человеколю́бец храме человек ирмос господи слава архипастырское при́сно смерть утреня церкви христос сердце отче старообрядческий поми́луй священномучеников исповеди корнилий поклон помилуй святых павел богородицы катавасия рпсц поста тебе кондак вечерня храм тропарь душа иоанн радуися псалом аминь крест воскресе́ние день церковь служба христа пресвятыя октября литургия животворя́щаго исус святаго древлеправославное молитва
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ III - 18. Погребеніе умершихъ и дни поминовенія ихъ.
18. Погребеніе умершихъ и дни поминовенія ихъ.
По смерти христіанина тѣло его омываютъ и одѣваютъ въ бѣлыя Одежды и саванъ, особо сшитый изъ новаго бѣлаго полотна, въ знакъ того, что усопшій далъ при своемъ крещеніи обѣтъ проводить жизнь въ чистотѣ и святости и въ указаніе на то, что онъ долженъ будетъ дать отвѣтъ предъ Богомъ, насколько онъ выполнилъ долгъ своего званія христіанскаго. Тѣло, одѣтое въ саванъ, повиваютъ особою лентою такъ, чтобы образовалось на протяженіи всего тѣла три креста. На чело покойника возлагаютъ вѣнчикъ (узкая полоса бумаги), на которомъ написано Трисвятое, въ знакъ того, что усопшій питалъ надежду получить вѣнецъ на небесахъ. На руки возлагаютъ крестъ, — въ знакъ вѣры въ распятаго Христа и надежды получить обѣщанное вѣрующимъ блаженство въ будущей жизни и лѣстовку.
Все тѣло покрывается покровомъ въ указаніе на то, что усопшій находился подъ покровомъ святой Церкви Христовой. Усопшій кладется во гробъ по чину устава, изложеннаго въ потребникѣ, и самый гробъ съ тѣломъ ставится такъ въ комнатѣ и храмѣ, что лицо усопшаго обращено къ иконамъ. Затѣмъ читается "Псалтырь" въ утѣшеніе скорбящимъ о смерти усопшаво, и служатся панихиды, т.-е. службы, въ которыхъ молятся священнослужители о прощеніи грѣховъ представльшагося и о упокоеніи его въ царствіи небесномъ со всѣми святыми.
Чинъ погребенія изложенъ въ потребникѣ, проникнутъ молитвою по усопшемъ и утѣшеніемъ оставшимся въ живыхъ сродниковъ и знаемыхъ. Въ положенныхъ чтеніяхъ апостола и св. Евангелія говорится о воскресеніи мертвыхъ и дается этимъ утѣшеніе скорбящимъ и надежду соединиться всѣмъ вѣрующимъ въ будущей вѣчной жизни. Въ концѣ погребенія читается разрѣшительная молитва отъ отца духовнаго, или иного іерея, въ которой властью, данной отъ Самого Господа іерей разрѣшаетъ всѣ грѣхи усопшаго, снимаетъ съ него всѣ клятвы и запрещенія и съ миромъ отпускаетъ въ загробную жнзнъ. Самая молитва вкладывается въ руки усопшаго, какъ бы въ доказательство того, что молитва церкви сильна предъ Богомъ и онъ, разрѣшенный на земли, будетъ разрѣшенъ и на небеси. Провожая гробъ до могилы, священнослужители, по древнему обычаю, идутъ за гробомъ, а не впереди, пѣвцы же поютъ ангельскую пѣснь "Святый Боже". Послѣ погребенія и отпуста, полагаютъ 15 поклоновъ съ тропаремъ: "Покой, Господи, душу усопшаго (усопшей), раба твоего" и проч.
Святая Церковь заботится о своихъ чадахъ и послѣ ихъ смерти, и поэтому установлены особыя дни для поминовенія ихъ. Именно, по 14-му правилу свв. апостоловъ Петра и Павла повелѣвается, чтобы христіане творили третины усопшимъ, ради воскресшаго тридневно; девятины на воспоминаніе сущимъ здѣ усопшимъ и четыредесять дней по ветхому закону, по подобію іудеевъ, 40 дней плакавшихъ послѣ смерти Моисея. И каждую годовщину, повелѣваетъ правило, память усопшимъ творить, и раздавать нищимъ отъ ихъ имѣнія, на воспоминаніе ихъ. (Кормч., листъ 28-й на оборотѣ). Обычай же есть у древлеправославныхъ христіанъ ежегодно въ день смерти и въ день ангела усопшаго сродника приносить молитвы за него. Св. Іоаннъ Златоустъ въ поученіи въ субботу Пентикосную о еже не плакатися о умершихъ (слово 76), между прочимъ говоритъ: много бо вѣрнымъ душамъ пособіе, еже за сихъ даяти маломощнымъ и еже за души ихъ попове и діакони молятся и службы часто творятъ, т.-е. Божественную Литургію (листъ 200 на оборотѣ). Отсюда у христіанъ обычай служить ежедневно, въ теченіе 40 дней послѣ смерти въ память усопшаго литургіи, — это служеніе литургій называется сорокоустомъ.
При совершеніи поминовеній, какъ и во время чина погребенія, ставится кутія (вареная пшеница) съ медомъ. Зерна служатъ знакомъ (сѵмволомъ) воскресенія, а медъ — сладости, каковою наслаждаются праведники въ Царствіи Небесномъ. Такъ какъ съ теченіемъ времени, отдаленные сродники усопшихъ, по слабости человѣческой и забвенію не всегда могутъ поминать ихъ, давно умершихъ, то св. Церковь установила въ нѣкоторые субботніе дни года общее поминовеніе всѣхъ усопшихъ отъ вѣка въ вѣрѣ и надеждѣ на будущую вѣчную жизнь. Эти поминовенія называются вселенскими панихидами, а самые дни родительскими субботами. Таковые дни: суббота мясопустная, субботы: второй, третьей и четвертой седмицъ Великаго Поста, суббота передъ Троицынымъ днемъ и передъ днемъ св. Димитрія Солунскаго (26-го октября — Димитріевская суббота), при чемъ, если 26-е октября случится въ субботу, то панихида совершается вечеромъ въ пятницу и утромъ въ субботу предыдущей седмицы, т.-е. 19-го октября; если же въ субботу передь днемъ св. Димитрія случится праздникъ Казанскія Божіей Матери (22-го октября), то панихида совершается еще ранѣе за недѣлю, именно 15-го октября.
Кромѣ субботъ, еще полагаются панихиды по умершимъ во вторникъ, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ въ понедѣльникъ, на Ѳоминой недѣлѣ, при чемъ эти моленія совершаются на кладбищахъ (на могилахъ усопшихъ). Для поминовенія на вселенскихъ панихидахъ у древлеправославныхъ христіанъ существуютъ особыя сѵнодики или помянники, въ которыхъ записываются духовныя лица и особенно усопшій духовный отецъ и всѣ сродники по плоти и ближніе.
Конецъ и Богу слава!