церкви тропарь смерть животворя́щаго священномучеников христа при́сно отче павел утреня аминь святаго богородицы старообрядческий человеколю́бец псалом крест святых иоанн поклон корнилий катавасия ирмос церковь христос храме служба поста древлеправославное исповеди рпсц сердце радуися пресвятыя воскресе́ние человек душа молитва господи исус тебе поми́луй храм слава кондак октября помилуй день архипастырское литургия вечерня
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ II
1. Понятіе о церковномъ Богослуженіи.
Церковнымъ богослуженіемъ называется рядъ церковныхъ службъ, положенныхъ Свято-отеческими уставами въ назначенное для этого время, съ опредѣленными обрядами, совершаемыхъ священными лицами въ особыхъ священныхъ одеждахъ, или облаченіяхъ.
Церковныя службы раздѣляются на два разряда: службы постоянныя, ежедневно совершаемыя по церковному уставу, и нарочитыя, т.-е. совершаемыя по извѣстному случаю, по религіознымъ потребностямъ христіанъ и потому называемыя требами.
Самое главнѣйшее христіанское общественное богослуженіе, на которомъ по заповѣди Спасителя совершается таинство Причащенія есть Литургія. Важнѣйщія требы—это совершеніе таинствъ и погребеніе умершихъ. Къ другимъ требамъ относятся: молебны, освященіе св. воды, освященіе домовъ, панихиды и пр.
2. Храмъ и его устройство.
Для совершенія церковныхъ богослуженій христіане строятъ особое зданіе, называемое храмомъ, или церковью. Храмъ отличается отъ жилыхъ домовъ своею внѣшностью; но многіе христіане, по различнымъ побужденіямъ, устраиваютъ св. храмы и при домахъ, т.-е. домовыя церкви, или молитвенные дома.
По внѣшнему виду храмы строятся круглые, осмиугольные, продолговатые, на подобіе корабля, въ формѣ креста. Круглые храмы напоминаютъ вѣчность церкви Христовой; осьмиугольные напоминаютъ звѣзду, явившуюся при рожденіи Спасителя міра; продолговатые— означаютъ, что церковь подобно кораблю, какъ бы плаваетъ по волнамъ житейскаго моря, и что только въ истинной церкви—спасеніе для людей отъ всѣхъ житейскихъ печалей, а форма креста напоминаетъ намъ о томъ, что крестною смертью Господь нашъ Ісусъ Христосъ избавилъ родъ человѣческій отъ грѣха, проклятія и смерти.
На кровлѣ храма устраивается глава, на которой водружается св. крестъ осьмиконечный, во славу Главы св. Церкви Ісуса Христа, распятаго на крестѣ. Иногда устраивается нѣсколько главъ на храмѣ: три во имя св. Троицы; пять—изображаютъ Ісуса Христа и четырехъ евангелистовъ; семь въ честь семи таинствъ и тринадцать въ честь Ісуса Христа и двѣнадцати святыхъ апостоловъ.
При храмѣ, или отдѣльно отъ него устраивается колокольня, на которой привѣшиваются колокола, чтобы благовѣстить къ Богослуженію и возвѣщать христіанамъ, не присутствующимъ на богослуженіи о томъ, что совершается въ храмѣ. Внутри храмъ раздѣляется на три части: алтарь, среднюю часть и притворъ. Алтарь—главная часть храма, назначается для священнослужителей; міряне же не должны входить въ него, по правиламъ св. отецъ, безъ особой нужды, а женщинамъ запрещается вообще входить въ алтарь. Храмы устраиваются алтаремъ на востокъ, а входъ съ запада въ знакъ того, что христіанинъ удаляется отъ тьмы къ Свѣту-Христу который есть Востокъ свыше и: Востокъ имя Ему. Каждый храмъ посвящается памяти какого-либо событія изъ жизни Спасителя, Божіей Матери, или памяти Святыхъ ангеловъ и св. угодниковъ Божіихъ. Посрединѣ алтаря поставляется, украшенный одеждами столъ, называемый престоломъ, потому что на немъ невидимо, во время совершенія Божественной Литургіи, присутствуеть Христосъ,—"Царь Царемъ". Это главная святыня храма и прикасаться къ престолу и лобызать его могуть только cвященнослужители. На престолѣ же неподвижно утвержденъ подъ верхнимъ покровомъ Св. Антиминсъ, т.-е. четвероконечный бѣлый, ткательный платъ, на которомъ изображенъ черным осьмиконечный крестъ и зашиты въ нѣсколькихъ мѣстахъ Св. Мощи. Антиминсы освящаются епископами. Безъ антиминса невозможно совершать св. Литургіи. На св. престолѣ находится св. Евангеліе, литонъ (или иллитонъ), т.-е. шелковый платъ съ губкою, дарохранительница и крестъ. Въ лѣвомъ углу алтаря стоитъ другой столъ, называемый жертвенникомъ, потому, что на немъ приготовляется, для принесенія безкровной жертвы, хлѣбъ (просфора) и вино, а также принимаются отъ христіанъ приношенія (просфоры) для поминовенія живыхъ и умершихъ. На жертвениикѣ находятся: дискосъ— небольшое блюдо на подставкѣ, звѣздица, чаша, или потиръ, копіе, лжица, губа для вытиранія чаши, воздухъ и покровцы.
