О святой воде

О святой воде (отрывок из книги "Правила благочестивого поведения в Доме Божием", изданного Донской и Кавказской епархией по благословлению Зосимы, епископа Донского и Кавказского).

Водоосвящение — одно из благодатных чинопоследований, совершаемых в Церкви Христовой. Святая Церковь различает два вида водоосвящения: Великое и Малое.

Великим называют водоосвящение на праздник Крещения Господня (Богоявления) 5 (18) и 6 (19) января. Богоявленское освящение воды ежегодно совершается в память Крещения Господа Исуса Христа.

Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одном из своих поучений на праздник Богоявления говорил: «Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год...» («Слово в день Богоявления», т. II, стр. 407).

В Русской Церкви издревле существует обычай двукратного освящения воды на праздник Богоявления. Согласно древним уставам, в навечерие Богоявления освящение воды совершалось после заамвонной молитвы в нарочитом сосуде, а в самый день праздника после окончания Утрени духовенство и народ с крестным ходом и пением молебна шли на источник (т.н. «иордань»), где освящение воды совершалось по чину навечерия в крестообразно вырубленной во льду проруби. Однако в настоящее время обычай совершать крестный ход на «иордань» с пением молебна и совершением водосвятия на источнике практически повсеместно оставлен. Освящение воды в самый праздник Богоявления совершается в храме, по отпусте Литургии, на Молебне, по 6-й песни канона.

Малое водоосвящение совершается также ежегодно 1 (14) августа*. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон, известный толкователь канонических правил, считал Малое водоосвящение заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (см. толкование на 65-е правило Трулльского собора). Совершать освящение воды «августовским»

* Августовское водосвятие связано, предположительно, с «Чином омовения» во Влахернах. Влахернский храм Пресвятыя Богородицы упомянут в одном из тропарей Малого водоосвящения: « Водами наводнив Христе источник исцелением, в пречестнем храме Девыя днесь...». А также, одной из традиций, повлиявших на установление практики Малого водоосвящения 1 августа стало празднование в Константинополе Происхождения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

чином Уставом полагается в праздник Преполовения Пятидесятницы, в дни престольных праздников, а также в любой другой день, когда возникает необходимость (например, при освящении дома достойным християнам).

Хотя Устав 1 августа повелевает освящать воду в конце Утрени, после Великого славословия, однако в современной практике Малое водоосвящение совершается после отпуста Литургии.

Согласно Уставу святой Церкви, после окончания Чина водоосвящения совершается окропление алтаря и икон. А во время ограждения Крестом диякон, стоя рядом со священником, «кропит крестообразно» святой водой каждого молящегося, произнося при этом: «Благодать Святаго Духа». На что молящийся отвечает: «Аминь». Также все с благоговением «причащаются», т.е. пьют святую воду*. В это время певцы поют тропарь «Во Иордане крещающутися, Господи...» (в навечерие и на самый праздник Богоявления) или «Спаси, Господи, люди Своя...» (при совершении чина Малого водоосвящения).

Освященная вода, согласно учению свв. Отцов, обладает многими чудесными свойствами. Св. Иоанн

* Уточнение: согласно указаниям Церковного Ока, в Крещенский сочельник Великую воду пьют до вкушения «доры» и просфоры (см. Устав, лист 402).

Златоуст в упоминаемом выше поучении пишет: «...эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».

Как писал журнал «Церковь», «совершая освящение воды в праздник Богоявления в воспоминание Крещения Господня, св. Церковь совершает над нею следующие молитвенные призывания: «Ты убо, Владыко Человеколюбче Царю, прииди и ныне пришествием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даруй ей благодать избавления, благословение Иорданово. Сотвори ея нетления источник, освящения дар, грехом разрешение и болезнем пременение, бесом погубительну и сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену, яко да вси почерпающии и причащающиеся от нея имеют ю ко освящению душам и телом, ко исцелению страстем, ко освящению домовом...».

 ...Искренно верующий християнин без сомнения верит, что в силу такого молитвенного призывания вода эта получает именно все те благодатныя дары, о которых совершалось прошение, именно: «источник нетления, освящения дар, ...и болезнем пременение» и все, с верою причащающиеся ея, получают благословение, и очищение, и здравие» (№6, 1909 г.).

