священномучеников служба отче человеколю́бец христа христос литургия храм тебе богородицы исус октября смерть архипастырское старообрядческий крест святых павел храме катавасия вечерня человек поклон псалом ирмос тропарь слава радуися при́сно пресвятыя душа животворя́щаго помилуй поми́луй поста кондак иоанн исповеди воскресе́ние церковь корнилий утреня день церкви рпсц святаго сердце господи древлеправославное аминь молитва
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ II - 2. Храмъ и его устройство.
2. Храмъ и его устройство.
Для совершенія церковныхъ богослуженій христіане строятъ особое зданіе, называемое храмомъ, или церковью. Храмъ отличается отъ жилыхъ домовъ своею внѣшностью; но многіе христіане, по различнымъ побужденіямъ, устраиваютъ св. храмы и при домахъ, т.-е. домовыя церкви, или молитвенные дома.
По внѣшнему виду храмы строятся круглые, осмиугольные, продолговатые, на подобіе корабля, въ формѣ креста. Круглые храмы напоминаютъ вѣчность церкви Христовой; осьмиугольные напоминаютъ звѣзду, явившуюся при рожденіи Спасителя міра; продолговатые— означаютъ, что церковь подобно кораблю, какъ бы плаваетъ по волнамъ житейскаго моря, и что только въ истинной церкви—спасеніе для людей отъ всѣхъ житейскихъ печалей, а форма креста напоминаетъ намъ о томъ, что крестною смертью Господь нашъ Ісусъ Христосъ избавилъ родъ человѣческій отъ грѣха, проклятія и смерти.
На кровлѣ храма устраивается глава, на которой водружается св. крестъ осьмиконечный, во славу Главы св. Церкви Ісуса Христа, распятаго на крестѣ. Иногда устраивается нѣсколько главъ на храмѣ: три во имя св. Троицы; пять—изображаютъ Ісуса Христа и четырехъ евангелистовъ; семь въ честь семи таинствъ и тринадцать въ честь Ісуса Христа и двѣнадцати святыхъ апостоловъ.
При храмѣ, или отдѣльно отъ него устраивается колокольня, на которой привѣшиваются колокола, чтобы благовѣстить къ Богослуженію и возвѣщать христіанамъ, не присутствующимъ на богослуженіи о томъ, что совершается въ храмѣ. Внутри храмъ раздѣляется на три части: алтарь, среднюю часть и притворъ. Алтарь—главная часть храма, назначается для священнослужителей; міряне же не должны входить въ него, по правиламъ св. отецъ, безъ особой нужды, а женщинамъ запрещается вообще входить въ алтарь. Храмы устраиваются алтаремъ на востокъ, а входъ съ запада въ знакъ того, что христіанинъ удаляется отъ тьмы къ Свѣту-Христу который есть Востокъ свыше и: Востокъ имя Ему. Каждый храмъ посвящается памяти какого-либо событія изъ жизни Спасителя, Божіей Матери, или памяти Святыхъ ангеловъ и св. угодниковъ Божіихъ. Посрединѣ алтаря поставляется, украшенный одеждами столъ, называемый престоломъ, потому что на немъ невидимо, во время совершенія Божественной Литургіи, присутствуеть Христосъ,—"Царь Царемъ". Это главная святыня храма и прикасаться къ престолу и лобызать его могуть только cвященнослужители. На престолѣ же неподвижно утвержденъ подъ верхнимъ покровомъ Св. Антиминсъ, т.-е. четвероконечный бѣлый, ткательный платъ, на которомъ изображенъ черным осьмиконечный крестъ и зашиты въ нѣсколькихъ мѣстахъ Св. Мощи. Антиминсы освящаются епископами. Безъ антиминса невозможно совершать св. Литургіи. На св. престолѣ находится св. Евангеліе, литонъ (или иллитонъ), т.-е. шелковый платъ съ губкою, дарохранительница и крестъ. Въ лѣвомъ углу алтаря стоитъ другой столъ, называемый жертвенникомъ, потому, что на немъ приготовляется, для принесенія безкровной жертвы, хлѣбъ (просфора) и вино, а также принимаются отъ христіанъ приношенія (просфоры) для поминовенія живыхъ и умершихъ. На жертвениикѣ находятся: дискосъ— небольшое блюдо на подставкѣ, звѣздица, чаша, или потиръ, копіе, лжица, губа для вытиранія чаши, воздухъ и покровцы.
Алтарь отдѣляется отъ средней части храма иконостасомъ, т.-е. стѣною, уставленною св. иконами. Въ иконостасѣ трое дверей, изъ которыхъ—среднія называются царскими, потому что чрезъ нихъ въ св. Дарахъ во время великаго входа невидимо проходитъ Царь Славы—Христосъ. Двери эти состоятъ изъ двухъ половинъ; за ними привѣшивается завѣса, или запона (по гречески катапетасма), которая во время Богослуженія открывается и закрывается по церковному уставу. По сторонамъ царскихъ вратъ находятся двери сѣверныя и южныя. Въ иконостасѣ съ правой стороны царскихъ вратъ (если стоять лицемъ къ алтарю), помѣщается икона Спасителя, а съ лѣвой—Богоматери. Греческая надпись на иконѣ Спасителя вокругъ главы Его:
—значитъ Сыи, Сущій, а надпись на иконѣ Божіей Матери:
—означаетъ Матерь Божія. Подлѣ иконы Спасителя, а иногда за южными дверьми, ставится икона Храмовая-престольная, т.,-е. изображеніе того событія изъ жизни Спасителя или Богородицы, или того св. угодника, памяти котораго посвященъ храмъ. На царскихъ вратахъ—иконы четырехъ евангелистовъ и Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы. Надъ царскими вратами изображеніе Тайной вечери, а наверху иконостаса—св. Крестъ. Въ средней части храма, противъ царскихъ вратъ поставляется амбонъ, т.-е. возвышенное мѣсто, предназначенное для діаконовъ (а въ епископскихъ храмахъ, для облаченія епископовъ); а по сторонамъ амбона—клироса Для пѣвцовъ и чтецовъ.
Подлѣ клиросовъ и на другихъ мѣстахъ храма устанавливаются хоругви, т.-е. св. иконы, прикрѣпленныя къ длиннымъ древкамъ. Ихъ носятъ во время крестныхъ ходовъ, какъ церковныя знамена, подъ которыми христіане, какъ воины Христовы, всегда готовы идти на борьбу съ нечестіемъ и даже пострадать за вѣру Христову.
Притвор занимаетъ западную часть храма около дверей и въ древнія времена стояли здѣсь оглашенные, т.-е. увѣровавшіе во. Христа, поучавшіеся заповѣдямъ Христовымъ, но еще не принявшіе св, крещенія. Въ наше время по древле-православному обычаю мужчины во время Богослуженія стоятъ впереди, т.-е-. въ средней части храма, а женщины ближе ко входу—въ притворѣ.