Алтарь отдѣляется отъ средней части храма иконостасомъ, т.-е. стѣною, уставленною св. иконами. Въ иконостасѣ трое дверей, изъ которыхъ—среднія называются царскими, потому что чрезъ нихъ въ св. Дарахъ во время великаго входа невидимо проходитъ Царь Славы—Христосъ. Двери эти состоятъ изъ двухъ половинъ; за ними привѣшивается завѣса, или запона (по гречески катапетасма), которая во время Богослуженія открывается и закрывается по церковному уставу. По сторонамъ царскихъ вратъ находятся двери сѣверныя и южныя. Въ иконостасѣ съ правой стороны царскихъ вратъ (если стоять лицемъ къ алтарю), помѣщается икона Спасителя, а съ лѣвой—Богоматери. Греческая надпись на иконѣ Спасителя вокругъ главы Его:
—значитъ Сыи, Сущій, а надпись на иконѣ Божіей Матери:
—означаетъ Матерь Божія. Подлѣ иконы Спасителя, а иногда за южными дверьми, ставится икона Храмовая-престольная, т.,-е. изображеніе того событія изъ жизни Спасителя или Богородицы, или того св. угодника, памяти котораго посвященъ храмъ. На царскихъ вратахъ—иконы четырехъ евангелистовъ и Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы. Надъ царскими вратами изображеніе Тайной вечери, а наверху иконостаса—св. Крестъ. Въ средней части храма, противъ царскихъ вратъ поставляется амбонъ, т.-е. возвышенное мѣсто, предназначенное для діаконовъ (а въ епископскихъ храмахъ, для облаченія епископовъ); а по сторонамъ амбона—клироса Для пѣвцовъ и чтецовъ.
Подлѣ клиросовъ и на другихъ мѣстахъ храма устанавливаются хоругви, т.-е. св. иконы, прикрѣпленныя къ длиннымъ древкамъ. Ихъ носятъ во время крестныхъ ходовъ, какъ церковныя знамена, подъ которыми христіане, какъ воины Христовы, всегда готовы идти на борьбу съ нечестіемъ и даже пострадать за вѣру Христову.
Притвор занимаетъ западную часть храма около дверей и въ древнія времена стояли здѣсь оглашенные, т.-е. увѣровавшіе во. Христа, поучавшіеся заповѣдямъ Христовымъ, но еще не принявшіе св, крещенія. Въ наше время по древле-православному обычаю мужчины во время Богослуженія стоятъ впереди, т.-е-. въ средней части храма, а женщины ближе ко входу—въ притворѣ.
3. Лица, совершающія Богослуженія и священныя ихъ облаченія.
Лица, которыя по апостольскимъ правиламь, имѣютъ право совершать Богослуженiе, суть: епископъ, іерей, или священникъ и діаконъ.
Высокую степень священства имѣютъ епископы. Они освящаютъ антиминсы, св. Мѵро, и св. храмы (хотя освященіе Храмовъ могуть поручать и іереямъ), и поставляютъ іереевъ и діаконовъ и другихъ служащихъ при храмѣ (стихарныхъ). Всѣ епископы равны между собою, но получаютъ разныя названія, смотря по величинѣ областей, которыми они управляютъ, а также и по значенію въ гражданскомъ отношеніи тѣхъ городовъ, гдѣ они живутъ; такъ, поэтому они называются: патріархами, митрополитами, архіепископами и епископами. Священники, или іереи совершаютъ всѣ таинства, кромѣ тайны священства, а діаконы только прислуживаютъ при совершеніи таинствъ. Священники также равны между собою, но по нѣкоторымъ заслугамъ и продолжительному служенію св. Церкви, именуются въ мірѣ: священно-протоіереями, а во инокахъ: архимандриты, игумены и священноиноки. Старшій діаконъ въ мірѣ называется протодіаконъ, а иночествующій; архидіаконъ, оба служатъ только при епископѣ; низшіе же прислужники при епископскомъ священнослуженіи именуются иподіаконами.
