поми́луй воскресе́ние рпсц октября душа отче служба исус утреня богородицы слава псалом господи сердце пресвятыя кондак молитва литургия животворя́щаго архипастырское тропарь христа поклон церкви церковь день святых ирмос человеколю́бец радуися древлеправославное святаго тебе вечерня аминь иоанн человек смерть храме помилуй павел храм священномучеников корнилий старообрядческий крест катавасия поста исповеди христос при́сно
КРАТКОЕ КАТЕХИЗИЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ III - 13. О Литургіи.
13. О Литургіи.
Литургія есть главнѣйшее христіанское общественное Богослуженіе, на которомъ по заповѣдямъ Христовымъ: сіе творите въ Мое воспоминаніе, приносится благодарственно-умилительная жертва за весь міръ, т.-е. Тѣло и Кровь Христовы, которыхъ вѣрующіе причащаются во оставленіе грѣховъ и въ жизнь вѣчную. Порядокъ и чинъ Литургіи ведетъ свое начало отъ временъ святыхъ апостоловъ. Въ IѴ вѣкѣ по Рожествѣ Христовомъ, онъ письменно изложенъ святыми отцами: Василіемъ Великимъ и Іоанномъ Златоустомъ и находится въ книгѣ, именуемой служебникъ. Божественная Литургія совершается раньше полудня. Вся служба проникнута воспоминаніемъ земной жизни Ісуса Христа отъ Его Рожества до Вознесенія на небо. Литургія раздѣляется на три части: Проскомидію, Литургію оглашенныхъ и Литургію вѣрныхъ.
Проскомидія состоитъ въ приготовленіи хлѣба и вина для тайны причащенія. Хлѣбы, употребляемые при совершеніи этой тайны, называются просфорами, что значитъ съ греческаго языка приношеніе, такъ какъ въ древнее время они приносились самими вѣрующими, а теперь должны приготовляться въ мужскихъ монастыряхъ иноками, въ женскихъ — инокинями, а въ мірскихъ приходахъ дѣвицами пожилыми, или вдовицами единобрачными, не менѣе 40 лѣтъ имущими отъ роду и чистаго и не зазорнаго житія. Просфоры приготовляются изъ чистой, пшеничной муки, квасныя, непересоленыя и неперекислыя, и еще теплыя, а отнюдь не черствыя. Проскомидія совершается на жертвенникѣ. На святой Проскомидіи къ священнодѣйствію требуется седмь просфоръ, но ихъ изготовляется неопредѣленное число для поминовенія частнаго о здравіи и за упокой. На просфорахъ полагается печать съ изображеніемъ трисоставнаго Креста Христова и съ круговиднымъ надписаніемъ евангельскихъ словъ: "Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи всего міра". (Номоканонъ, 15 прав.). Просфоры пекутся двусоставныя для означенія двухъ естествъ во Хрисгѣ. Самъ Господь дважды сотворилъ чудо насыщенія народа: одинъ разъ пятью хлѣбами пять тысящъ — объ этомъ воспоминается при благословеніи всенощнаго хлѣба; а другой разъ семью хлѣбами четыре тысящи человѣкъ. Это седмичное число и полагается на проскомидіи.
Первая просфора приносится за Господскій хлѣбъ. Іерей копіемъ вырѣзываетъ изъ просфоры первой четырехъугольную часть, которая называется Агнцемъ, потому что знаменуетъ собою Господа нашего Ісуса Христа, Который какъ Агнецъ былъ принесенъ въ жертву за грѣхи всего міра. Затѣмъ іерей крестообразно надрѣзываетъ святой Агнецъ и прободаетъ десную его сторону копіемъ и полагаетъ на дискосѣ, глаголя:
затѣмъ въ чашу вливаютъ вино и воду.
Изъ всѣхъ остальныхъ шести просфоръ іерей вынимаетъ по одной трехъугольной частицѣ у подножія Креста.
Вторая просфора — въ честь Пресвятой Богородицы.
Третья — въ честь св. Іоанна Крестителя и всѣхъ святыхъ.
Четвертая — за, верховнаго святителя (епископа) и весь освященный чинъ.
Пятая — за державнаго царя, царицу и чадъ ихъ.
Шестая — за живыхъ православныхъ христіанъ.
Седмая — за упокой всѣхъ православныхъ христіанъ.
