утреня человеколю́бец корнилий поклон человек исповеди храме день радуися поми́луй господи отче рпсц старообрядческий литургия иоанн храм святаго поста аминь христос катавасия октября молитва богородицы при́сно святых смерть исус церкви псалом христа животворя́щаго ирмос помилуй кондак павел древлеправославное вечерня сердце служба тебе душа крест архипастырское церковь пресвятыя воскресе́ние слава священномучеников тропарь
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ II - 3. Лица, совершающія Богослуженія.
3. Лица, совершающія Богослуженія и священныя ихъ облаченія.
Лица, которыя по апостольскимъ правиламь, имѣютъ право совершать Богослуженiе, суть: епископъ, іерей, или священникъ и діаконъ.
Высокую степень священства имѣютъ епископы. Они освящаютъ антиминсы, св. Мѵро, и св. храмы (хотя освященіе Храмовъ могуть поручать и іереямъ), и поставляютъ іереевъ и діаконовъ и другихъ служащихъ при храмѣ (стихарныхъ). Всѣ епископы равны между собою, но получаютъ разныя названія, смотря по величинѣ областей, которыми они управляютъ, а также и по значенію въ гражданскомъ отношеніи тѣхъ городовъ, гдѣ они живутъ; такъ, поэтому они называются: патріархами, митрополитами, архіепископами и епископами. Священники, или іереи совершаютъ всѣ таинства, кромѣ тайны священства, а діаконы только прислуживаютъ при совершеніи таинствъ. Священники также равны между собою, но по нѣкоторымъ заслугамъ и продолжительному служенію св. Церкви, именуются въ мірѣ: священно-протоіереями, а во инокахъ: архимандриты, игумены и священноиноки. Старшій діаконъ въ мірѣ называется протодіаконъ, а иночествующій; архидіаконъ, оба служатъ только при епископѣ; низшіе же прислужники при епископскомъ священнослуженіи именуются иподіаконами.
Священнослужители при своемъ посвященіи, а затѣмъ и вообще при Богослуженіяхъ, облачаются въ священныя одежды, именно: діаконъ облачается въ стихарь, уларь (орарь) и поручи; священникъ — въ подризникъ (тотъ же стихарь), епитрахиль (сугубый уларь), поясъ, поручи и ризу, или фелонь; епископъ облачается въ тѣ же одежды, что и священникъ, но вмѣсто епитрахили епископъ облачается въ особую одежду, называемую амфоръ (омофоръ)—это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа такъ, что одинъ конецъ ея опускается спереди, а другой сзади. Митрополиты и архіепископы, вмѣсто фелони облачаются въ саккосъ—одежда на подобіе короткаго стихаря съ короткими рукавами. Митра — головное украшеніе епископовъ; панагія—небольшой круглый образъ Спасителя, или Божіей Матери, богато украшенный, который епископы носятъ на груди и крестъ, затѣмъ: посохъ, или жезлъ — знакъ его власти; орлецы, т.-е. круглые коврики съ изображеніемъ орла, летящаго надъ городомъ. Во время Богослуженія на этотъ коврикъ становится епископъ въ нѣкоторыхъ, положенныхъ по уставу, моментахъ церковной службы. Это означаетъ, что епископъ своимъ ученіемъ и своею жизнью долженъ возвышаться надъ паствою и служить для нея примѣромъ стремленія отъ земнаго къ небесному, подобно орлу, парящему въ воздухѣ.