Священнослужители при своемъ посвященіи, а затѣмъ и вообще при Богослуженіяхъ, облачаются въ священныя одежды, именно: діаконъ облачается въ стихарь, уларь (орарь) и поручи; священникъ — въ подризникъ (тотъ же стихарь), епитрахиль (сугубый уларь), поясъ, поручи и ризу, или фелонь; епископъ облачается въ тѣ же одежды, что и священникъ, но вмѣсто епитрахили епископъ облачается въ особую одежду, называемую амфоръ (омофоръ)—это длинная широкая лента, возлагаемая на плечи епископа такъ, что одинъ конецъ ея опускается спереди, а другой сзади. Митрополиты и архіепископы, вмѣсто фелони облачаются въ саккосъ—одежда на подобіе короткаго стихаря съ короткими рукавами. Митра — головное украшеніе епископовъ; панагія—небольшой круглый образъ Спасителя, или Божіей Матери, богато украшенный, который епископы носятъ на груди и крестъ, затѣмъ: посохъ, или жезлъ — знакъ его власти; орлецы, т.-е. круглые коврики съ изображеніемъ орла, летящаго надъ городомъ. Во время Богослуженія на этотъ коврикъ становится епископъ въ нѣкоторыхъ, положенныхъ по уставу, моментахъ церковной службы. Это означаетъ, что епископъ своимъ ученіемъ и своею жизнью долженъ возвышаться надъ паствою и служить для нея примѣромъ стремленія отъ земнаго къ небесному, подобно орлу, парящему въ воздухѣ.
4. Возженіе свѣтильниковъ и кажденіе ѳиміамомъ.
Во св. храмыхъ при Богослуженіи, равно и въ домахъ при молитвѣ домашней, по древлеотеческому преданію, предъ св. иконами, возжигаются масло и свѣщи. Это служитъ выражениемъ той надежды молящихся, что Господь подастъ имъ во время молитвы свѣтъ истины, и душа наша горитъ вѣрою, надеждою и любовію къ Милосердному Богу. Въ дни торжественныхъ праздниковъ освѣщеніе увеличивается, а при покаянныхъ моленіяхъ—уменьшается, о чемъ подробно изложено въ церковномъ уставѣ. По древнему преданію, свѣщи возженныя и лампады предъ образомъ Спаса Христа поставляются противу персей (Груди), а предъ образами Пресвятой Богородицы и святыхъ всѣхъ—противу лица и отнюдь не выше.
Кажденіе ѳиміамомъ во св. церквахъ по древнему обычаю, совершается троекратнымъ видомъ: дважды прямо и третіе "преки", крестообразно, предъ св. иконами, а также и предъ молящимися. Кажденіе ѳиміамомъ предъ святыми иконами выражаетъ наше благоговѣніе къ Богу и надежду нашу на благодатное принятіе Богомъ нашихъ молитвъ; а кажденіе предъ молящимися—выражаеть благопожеланіе священнодѣйстующаго, чтобы благодать Божія осѣняла бы ихъ души, какъ ихъ самихъ окружаетъ благовонный кадильный дымъ.
5. Открытіе и закрытіе царскихъ дверей и завѣсы, или запоны (катапетасмы—по гречески).
Во время совершенія богослуженія, какъ царскія двери, такъ и завѣса бываютъ закрыты, или открыты, смотря по тому, что выражается въ священныхъ пѣснопѣніяхъ, или молитвахъ, т. е. когда эти пѣснопѣнія, или молитвы выражаютъ наше покаяніе и сознаніе нашей грѣховности, тогда, въ знакъ того, что грѣхи наши удаляютъ насъ отъ Бога, завѣса и царскія двери затворяются. Во время же торжественныхъ минутъ богослуженія и при Службахъ радостно благодарственныхъ, онѣ бываютъ открыты, въ знакъ того, что Христосъ открылъ намъ входъ въ Царство небесное.