Послѣ шестой просфоры, если есть желающіе помолиться за своихъ родныхъ живыхъ, то подаютъ особыя просфоры и пишутъ имена свои и тѣхъ, кого они желаютъ помянуть и священникъ вынимаетъ изъ просфоръ по одной частицѣ, а послѣ седмой просфоры, іерей такъ же дѣйствуетъ, поминая умершихъ, имена которыхъ написаны на особыхъ свиткахъ [запискахъ][7]. Положивъ частицы на дискосъ, священникъ покрываетъ ихъ звѣздицею, которая напоминаетъ ту звѣзду, которая
далѣе дискосъ и потиръ покрываются покровами и воздухомъ и затѣмъ іерей совершаетъ кажденіе и читаетъ положенныя молитвы. Въ первой части Литургіи — Проскомидіи воспоминается Рожество Ісуса Христа, Который былъ и Агнцемъ, предназначеннымъ для принесенія въ жертву за грѣхи людей и Царемъ того царства Божія на землѣ, къ которому принадлежатъ всѣ увѣровавшіе во Христа. Во время совершенія проскомидіи на клиросѣ чтутся часы: третій, шестой и девятый. По отпустѣ часовъ, творитъ іерей прощеніе на всю церковь, а потомъ затворяются врата.
Вторая часть Литургіи называется Литургіей оглашенныхъ, потому что въ древности при ея совершеніи присутствовали не только вѣрные, т.-е. принявшіе святое крещеніе, но и оглашенные, т.-е. готовящіеся только ко святому крещенію. Начинается она возгласомъ священника:
а оканчивается ектеніею, приглашающею оглашенныхъ выйти изъ храма:
Послѣ прославленія Царства Пресвятыя Троицы, произносится великая ектенія, что значитъ протяженіе — съ греческаго, т.-е. собраніе краткихъ прошеній, произносимыхъ протяжно.
Въ этихъ ектеніяхъ молятся священнослужители о мирѣ среди людей, о Спасеніи душъ нашихъ, о благосостояніи святыхъ Божіихъ церквей и всеобщемъ единеніи, о святыхъ храмахъ и о священной іерархіи; о благоустройствѣ гражданскомъ, благораствореніи воздуховъ, умноженіи плодовъ земныхъ, о мирныхъ временахъ, объ отсутствіи войнъ и междоусобицъ; молятся, чтобы Господь избавилъ насъ отъ скорби, гнѣва и нужды; затѣмъ, вспоминая Пресвятую Богородицу, теплую Заступницу христіанъ —и всѣхъ святыхъ угодниковъ, предстателей нашихъ, приглашаютъ молящихся предать себя на волю Божію, потому что Онъ лучше знаетъ, въ чемъ мы имѣемъ нужду и въ чемъ намъ надо помочь, такъ какъ только одному Богу въ Троицѣ святой славимому принадлежитъ слава, честь и поклоненіе всегда и теперь на будущіе безконечные вѣка.
Далѣе предлагается молящимся чтеніе, или пѣніе псалмовъ пророка Давыда (102 и 145), въ которыхъ указывается, что Царство Божіе открывалось неизреченными милостями Божіими еще въ Ветхомъ Завѣтѣ
- антифоны).