Поэтому после совершения водоосвящения (Великого ли, Малого ли) каждый християнин желает набрать святой воды, чтобы, принеся ее домой, окропить ею свое жилище, а также сохранить ее в течение последующего времени, дабы иметь возможность потреблять ее при необходимости и желании. Для этого нужно терпеливо дождаться окончания службы, и после этого с благословения настоятеля (или уставщика) нужно тихо и с благоговением, не толкая друг друга и не шумя, взять воду, стараясь не пролить ее мимо сосуда.

Не стоит также приносить с собой в храм большие емкости для воды. При необходимости святую воду всегда можно «разбавить» свежей водой, только при этом важно помнить, что нужно вливать освященную воду в простую, а не наоборот.

Придя домой, православный християнин должен приготовить чистую посуду и влить в нее принесенную святую воду. Заранее нужно приготовить кропило из васильков. Затем, став пред святыми иконами, помолившись три поклона с молитвою «Боже, милостив...», глаголет: «За молитв святых Отец наших...», «Трисвятое» и по «Отче наш», молитва Исусова. Затем с пением тропаря «Во Иордане крещающутися, Господи...» (на праздник Богоявления) или «Спаси Господи, люди Своя...» совершают окропление всего дома...

Хранить святую воду, как богоявленскую, так и 1-го августа, нужно, как и любую другую святыню, в чистом месте, с великим тщанием и опасением.

Здесь видится уместным упомянуть и о том, какую воду, когда и как следует хранить и потреблять православным християнам.

Великую Агиасму, т.е. воду, освященную 5 (18 января), в навечерие Богоявления, дозволяется употреблять для освящения домов, «во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть» в течение первых трех часов по освящении. Если же от храма до дома совершается дальний путь, то Устав разрешает использовать эту воду для потребления и кропления еще в течение часа по прибытии на место*.

По истечении указанного времени, Великая вода по своему достоинству приравнивается святому Причастию, и употреблять ее для каких-либо иных нужд церковный Устав строго запрещает. Более того, при случайном ее пролитии, место то, как и при

* Милосердие Божие, снисходя к слабости человеческой, позволяет в этот день (Сочельник) «причаститься» Великой воде в указанное время всем християном, даже и после вкушения пищи.

пролитии Причастия, выжигается или вырубается и «в непроходимыя места полагается». Поэтому-то современные християне стараются использовать всю воду в течение первых часов и не оставлять ее. И хотя такой подход противоречит мнению святых Отцов (которые осуждают тех, кто предпочитает избавить себя от забот по хранению Великой воды и выпивают ее в первый же день), однако учитывая духовное состояние современного общества и то, что многие практически утратили в настоящее время благоговейное отношение к святыне вообще, и к Великой Агиасме в частности, думается нам, менее погрешают те, кто не оставляет эту воду по прошествии указанного времени, чем те, которые хранят ее с небрежением.

В дальнейшем Великая вода используется священниками для причащения тех православных християн, которые по каким-либо грехам отлучены бывают от св. Причастия на определенное время. Поэтому священникам нужно обязательно хранить Агиасму или в храме, или у себя дома.

В Большом потребнике содержится «Последование о причащении святыя воды Великаго освящения, на Богоявление», в котором сказано: «Егда несть леть (т.е. нельзя) кому причаститися Святых и Животворящих, ...Христовых Таин, ...да причастится священныя воды Богоявления, по обычном уготовлении еже ко причащению». Последние слова означают, что и причащающимся Великой святой водой необходимо приготовить себя по тому же образу, что и перед принятием святых Таин (см. Приложение VIII).

Относительно воды, освященной на самый праздник Богоявления, в уставах и других книгах нет указаний о том, как хранить и потреблять эту воду по прошествии праздника. Справедливости ради отметим: епископ Арсений Уральский в своем «Кратком практическом уставе», ссылаясь на мнение прп. Максима Грека, говорит о том, что вода, освященная в самый праздник Богоявления Великим чином, по святости своей стоит в одном ряду с «августовской» водой. Однако авторам такое мнение относительно богоявленской воды (6 января) кажется неверным. Ибо как можно приравнять воду, освященную Великим чином, Малой святой воде?! Более правильным нам кажется сохранившееся в разных регионах, где проживают православные християне-старообрядцы, устное благочестивое предание: хранить эту воду в течение года и потреблять ее при необходимости и желании натощак или после вкушения антидора и просфоры, как и на самый праздник.

Воду, освященную Малым чином, принято также хранить и использовать как для потребления в любое время, так и для освящения осквернившейся посуды.

Обновлено (21.07.2011 17:02)