Въ уставѣ церковномъ и служебникахъ указано вромя, когда отворяются и затворяются царскія двери и завѣса при Богослуженіяхъ.
6. Колокола.
Назначеніе колоколовъ при храмахъ состоитъ въ томъ, чтобы призывать посредствомъ звона вѣрующихъ къ Богослуженію, а для тѣхъ, кто отсутствуетъ по уважительнымъ причинамъ (а не по лѣности)—извѣщать о важнѣйшихъ минутахъ Богослуженія и побуждать ихъ къ молитвѣ и дома. Колокола появились на западѣ въ концѣ VI. вѣка и получили свое названіе, "камбаны" отъ римской провинціи Кампаніи. Въ греческой церкви они вошли въ употребленіе съ IX вѣка, когда венеціанскій князь (дожъ Урсусъ) послалъ въ подарокъ греческому императору Михаилу Комнину двѣнадцать колоколовъ, которые были привѣшены на колокольнѣ, пристроенной, по приказанію этого императора, къ храму св. Софіи въ Константинѣ-градѣ. Въ Россію они были привезены при Владимирѣ святомъ одновременно съ принятіемъ крещенія русскимъ народомъ.
Въ древнее время въ греческой церкви вмѣсто колоколовъ употреблялись била и клепала. Било— это доска деревянная, въ которую били молоткомъ: а клепало—желѣзная доска. Во время гоненій, въ первые три вѣка, время богослуженія объявлялось въ храмѣ священниками, какъ было и у насъ, христіанъ-старообрядцевъ, до дарованія свободы вѣроисповѣданія (17 апрѣля 1905 года).
7. Постоянныя службы.
Согласно древнимъ обычаямъ сутки по церковному счисленію начинаются съ вечера. При сотворенія міра, какъ повѣствуетъ бытописатель, между прочимъ:
слѣдовательно день начался съ вечера. Затѣмъ у древнихъ іудеевъ сутки раздѣлялись на восемь частей, или стражъ (въ св. Писаніи, напримѣръ, упоминается: во вторую стражу ноши), по три часа въ каждой стражѣ (часовые), т.-е. четыре стражи дневныхъ и четыре нощныхъ[5].
Древніе христіане постановили каждое трехчасіе освящать общественною молитвою или богослуженіемъ. Для нощныхъ четырехъ стражъ, или трехчасій установлены службы: вечерня, павечерница, полунощница и заутреня; для дневныхъ стражъ: часы: первый, третій, шестый и девятый. Кромѣ того, во исполненіе заповѣди Христовой: се творите въ Мое воспоминаніе (Лук. Зач. 108), въ церкви христіанской ежедневно (за рѣдкимъ исключеніемъ, указаннымъ въ церковномъ уставѣ), совершается Божественная литургія. Такимъ образомъ эти девять церковныхъ службъ ежедневно составляютъ кругъ суточнаго Богослуженія.
Каждыя седмь сутокъ составляютъ недѣлю и каждый день недѣли посвященъ св. Церковью особымъ воспоминаніямъ; такъ: день недѣльный (воскресеніе) посвященъ воспоминанію Воскресенія Христова изъ мертвехъ; понедѣльникъ посвященъ въ честь небесныхъ силъ безплотныхъ—ангеловъ; вторникъ— въ честь пророковъ и между ними, большаго между рожденныхъ женами, св. Пророка и Предотечи Іоанна Крестителя; среда — въ честь Честнаго и Животворящаго Креста Христова,—какъ день преданія Іудою Спасителя; четвертокъ—въ честь св. Апостоловъ и Святителя Николы Миръ-Ликійскихъ чудотворца; пятокъ — въ честь св. Креста, какъ День распятія на Крестѣ Ісуса Христа; суббота— въ честь всѣхъ святыхъ и въ память умершихъ въ надеждѣ воскресенія и жизни вѣчной. Въ честь Пресвятыя Богородицы молитвословія полагаются на каждый день седмицы; по преимуществу же Пресвятая Богородица прославляется въ воскресеніе, въ среду и пятокъ. Службы, положенныя на каждый недѣльный день, составляютъ кругъ недѣльнаго Богослуженія.