Псалмы эти поются поперемѣнно на клиросахъ и потому называются по-гречески антифонами, т.-е. противоголосники. Двумя малыми ектеніями, они раздѣляются на три части, въ честь Пресвятой Троицы. Ко второму антифону всегда прибавляется въ честь воплотившагося Сына Божія пѣснь:
Этимъ указывается, что Царство Божіе, во всемъ своемъ величіи открылось пришествіемъ на землю Сына Божія,
распеншагося и смертію своею побѣдившаго (смертію на смерть наступи), смерть на земли. Пѣніемъ девяти евангельскихъ заповѣдей (блаженны) напоминается молящимся, что Царство небесное обѣщано за добродѣтели, перечисленныя въ сихъ заповѣдяхъ; именно: нищимъ духомъ, т.-е. смиренномудрымъ, плачущимъ о грѣхахъ, кроткимъ, правдивымъ, милостивымъ, чистосердечнымъ, миролюбивымъ, гонимымъ за правдуя, мучимымъ за вѣру Христову. По окончании блаженныхъ, совершается малый входъ со святымъ Евангеліемъ чрезъ сѣверныя двери въ царскія. Онъ означаетъ явленіе Христа народу съ евангельскою проповѣдью:По возгласѣ священнослужителя:
(стойте прямо, чинно), пѣвцы поютъ:
Предстоящіе творятъ поклоненіе явившемуся Божію Агнцу взять грѣхи міра и затѣмъ выслушиваютъ ангельскую пѣснь
чтенiе Апостола и благовѣстiе святаго Евангелія, т.-е. Слова Самого Спасителя Его Божественное ученіе, которое Онъ принесъ съ неба на землю[8]. Послѣ чтенія Апостола поется аллилуія, а предъ чтеніемъ Евангелія и по Его окончаніи
Этимъ христіане высказываютъ, что они пріемлютъ слова благовѣстія съ благодарностію (аллилуія означаетъ — хвалите Господа). Послѣ Евангелія произносится ектенія сугубая (поютъ Господи помилуй 3 и 12—сугубо). Здѣсь молятся предстоящіе о помилованіи ихъ самихъ. Помилуй насъ, Боже, церковноіерархическихъ лицъ, гражданскаго начальства, о приносящихъ плоды земныя, добротворящихъ, трудящихся и предстоящихъ людяхъ, ожидающихъ великія милости отъ Господа Бога. Затѣмъ молятся объ оглашенныхъ, чтобы Господь помиловалъ ихъ, научилъ ихъ слову истины, открылъ имъ Евангеліе правды, присоединилъ ихъ чрезъ святое крещеніе къ святой Соборной и Апостольской Церкви, чтобы и они вмѣстѣ со всѣми вѣрующими славили Пречестное и великолѣное имя Отца и Сына и Святаго Духа. Послѣ этого оглашенные приглашаются выйти изъ храма:
какъ не удостоенные еще святаго крещенія, а потому и недостойные присутствовать при совершеніи святой тайны причащенія. Въ храмѣ остаются вѣрные, и теперь начинается главная, третья часть Литургіи, — Литургія вѣрныхъ, во время которой совершается самое таинство святаго Причащенія. Для освященія святыхъ Даровъ, приготовленные на жертвенникѣ хлѣбъ и вино переносятся на престолъ и это перенесеніе называется великимъ входомъ. Этотъ входъ совершается въ память торжественнаго входа Ісуса Христа въ Іеросалимъ. Въ это время поется Херувимская пѣснь, въ которой вѣрующіе, изображая таинственно херувимовъ, носящихъ своего Царя, и, принося Животворящей Троицѣ трисвятую пѣснь (т.-е. аллилуія), отвергаютъ отъ себя всякую житейскую печаль для того, чтобы (яко) достойно принять Царя всѣхъ, имѣющаго явиться во святыхъ тайнахъ[9]. Когда іерей выходитъ со святыми дарами сѣверными дверьми и говоритъ противу лѣваго клироса:
предстоящіе творятъ поклонъ въ поясъ, говоря втай:
Затѣмъ, ставъ противу западныхъ дверей, священникъ говоритъ:
поклонъ в поясъ и говорятъ:
обратясь къ полуденной странѣ, iерей глаголетъ:
всѣ покланяются до земли и глаголятъ:
Св. Дары поставляются на престолѣ въ воспоминаніе снятія тѣла Ісуса со Креста и положенія его во гробъ. Воздухъ, которымъ покрываются св. Дары—означаетъ плащаницу, которою было повито Тѣло Ісусово.
Священникъ (или діаконъ) затворяетъ царскія двери и произноситъ просительную ектенію Исполнимъ (т.-е. дополнимъ) молитвы нашя Господеви, въ которой проситъ у Бога отъ лица вѣрующихъ прощенія грѣховъ, всего добраго и полезнаго для душъ нашихъ, христіанской кончины жизни нашей и добраго отвѣта на Страшномъ Судѣ Христовомъ. Затѣмъ слѣдуютъ возгласы:
(чтобы единодушно исповѣдывать Бога). Пѣвцы, продолжая возгласъ іерея, поютъ, кого именно исповѣдывать:
возглашаетъ іерей, (или діаконъ); пѣвцы поютъ исповѣданіе (символъ) вѣры — Никео-Константинопольское:
Въ древности закрывались двери храмовъ, чтобы никто изъ невѣрныхъ не вошелъ въ это время въ храмъ. Мы же должны затворять двери нашего сердца, чтобы туда не проникли всякія житейскія помыслы.
