Слово о молитве

Блаженный Павел, желая, чтобы мы отнюдь не были нерадивы о молитве, говорит:

непре­станно молитесь

(1 Сол. 5,17)

и, вместе с тем указывая на неразвлекаемость ума, сказал:

не сообразуйтесь с веком сим, но преобра­зуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, угод­ная и совершенная

(Рим. 12, 2).

Так как Бог, по маловерию нашему и немощи, дал различ­ные заповеди, чтобы каждый по мере своего старания избежал муки и получил спасение, то Апостол наставляет нас к совершенной во­ле Божией, желая, чтобы мы вовсе не были и судимы; зная же, что молитва содейству­ет к исполнению всех заповедей, не переста­ет многократно и многообразно о ней запове­довать и говорит:

молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением

(Еф. 6, 18).

Молитва бывает различна: ибо ино́е — неразвлеченною мыслью молиться Богу, и ино́е — предстоять на молитве телом и развлекать­ся мыслью; также ино́е — выбирать время и, окончив мирские беседы и занятия, помо­литься, и ино́е — сколько возможно предпо­читать и предпоставлять молитву всем мир­ским попечениям, по слову того же апостола:

Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благода­рением открывайте свои желания пред Бо­гом

(Флп. 4, 5-6).

Как и блаженный Петр го­ворит:

будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах... Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас

(1 Пет. 4, 7; 5, 7).

Во-первых же, и Сам Господь, зная, что все утверждается молитвою, сказал:

не заботитесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его, и это все при­ложится вам

(Мф. 6, 31-33).

Но, может быть, Господь призывает нас через это и к большей вере, ибо кто, оставив попечение о временном и не терпя в нем скудости, не поверует Богу и касательно вечных благ? Сие-то обнаруживая, Господь сказал:

Верный в малом и во многом верен

(Лк. 16, 10).

Начнем дело молитвы и, преуспевая по­степенно, найдем, что не только надежда на Бога, но и твердая вера, и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к бра­тии, и воздержание, и терпение, и ве́дение внутреннейшее, и избавление от искуше­ний, благодатные дарования, сердечное ис­поведание и усердные слезы через молитву подаются верным, и не только сие́ (вышеисчисленное), но и терпение приключающихся скорбей, и чистая любовь к ближнему, и по­знание духовного закона, и обре́тение прав­ды Божией, и наи́тие Духа Святого, и подание духовных сокровищ, и все, что Бог обетовал дать верным здесь и в будущем веке, все сие́ получают они через молитву. И одним сло­вом — невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божиею и верою, если человек с великим смиренно­мудрием пребывает умом в неразвлеченной молитве.


«Во первых надобно знать, что Бог есть начало, средина и конец всякого блага».

«Во всяком твоем предприятии началом да будет Бог, Который есть виновник всякого блага, дабы предпринимаемое тобой (дело) было по Богу».

«Смиренномудрый и упражняющийся в Духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим».

«Старайся дознать свои худые дела, а не ближнего, и хранилище ума твоего не будет окрадено».

«Видел я людей простых, смиренномудрых на самом деле, и они были премудрее мудрецов».

«Причина всякого порока есть тщеславие и сласть. Не возненавидевший их не истребляет страсти».

«Добрая совесть приобретается молитвою; а чистая молитва — совестию. Ибо одна в другой по естеству своему имеет нужду».

(Прп. Марк Постник).