Затѣмъ въ теченіе года, каждый день посвящается: или воспоминанію событія важнаго въ исторіи святой Церкви, или же памяти святыхъ угодниковъ. Поэтому къ недѣльному кругу богослуженія ежедневно прибавляются по уставу пѣснопѣнія особыя. Это уже составляетъ кругъ годичнаго богослуженія. Особыя измѣненія службы бываютъ въ день Св. Пасхи, двунадесятыхъ большихъ праздниковъ и въ теченіе Великаго Поста.
- ↑У древнихъ евреевъ и вообще на востокѣ было такое дѣленіе сутокъ по часамъ:
Н 0 Щ Ь.
Вечеръ: = 1-й 2-й и З-й часы назывались первая стража нощи и соотвѣтствовали по нашему времени 7-му, 8-му и 9-му часамъ вечера.Полночь: = 4-й, 5-й и 6-й часы назывались вторая стража и соотвѣтствовали по нашему времени 10-му, 11-му и 12-му часамъ ночи.Пѣтлоглашеніе: = 7-й, 8-й и 9-й часы назывались третья стража и соотвѣтствовали нашему времени 1-му, 2-му и 3-му часамъ по полуночи.Утро: = 10-й, 11-й и 12-й часы—это четвертая стража нощи—соотвѣтствовали нашимъ 4-му; 5-му и 6-му часамъ утра.Д Е Н Ь.
Первый часъ составляли часы: 1-й, 2-й и 3-й—соотвѣтствовали нашимъ 7-му, 8-му и 9-му утра.Третій часъ= 4-й, 5-й и 6-й часы эти соотвѣтствовали 10-му, 11-му и 12-му часамъ дня по нашему времени.Шестой часъ=7-й, 8-й и 9-й часы и соотвѣтсвовали 1-му, 2-му и 3-му часамъ нашимъ по полудни.Девятый часъ = 10-й, 11-й и 12-й часы и соотвѣтствовали 4-му, 5-му и 6-му часамъ вечера, по нашему времени.
8. Праздники.
Важнѣйшій изъ праздниковъ "праздникомъ, праздникъ и торжество изъ торжествъ" — это день Святой Пасхи, или Воскресенія Христова. Пасха празднуется всегда въ день воскресный, но въ разныя числа мѣсяцевъ марта и апрѣля (по пасхаліи не раньше 22-го марта и не позже 25-го апрѣля).
Св. Церковью, кромѣ Св. Пасхи, установлено еще двѣнадцать великихъ праздниковъ, называемыхъ двунадесятыми.
Праздниками же вообще называются такіе дни въ теченіе года, которые посвящены: или воспоминанію важнѣйшихъ событій въ жизни Спасителя, или Божіей Матери, а также особыхъ милостей Божіихъ, явленныхъ въ исторій св. Церкви, или же памяти особо чтимыхъ св. угодниковъ Божіихъ. Праздничные дни христіане обязаны проводить въ молитвѣ и въ угожденіи Богу твореніемъ добрыхъ дѣлъ для ближнихъ своихъ, а не въ объяденіи и пьянствѣ и вообще потворствѣ и угожденіи своей плоти и суетахъ міра сего. Въ теченіе года двунадесятые праздники расположены по мѣсяцамъ такъ, начиная съ сентября новаго лѣта.
1. Рожество Пресвятыя Богородицы — 8-го сентября.
2. Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня—14-го сентября.
3. Введеніе въ церковь Пресвятой Богородицы— 21-го ноября.
4. Рожество Христово—25-го декабря.
5. Крещеніе Господне, или Богоявленіе — 6-го января.
6. Срѣтеніе Господне—2-го февраля.
7. Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы — 25-го марта. (Бываетъ и раньше и позже Входа во Іеросалимъ, въ зависимости отъ времени празднованія Святой Пасхи).
8. Входъ Господень въ Іеросалимъ—въ послѣднее воскресеніе передъ Пасхой.
9. Вознесеніе Господне въ 40-й день послѣ Пасхи (всегда въ четвертокъ).
10. Сошествіе Святаго Духа (Троицынъ день) въ 50-й день послѣ Пасхи.
11. Преображеніе Господне—6-го августа.
12. Успеніе Пресвятой Богородицы—15-го августа.
Въ хронологическомъ же порядкѣ, т.-е. такъ, какъ совершались эти событія, двунадесятые праздники распредѣляются такъ:
1. Рожество Пресвятыя Богородицы.
2. Введеніе Ея въ церковь.
8. Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы.
4. Рожество Христово.
