойти къ нему. Моисей съ этого времени полагалъ на лицо свое покрывало, которое снималъ только тогда, когда предстоялъ предъ Богомъ. (Исх., гл. 32 и 34).