- этимъ возгласомъ приглашаются вѣрующіе исполниться добра, страха и мира, и принести милость, жертву и пѣніе. Затѣмъ, слѣдующимъ возгласомъ подается вѣрующимъ благожеланія отъ іерея.
а пѣвцы отвѣтствуютъ взаимнымъ благожеланіемъ: Далѣе приглашаются вѣрующіе возноситься мыслію ко Господу, горѣ (вверхъ). Пѣвцы отъ лица народа утверждаютъ, что они уже свои сердца устремили ко Господу: Послѣ этого уже священникъ приступаетъ къ освященію святыхъ Даровъ.
Подобно тому, какъ Ісусъ Христосъ на тайной вечери взялъ хлѣбъ, благодарилъ, воздалъ хвалу Богу, и здѣсь священникъ возглашаетъ: а пѣвчіе поютъ: т.-е. справедливо, слѣдуетъ благодарить Господа. Священникъ втай читаетъ молитву, въ которой благодаритъ за всѣ явленныя и неявленныя благодѣянія и за службу сію, которую отъ рукъ грѣшныхъ людей принимаетъ Господь, тогда какъ ему предстоятъ тысячи архангеловъ и тьма ангеловъ, херувимы и серафимы, Эти послѣднія слова молитвы произноситъ іерей возгласно, а людіе продолжаютъ мысль молитвы пѣніемъ ангельской пѣсни: (Осанна, значитъ: дай спасеніе). Священникъ продолжаетъ читать молитву, въ которой славословитъ Господа, такъ возлюбившаго міръ, что и Сына Своего Единороднаго далъ для спасенія людей, Который (т.-е. Сынъ Божій) въ нощи, въ ней же предаяшеся за мірскій животъ, пріемъ хлѣбъ во святыя свои руки
(т.-е. отъ чаши)
Пѣвцы поютъ послѣ обоихъ возгласовъ
т.-е. истинно. Тогда, воспомянувъ заповѣдь Христа:
а также все совершенное Имъ для нашего спасенія, крестныя страданія, Его воскресеніе, вознесеніе на небо, одесную Бога Отца сидѣніе—и второе и страшное Его пришествіе, священникъ возглашаетъ:
т.-е. Твои хлѣбъ и вино приносимъ Тебѣ отъ Твоихъ же твореній—людей, въ благодарность о всѣхъ бывшихъ благодѣяніяхъ и за всѣ будущія. Люди доканчиваютъ:
Во время пѣнія этой пѣсни священникъ молится, чтобы Господь послалъ Духа Святаго на принесенные дары и
при чемъ благословляетъ св. Дары, а затѣмъ благословляя хлѣбъ и вино вмѣстѣ, товоритъ:
Въ эти минуты силою Божіею хлѣбъ и вино пресуществляются въ Тѣло и Кровь Христову, тоесть въ этотъ моментъ является самое Пречистое Тѣло и самая Пречестная Кровь Господа нашего Ісуса Христа. Предстоящіе покланяются до земли св. Тайнамъ и воспомииаютъ предъ Ними Пресвятую Богородицу, всѣхъ святыхъ, живыхъ и умершихъ въ вѣрѣ. Пѣвцы поютъ: "Достойно есть", послѣ возгласа іерея
поклоняются до земли и по окончаніи пѣнія также поклоняются до земли. Іерей затѣмъ произноситъ возгласно пожеланіе милостей Божіихъ предстоящимъ христіанамъ:
а ему отвѣчаетъ клиръ:
Далѣе слѣдуетъ просительная ектенія, приготовляющая вѣрныхъ ко причащенію, въ которой произносятся прошенія о дарованіи имъ душевныхъ благъ и заканчивается молитвою іерея, чтобы Господь удостоилъ насъ всѣхъ неосужденно
эту молитву Господню поютъ вѣрующіе. Послѣ сего священникъ, поднявъ надъ дискосомъ св. Агнецъ обоихъ рукъ треми персты[10], возглашаетъ:
т.-е. что св. Дары могутъ быть преподаны только святымъ, очистившимъ себя покаяніемъ отъ грѣховъ и разрѣ-шеннымъ іерейской молитвою. — Но такъ какъ и покаявшіеся не могутъ себя считать вполнѣ достойными (святыми) причащенія Тѣла и Крови Христовой, то пѣвцы отъ лица вѣрующихъ отвѣчаютъ:
Священнослужители пріобщаются въ алтарѣ при закрытыхъ дверяхъ и запонѣ — отдѣльно Тѣла Христова и отдѣльно Крови св., какъ причащались св. апостолы на Тайной вечерѣ. Затѣмъ запона и врата открываются — это знаменуетъ обстоятельства воскресенія Христова, землятресеніе, бывшее при гробѣ, отваленіе камня ангеломъ отъ гроба и явленіе воскресшаго Спасителя женамъ Мѵроносицамъ.
