Старообрядцы: кто они и откуда?

Алексей Николаевич Белков

Старообрядцы: кто они и откуда?

Летом 1917 года профессор, заслуженный деятель науки России Иван Акимович Кириллов писал: «Сейчас наша история открыта на главе политической революции и мировой войны; вполне естественно, что яркие, захватывающие внимание картины этой главы заставили на время забыть о существовании в книге истории других глав, но когда будет дочитана глава внешних событий, русский народ вплотную подойдет к вопросам своего духовного, внутреннего бытия, к тем вопросам, которые всегда были самыми больными и самыми близкими душе русского человека». Прошли годы и те «внешние события» уже не так будоражат умы наших сограждан. Люди все больше и больше задумываются о «внутреннем», о смысле жизни и Вере в Бога. Но что такое есть вера в Бога, на чем она основана? Христианство стоит на том, что все описанные в Библии события – это исторические факты. Что «Воскресенье Христа есть факт исторический» – пишет в своих сочинениях старообрядческий епископ Михаил (Семенов). Исходя из этой точки зрения, любые неверные трактовки, любые изменения в пересказе фактов или, как сейчас принято говорить, любые фальсификации Библейской истории непременно ведут к религиозному расколу и появлению различных ересей. Так, наиболее значительным и болезненным расколом в истории церкви оказался раскол 1054 года, когда Римская Католическая Церковь откололась от прежде единой Православной Церкви. В отечественной истории современные специалисты видят аналогичную ситуацию в «разделении в 1653-1667 годах прежде единой русской Церкви на две части: старообрядцев (истинных православных христиан) и новообрядцев (никониан, последователей патриарха Никона). Этот раскол произошел при попытке внести в русскую Церковь новые, прежде неизвестные русским людям обычаи». Важность и трагизм этого события подчеркивал и Александр Исаевич Солженицын: «всю страну…до самой основы, духовной и жизненной, потряс церковный раскол. И никогда уже… Православие на Руси не восстановилось в своей высокой жизненной силе… раскол отозвался нашей слабостью и в ХХ веке».

Но как же получилось так, что вековые традиции были попраны, а люди, хранившие благочестие предков стали подвергаться пыткам, казням и гонениям?

Крещение Русь приняла от Византии, и как это не парадоксально, но и корни церковного раскола XVII века тоже от туда. В XV веке Византийская империя, ослабленная междоусобицами погибала под натиском турецких полчищ. В этот трудный исторический период для своего государства император Иоанн VIII решил заручиться поддержкой у католической Европы. Папа и Католическая Церковь не возражали при одном условии – заключении унии (союза) между Западной и Восточной церквами при главенстве Папы. 5 июля 1439 года такой документ был подписан и вошел в историю, как Флорентийская уния (по названию города Флоренция, где и была подписана). На Руси это событие получило резко негативную оценку, и было воспринято, как измена и уход в «латинянскую ересь» (так наши предки именовали католиков), а падение Константинополя в 1453 году, как Божья кара за измену Православию.

После захвата Константинополя турками, в Москве укрепилась мысль, что именно Русь теперь является хранительницей истинного Православия и поэтому русские особенно тщательно сохраняли все тонкости древнего византийского богослужения. С течением времени греки под турецким гнетом в значительной степени изменили церковные службы, утратили древнее придание. В это же время свое влияние на Востоке стала распространять и Католическая церковь посредством издания греческих богослужебных книг, которые печатались в Риме и Венеции. Все это привело к существенным различиям в церковной практике Византии и Московского государства. На эти различия и стали указывать греческие иерархи, приезжавшие за милостыней в Москву в середине XVII века. Они же внушали молодому русскому царю Алексею Михайловичу необходимость начать войну с турками и возродить великую Византийскую империю, где он станет самодержцем всего православного мира, а московский патриарх Никон – вселенским патриархом. Все это, безусловно, льстило самолюбию молодого царя и его другу патриарху, но для осуществления этих масштабных планов греки требовали изменить русские церковные обряды по греческому образцу. Они утверждали, будто русские обряды неправильные и искаженные, однако известный историк Николай Каптерев по этому поводу писал, что: «Древние наши церковные чины и обряды никогда никем у нас не искажались и не портились, а существовали в том самом виде, как мы, вместе с христианством, приняли их от греков, только у греков некоторые из них позднее изменились, а мы остались при старых, неизменных». Тем не менее, жажда власти и перспективы, описываемые греческими иерархами, победили здравый смысл и на Соборе 1654 года было принято решение унифицировать русскую церковь под греческую. Это вызвало широкое народное недовольство и многовековой раскол русской Церкви. А Собор 1666 – 1667 годов всех защитников древнего благочестия объявил «раскольниками» и предал анафеме, что отсекло последователей никоновской реформы от истинных корней Православной Церкви.

Несправедливое название «раскольники» официальная церковь использовала в отношении приверженцев древнего благочестия аж до начала ХХ века, пока высочайшим указом Императора Николая II в 1905 году не было рекомендовано более толерантное наименование «старообрядцы», под которым хранители истинного Православия известны и по сей день.