человек святых святаго богородицы церкви душа исус христа отче христос октября псалом литургия древлеправославное церковь аминь кондак храм утреня храме иоанн смерть исповеди человеколю́бец архипастырское рпсц поклон крест старообрядческий ирмос пресвятыя катавасия воскресе́ние корнилий радуися слава вечерня при́сно павел поста поми́луй день служба господи сердце священномучеников молитва животворя́щаго тебе тропарь помилуй
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ III - 14. Особенности богослуженія въ нѣкоторые праздники.
14. Особенности богослуженія въ нѣкоторые праздники.
Въ праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня (14-го сентября) выносится, послѣ великаго славословія на заутрени, при пѣніи "Святый Боже", честный крестъ изъ алтаря и полагается на аналоѣ, посреди церкви для всеобщаго поклоненія.
При этомъ поется молитва святому Кресту: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко". Воспоминается св. Церковью обрѣтеніе Честнаго Креста царицею Еленою въ 326 году и возвращенія Его изъ плѣна персидскаго въ 528 году 14-го сентября, гдѣ онъ пребывалъ четырнадцать лѣтъ.
Въ праздникъ Рожества Христова по уставу полагаются слѣдующія особенности: въ навечеріи совершаются царскіе часы и совершается литургія Василія Великаго, кромѣ субботы и недѣли, когда совершается литургія Златоустаго; всенощное бдѣніе начинается великою павечерницею съ пѣніемъ: "Съ нами Богъ" и послѣ бдѣнія и литургіи въ самый праздникъ совершается среди церкви "славленіе" Христа.
Въ праздникъ Крещенія (Богоявленія) Господня церковная служба совершается также, какъ и на Рожество и канунъ праздника—постный. Наканунѣ праздника совершается великое освященіе воды, объ употребленіи которой изложено въ уставѣ церковномъ, а въ самый праздникъ совершается выходъ на іордань, т.-е. на рѣку или прудъ, гдѣ и совершается освященіе воды по тому же чину. О великой водѣ, освященной въ навечеріи сказано, что въ теченіе трехъ часовъ ею можно кропить вездѣ, даже и въ "скаредныхъ" мѣстахъ, а "дальняго ради разстоянія", т.-е. кому необходимо ѣхать домой за много верстъ, напримѣръ, за сто и болѣе, то, пользоваться ею, по пріѣздѣ на мѣсто, можно въ теченіе одного часа; а потомъ она хранится только на причащеніе, когда, по заповѣди духовника, кому-либо будетъ запрещено принятіе св. Таинъ. Святую воду надо пить только послѣ вкушенія просфоры (Доры).
Въ праздникъ входа во Іеросалимъ, или въ Вербное воскресеніе — освящается на заутрени, по прочтеніи св. Евангелія, верба, въ воспоминаніе встрѣчи Господа еврейскими дѣтьми, привѣтствовавшими Его словами: "осанна въ вышнихъ". Съ этой вербой и заженными свѣчами молящіеся стоятъ во время канона до окончанія великаго славословія.
Въ праздникъ Преображенія Господня освящаются плоды (виноградъ, гдѣ онъ растетъ, и яблоки), во исполненіе апостольскаго установленія (1 Коринѳ., ХIV, 2), а также и въ таинственномъ значеніи сего, ибо во время Преображенія Господь показалъ то новое состояніе, въ которое имѣетъ вступить плоть человѣческая, обновленная воскресеніемъ Христа, а вмѣстѣ съ этимъ обновится и все сотворенное Богомъ; будетъ новое небо и новая земля.
Праздникъ Пасхи во всѣ времена христіанской Церкви почитался "праздникомъ праздниковъ" и "торжествомъ торжествъ". Св. Григорій Назіанзинъ говоритъ, что онъ возвышается среди другихъ праздниковъ, какъ солнце передъ звѣздами. Ветхозавѣтная пасха установлена въ память избавленія евреевъ отъ рабства египетскаго и была прообразомъ Христа — Агнца непорочнаго, проліявшаго свою кровь за міръ. Теперь Христосъ освободилъ насъ отъ рабства грѣху и діаволу. Торжественность праздника выражается въ самомъ Богослуженіи и сопровождающихъ его церковныхъ обрядахъ, изложенныхъ въ уставѣ. Вся недѣля Пасхи составляетъ одинъ праздникъ, и поэтому служба каждый день совершается одинаково. Двери царскія и завѣса остаются раскрытыми, когда нѣтъ богослуженія; на литургіи же закрываются, согласно уставу: на проскомидіи и послѣ великаго выхода (переноса святыхъ Даровъ). Освященный хлѣбъ, яйца, мяса и проч. должно вкушать послѣ доры, или просфоры. Красное яйцо есть знакъ того, что мы получили новую жизнь чрезъ кровь Христа Спасителя. Въ концѣ заутрени происходитъ цѣлованіе священника со всѣми присутствующими въ храмѣ, при чемъ каждый приходящій долженъ говорить: "Христосъ воскресе", а священникъ отвѣтствуетъ: "Воистину воскресе".
Праздникъ Пятидесятницы установленъ въ память сошествія Святаго Духа на апостоловъ. Хотя по уставу полагается выносить на заутрени икону сошествія Святаго Духа на апостоловъ въ первый день (воскресеніе), а во второй (понедѣльникъ) Святой Троицы, но первый день посвященъ въ честь Св. Троицы и въ память сошествія Св. Духа и называетея "Троицынымъ днемъ" а второй въ честь Св. Духа только, и называется Духовымъ днемъ, что и явствуетъ изъ церковныхъ пѣснопѣній. Цѣлованія иконы въ первый день не бываетъ, а только св. Евангелія. Вечерня въ первый день совершается вмѣстѣ съ обѣднею, но послѣ нея и читаются три молитвы съ колѣнопреклоненіемъ (земнымъ продолжительнымъ поклономъ). Молятся о ниспосланіи Св. Духа и о всѣхъ умершихъ.