корнилий старообрядческий человек литургия при́сно тебе церкви христа христос поми́луй иоанн катавасия священномучеников исповеди смерть архипастырское слава аминь отче святаго молитва пресвятыя святых богородицы исус октября рпсц сердце храм вечерня псалом тропарь день господи храме радуися служба древлеправославное поклон воскресе́ние крест утреня животворя́щаго церковь кондак помилуй душа павел ирмос поста человеколю́бец
Таинство покаяния - Епитимия
Когда человек приходит на исповедь и искренне раскаивается в своих грехах, в эту минуту он побеждает диавола и свое собственное тщеславие, и за это уже частично заслуживает прощения. Но если такому человеку не помочь в борьбе с теми греховными страстями, которые явились причиной греха, то он и после совершения таинства исповеди снова может оказаться обуреваемым диаволом, и может снова впасть в грехи, легко утеряв то, что накануне приобрел покаянием. Именно поэтому всякому человеку, пришедшему на покаяние, как правило, дается определенное поручение, или епитимия[7], в виде посильного, но и не слишком легкого труда, который бы служил на пользу в христианском утверждении. Вид и характер епитимии определяется духовником-священником в каждом конкретном случае - в соответствии с церковной практикой и его личным духовным опытом. Если человек старательно исполняет полученную им епитимию, благодать Божия укрепляет его в соблюдении заповедей и охраняет от диавольских ухищрений. Исповедь, подкрепленная старательным соблюдением епитимии, никогда не бывает напрасной и непременно продвигает человека по пути духовного совершенствования.
Важно, что и само прощение грехов в процессе таинства исповеди христианин получает не за одно лишь банальное (а иногда даже и не вполне осмысленное) признание своей греховности: «грешен я, во всех грехах грешен!», а потому, что, раскаиваясь в содеянных грехах, человек искренне желает избежать их повторения, и готов принести ради исполнения своего намерения даже и некие жертвы. В этом смысле епитимия предоставляет нам возможность на деле показать искренность нашего раскаяния и потрудиться для искупления совершенных грехов. Поэтому добросовестное исполнение епитимии является непременным условием действительного прощения грехов и реального исцеления от греховных недугов.
Священник, выслушав исповедь христианина и высказав необходимые наставления, испрашивает у Господа прощение исповеданных грехов в особых разрешительных молитвах, завершающих чин исповеди.
Однако не все совершенные человеком грехи могут быть прощены сразу же в момент исповеди, ибо некоторые предполагают определенный срок и условия «исправительных трудов». С другой стороны, момент прощения некоторых наиболее серьезных грехов может быть как ускорен, так и отсрочен духовником, смотря по тяжести совершенных прегрешений и по усердию кающегося, по его ревности к исправлению своей жизни. Христос, вручая своим ученикам-апостолам власть прощения грехов, завещал об этом так: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Иоанн, 20,23). Иначе сказать, духовнику в полном соответствии с буквой и духом Евангелия дано право не только прощать грехи, но так же и не прощать их - до поры. Таким образом, получение окончательного и полного про-щения увязывается в церковных канонах не с одним только осознанием своего греха и раскаянием в нем, но в еще большей степени – именно с исправлением человека и, по крайней мере, с добросовестным отношением к исполнению епитимии и всех прочих советов, полученных от духовника в процессе исповеди.
Благость Божия стремится никого не оставить без прощения, однако это прощение должно быть каждым верующим добросовестно заслужено. Иначе говоря: кто, будучи повинен в грехах, не желает совершенствоваться и трудиться для своего исправления –может ли быть прощен?
В прошедшие века обе эти возможности – простить и не простить – употреблялись Святою Церковью одинаково часто, что, несомненно, помогало христианам действенно совершенствоваться в соблюдении заповедей и добродетельном житии. Сегодня, к сожалению, многие ищут различных послаблений, зачастую вовсе неоправданных. И это не проходит бесследно для духовного состояния современных верующих. Чем еще можно объяснить то, что люди, считающие себя порядочными христианами, порой живут так, что вызывают осуждение даже у безбожников?
Поэтому и слова, завершающие исповедь, которые священник произносит от имени Господа – «Бог тебя простит», он произносит как бы авансом: Не сейчас уже простил, а именно - потом, впоследствии, после реально состоявшегося исправления жизни, и, во всяком случае, добросовестно исполненной епитимии.
Смысл епитимии заключается еще и в том, что, исполняя ее, человек своими трудами мало-помалу угашает праведный гнев Божий, возгоревшийся по причине совершенных им грехов, и склоняет Господа к милости. Тем самым человек идет к примирению с Богом.
- ↑ Епитимия – своего рода духовное наставление, призванное помочь чело-веку преодолеть его греховные пристрастия и, во всяком случае, послужить искуплению вины за совершенный грех или грехи. Может заключаться в конкретных молитвенных поручениях (например, совершать ежедневно определенное количество поклонов с молитвою какому-либо святому или прочитывать сколько-нибудь кафизм), либо в особо оговариваемых видах воздержания (например, от мяса или от спиртного). Епитимия может выражаться и в некоторых бытовых рекомендациях (например, не общаться с таким-то человеком, не заниматься таким-то делом, или, наоборот, что-то делать постоянно: например, творить милостыню). Все это определяется священником по его усмотрению на основе святоотеческих правил и церковных обычаев. Епитимия дается, как правило, на конкретное оговариваемое время (например, на несколько лет, или до следующей исповеди, или до следующего поста). В вопросах выбора и назначения епитимии священник зачастую советуется и с самим кающимся – например, на предмет выполнимости даваемых правил и поручений.
Обновлено (29.12.2011 22:29)