Желающіе причаститься міряне, подходятъ къ алтарю и, когда выйдетъ іерей со св. Дарами, сотворяютъ крестное знаменіе и поклоняются до земли; потомъ цѣлуютъ св. Крестъ или св. икону и сложивъ персты, тоже для крестнаго знаменія и руки крестообразно на плечи, съ благоговѣніемъ приступаютъ ко причащенію святыхъ Тайнъ. Священникъ же лжицею преподаетъ св. Тѣло Христово единожды и, затѣмъ, дважды св. Кровь Христову и по причащеніи цѣлуетъ причастившійся край чаши, который знаменуетъ собою прободенное ребро Спасителя. Послѣ причащенія мірянъ священникъ собираетъ съ дискоса частицы за здравіе и за упокой и опускаетъ ихъ въ чашу, потому что въ Тѣло Христово приложился только Агнецъ, а не тѣ частицы, которые вынимаетъ іерей изъ другихъ просфоръ. — Затѣмъ іерей возглашаетъ: "спаси Боже люди своя" и, снова вышедши къ народу съ чашею и дискосомъ, тихо глаголетъ: и возглашаетъ: людіе: и относитъ св. Дары на жертвенникъ. Это послѣднее явленіе народу св. Даровъ напоминаетъ вознесеніе Господа на небо.
Оканчивая Божественную Литургію, священникъ обращается къ молящимся: т.-е. (изъ храма). Пѣвцы поютъ т.-е. пойдемъ съ мыслію о Господѣ. Послѣ прочтенія напутственной заамбонной молитвы, іерей раздаетъ людямъ дору, или раздробленныя просфоры, а клиръ поетъ псаломъ Давыда благодарственно хвалебный (33). Раздавая дору, іерей беретъ тремя перстами такъ, какъ складываетъ ихъ на благословеніе и крестное знаменіе, т.-е. большимъ и двумя послѣдними, безымяннымъ и мизинцемъ и каждому приглаголяПриходящій поклоняется іерею въ поясъ и потомъ, знаменовавъ себя крестнымъ знаменіемъ, пріемлетъ въ правую руку свою св. дору, поддерживая лѣвою, цѣлуетъ руку священника и отходитъ на свое мѣсто и, не крестяся, потребляетъ дору, а затѣмъ по потребленіи полагаетъ три поясныхъ поклона. Послѣ этого отъ лица Господа преподаетъ іерей благословеніе людямъ, творитъ отпустъ и даетъ цѣловать св. Крестъ, ограждая крестообразно и истово каждаго христіанина при пѣніи церковной пѣсни: Иже Крестомъ и чтенія положеннаго поученія св. Іоанна Златоустаго (день недѣльный). Затѣмъ, совершивъ исходные поклоны, благодаряще Бога съ веселіемъ, и поздравляя другъ друга съ праздникомъ, вѣрные расходятся по своимъ домамъ.
Эта Литургія — твореніе св. Іоанна Златоустаго, архіепископа Константина-Града; она обычно совершается въ теченіе года. Литургія же —твореніе Василія Великаго, архіепископа Кесаріи Каппадокійской совершается 10 разъ въ теченіе года; именно: 1-го января — въ день памяти св. Василія Великаго, наканунѣ праздника Рожества Христова и Крещенія (если кануны эти не въ субботу и не въ воскресеніе; въ послѣднемъ случаѣ Литургія Василія Великаго совершается въ самый цень праздника, а наканунѣ — Іоанна Златоустаго), во всѣ воскресенія Великаго Поста, кромѣ входа въ Іеросалимъ (вербное) и въ четвергъ и субботу страстной седмицы. Различіе этой литургіи отъ литургіи Іоанна Златоустаго состоитъ только въ томъ, что: 1) молитвы, произносимыя іереемъ втай, длиннѣе, а потому и пѣніе продолжительнѣе и 2) къ словамъ, произносимымъ іереемъ возгласно: прибавляются предыдущія слова молитвы: каковые слова на Литургіи Іоанна Златоустаго произносятся тайно; З) вмѣсто поется а въ четвертокъ и субботу страстной седмицы поется ирмосъ 9-й пѣсни канона; 4) въ четвертокъ Страстной седмицы, вмѣсто Херувимской пѣсни, поется (трижды), а въ субботу: 5) на отпустѣ поминается имя св. Василія Великаго архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, а св. Іоанна Златоустаго не поминается.