5. Срѣтеніе Господне.
6. Крещеніе Господне (Богоявленіе).
7. Преображеніе Господне.
8. Входъ Господень въ Іеросалимъ.
9. Вознесеніе Господне.
10. Сошествіе Святаго Духа (Троицынъ день).
11. Успеніе Пресвятой Богородицы.
12. Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня.
9. Посты.
Постами называются дни въ теченіе года, когда св. Церковь заповѣдуетъ всѣмъ христіанамъ православнымъ не вкушать мясной, молочной, а въ нѣкоторые посты и дни, и рыбной пищи и даже масла постнаго. Постъ есть воздержаніе, а не изнуреніе; поэтому тѣлесныя силы должны быть на столько крѣпки, чтобы христіанинъ могъ выполнить всѣ поклоны положенные по церковному уставу, а также выслушать и простоять церковныя продолжительныя постныя службы. Въ день поста христіане не только не должны вкушать скоромной пищи, но и постную употреблять умѣренно и кромѣ того съ постомъ тѣлеснымъ соединять и постъ духовный, т.-е. воздерживаться отъ удовольствій, отъ празднословія и вообще всего того, что разслабляетъ душу и потворствуетъ похотямъ тѣла, а необходимо больше посвящать времени на молитву и творить дѣла милосердія. По древне-святоотеческому уставу въ Великій Постъ христіанамъ необходимо воздерживаться даже отъ масла кромѣ субботъ, воскресныхъ дней и дней празднуемыхъ святыхъ, когда по уставу разрѣшается пища съ масломъ. Рыбы же во весь Великій Постъ не дозволяется вкушать, кромѣ праздниковъ Благовѣщенія Пресвятой Богородицы и Входа Господня въ Іеросалимъ. Если же Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы приходится на страстной седмицѣ, то рыбы не разрѣшается. Въ субботу же Лазареву разрѣшается икра. Также слѣдуетъ сохранять и постъ Успенскій, кромѣ праздника Преображенія Господня, когда разрѣшается рыба, а остальные дни, какъ и въ Великій Постъ.
Посты бываютъ многодневные и однодневные. Многодневныхъ постовъ четыре. Великій Постъ установленъ въ память 40-дневнаго пребыванія Господа Ісуса въ пустынѣ. Онъ продолжается 7 недѣль: 6 недѣль поста, а 7-я Страстная седмица—въ воспоминаніе страданій Спасителя нашего. Рожественскій постъ,—предъ праздникомъ Рожества Христова. Онъ продолжается 40 дней и называется еще Филипповымъ постомъ потому, что онъ начинается 15-го ноября послѣ дня св. ап. Филиппа (14-го ноября). Успенскій постъ предъ праздникомъ Успенія Пресвятыя Богородицы съ 1-го августа по 15-е. Если 15-е случится въ среду, или пятокъ, то разговѣнье разрѣшается 16-го августа.
Петровъ пость — предъ праздникомъ св. ап. Петра и Павла 29-го іюня. Начинается чрезъ недѣлю послѣ праздника Св. Троицы, а потому продолжительность его бываетъ различна, въ зависимости отъ ранней, или поздней Пасхи. Разговѣнье также, какъ и на Успеніе Пресвятой Богородицы, т. е. если 29 іюня случится въ среду, или пятокъ, то разговѣнье разрѣшается на другой день 30 іюня.
Однодневные посты установлены св. Церковью слѣдующіе: 5-го января, наканунѣ праздника Богоявленія; въ день Усѣкновенія главы св. Іоанна Предотечи 29-го августа; на праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня 14-го сентября; а также въ среду и пятницу каждой недѣли; въ среду въ воспоминаніе предательства Іудою Христа, а въ пятницу въ воспоминаніе крестныхъ страданій и смерти Спасителя.
Впрочемъ, св. Церковь по разнымъ побужденіямъ въ теченіе года указала 6 недѣль сплошныхъ, т.-е. такихъ, когда скоромное разрѣшается христіанамъ вкушать всю седмицу, слѣдовательно въ среду и пятницу. Это именно: въ седмицы: Пасхальную и Св. Троицы, двѣ недѣли послѣ Рожества Христова, — недѣля Мытаря и Фарисея (3-я недѣля передь Великимъ Постомъ) и недѣля сырная (масляница), когда мясо запрещается въ теченіе всей седмицы, а разрѣшается все молочное и яйца.