Кромѣ этихъ литургій, есть еще литургія Преждеосвященныхъ Даровъ — твореніе св. Григорія, папы стараго Рима (Двоеслова). Она называется Преждесвященною потому, что святые дары уже раньше освящены на литургіи Іоанна Златоустаго, или Василія Великаго. Установлена она для того, чтобы во дни поста, когда не положено по уставу пѣть литургію Златоустаго, или Василія Великаго, вѣрующіе не оставались безъ причастія святыхъ Таинъ.
Литургія Преждесвященныхъ даровъ совершается по средамъ и пяткамъ св. Четыредесятницы, въ понедѣльникъ, вторникъ и среду Страстной седмицы, а также и въ другіе дни поста, когда случится празднованіе особо чтимому святому.
- ↑Частицы, приносимыя за живыхъ и умершихъ имѣютъ великое значеніе для_тѣхъ, за кого онѣ приносятся, ибо возлежа около Тѣла Христова и напаяясь Кровію Христовою, онѣ дѣлаютъ тѣхъ за кого онѣ принесены участниками благодатныхъ дарованій, очищаютъ отъ грѣховъ и служатъ утѣшеніемъ для молящихся. Во святой литургіи вся церковь торжествующая вмѣстѣ со свв. ангелами и воинствующая орошается святою Кровію Господа и не можетъ быть ничего сильнѣе и дѣйственнѣе для человѣческихъ душъ этой молитвы. Поэтому Св. Литургіи не могутъ замѣнить ни чтеніе псалтыри, ни такъ называемыя "неугасимыя", появившіяся во времена гонительныя на христіанъ-страрообрядцевъ и по нуждѣ. Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ, что много пользы душевной обрѣтаютъ умершіе, когда за нихъ священники совершаютъ божественную литургію.
- ↑Въ праздники Рожества Христова; Крещенія Господня, въ субботы Лазареву и Страстную, въ нед. Пасхи - во всѣ дни седмицы и въ день Пятидесятницы вмѣсто Трисвятаго, поется: "елицы во Христа крестистеся", - это потому, что въ древности въ эти дни по преимуществу оглашенные принимали таинство крещенія. Намъ это напоминаетъ о тѣхъ обѣтахъ, какіе мы давали при крещеніи. Въ праздникъ Воздвиженія Креста и въ третье воскресеніе Великаго поста (Крестопоклонное) поется: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко".
- ↑Въ древлеправославной церкви поется между прочимъ "дароносима чиньми", а въ новообрядской: "доривосима". Послѣднее объясняется: "носимаго на копьяхъ". Это выраженіе теперь совершенно непонятно, ибо, какъ явствуетъ изъ объясненій ученыхъ взято изъ древнеязыческаго обычая: полководцевъ и царей, одержавшихъ побѣду, привѣтствовать торжественнымъ ношеніемъ на щитѣ поддерживаемомъ копьями. Иносказательное это выраженіе означаетъ просто торжественное и благоговѣйное воздаяніе почестей Царю небесному. Въ этомъ послѣднемъ смыслѣ древнее выраженіе "дароносима" болѣе понятно вѣрующему христіанину, чѣмъ "копьеносима", или "дориносима", ибо христіанинъ видитъ съ какимъ благоговѣйнымъ трепетомъ священнодѣйствующій переноситъ св. дары и мысленно представляетъ себѣ, что и Святые ангелы также невидимо "дароносятъ" Царя Царемъ, Владыку неба и земли и служатъ ему лица закрывающе. Поэтому напрасно нѣкоторые указываютъ на этимологическую ошибку здѣсь. Важно, чтобы мысль была выражена правильно. Вѣдь греческое "парамонарь"- вездѣ произносится "пономарь", а "bissextus" переведено "високосъ" и проч. Однако сути дѣла это не измѣняетъ.
- ↑ т.-е. двумя перстами: указательнымъ и великосреднимъ правой руки и указательнымъ перстомъ лѣвой руки.