ЗАКОНЪ БОЖІЙ. НОВЫЙ ЗАВЕТ VI.

стр. 141


56. Взятіе Ісуса Христа. Судъ надъ Нимъ у первосвященника Каіафы.

(Ев. въ среду мясопуст.; во вторн. сыроп. нед.; страст. 2-е).

По окончаніи Тайной вечери, Ісусъ Христосъ пошелъ со Своими учениками въ садъ Геѳсиманскій. Здѣсь онъ преклонилъ колѣни, палъ на лице Свое и молился, говоря: "Отче! если возможно, да минуетъ Меня чаша сія; однако не Моя воля, а Твоя да будетъ". Молитва его была столь усердна, что съ лица Его падали на землю капли кроваваго пота.

Когда Ісусъ Христосъ окончилъ молитву, въ садъ пришелъ Іуда съ толпою воиновъ и служителей архіерейскихъ. Онъ предупредилъ ихъ: "кого я поцѣлую, того вы и берите". Затѣмъ онъ подошелъ къ Господу и со словами: „радуйся, (т. е. здравствуй) Учитель!" поцѣловалъ Его. Воины взяли Ісуса Христа и повели Его къ первосвященникамъ; апостолы же въ страхѣ разбѣжались.

Ночью у первосвященника Каіафы собрались книжники и старѣйшины іудейскіе для суда надъ Ісусомъ Христомъ. Явилось много лжесвидѣтелей, но они не могли сказать ничего такого, за что можно бы было осудить Ісуса Христа на смерть. Тогда первосвященникъ Каіафа спросилъ Его: "скажи намъ, Ты ли Христосъ, Сынъ Божій?" Ісусъ Христосъ отвѣтилъ ему: "да, Я". Каіафа при этихъ словахъ разодралъ одежды свои и сказалъ: "на что еще намъ свидѣтелей? Вы сами слышали богохульство. Какъ вамъ кажется?" И всѣ отвѣтили: "повиненъ смерти". Послѣ этого слуги архіерейскіе вывели Ісуса Христа изъ дома Каіафы на дворъ и здѣсь били Его, плевали ему въ лицо, а нѣкоторые закрывали Ему лицо, ударяли по ланитамъ и съ насмѣшкой спрашивали: "скажи намъ, Христосъ, кто ударилъ тебя?" Господь терпѣливо и молча переносилъ все это. (Мѳ. гл. 26, ст. 36—68. Зач. 108; Мрк. гл. 14, 32—68. Зач. 64 и 65; Лук. гл. 22, 39—44. Зач. 109; Іоан. гл. 18, 2—16. Зач. 58).


57. Отреченіе Петра и раскаяніе.

(Ев. 2-е страст.; вторн. сыропустн. нед.).

Когда Ісуса Христа повели изъ Геѳсиманскаго сада къ первосвященнику Аннѣ, двое изъ учениковъ Его, Петръ и Іоаннъ, опамятовавшись отъ перваго страха, издали послѣдовали за Нимъ. Іоаннъ былъ знакомъ первосвященнику, и вошелъ во внутренній первосвященническій дворъ, а Петръ остался во внѣшнемъ дворѣ, за дверями. Іоаннъ вышелъ, переговорилъ съ придверницею и ввелъ Петра. Между тѣмъ рабы и служители развели огонь на дворѣ, потому что было холодно, и грѣлись у огня. Петръ сталъ съ ними грѣться. Тутъ подошла служанка первосвященника, придверница, и, увидѣвъ Петра и всмотрѣвшись въ него, сказала: "и ты былъ съ Ісусомъ Галилеяниномъ". Но онъ сказалъ: "не знаю и не понимаю, что ты говоришь", и вышелъ вонъ на передній дворъ. Въ это время запѣлъ пѣтухъ. Когда перевели Ісуса Христа отъ Анны къ Каіафѣ, Петръ опять вышелъ во внутренній дворъ первосвященническаго дома и сталъ грѣться у огня. Тутъ другая служанка, увидѣвъ его, начала говорить стоявшимъ: "этотъ изъ нихъ" (изъ учениковъ Ісуса). То же говорили и другіе. Онъ опять отрекся съ клятвою, что не знаетъ Этого Человѣка. Спустя съ часъ времени, стоявшіе тутъ опять стали говорить Петру: "точно ты изъ нихъ: ты Галилеянинъ, и рѣчь твоя обличаетъ тебя". Одинъ изъ рабовъ первосвященническихъ, сказалъ: "не я ли видѣлъ тебя съ Нимъ въ саду?" Петръ началъ клясться и божиться, увѣряя: "я не знаю Этого Человѣка". И вдругъ, когда еще говорилъ онъ, запѣлъ пѣтухъ въ другой разъ. Тогда Господь, оборотясь, взглянулъ на Петра, и Петръ вспомнилъ слова Господа, какъ Онъ сказалъ ему: "прежде нежели дважды пропоетъ пѣтухъ, ты отречешься отъ меня трижды". И вышелъ вонъ и плакалъ горько, раскаявшись въ своемъ грѣхѣ. (Іоан. гл. 18, 13—27. Зач. 65: Лук. 22, ст. 54—65. Зач. 109).


58. Осужденіе Ісуса Христа на смерть.

(Ев. въ пят. вел. на 1-мъ часѣ; пят. велик. вечеръ; 5 страстн.).

Въ пятницу, рано утромъ, собрались всѣ первосвященники, старѣйшины и книжники, ввели Ісуса Христа въ свой синедріонъ и спросили "Ты ли Христосъ? скажи намъ". Онъ сказалъ имъ: "если скажу вамъ, вы не повѣрите; если спрошу васъ, вы не будете отвѣчать Мнѣ и не отпустите Меня. Отнынѣ Сынъ человѣческій возсядетъ одесную силы Божіей". Тогда спросили всѣ: "итакъ, Ты Сынъ Божій?" Онъ отвѣчалъ: "вы говорите, что Я". Они сказали: "какое еще нужно намъ свидѣтельство? мы сами слышали изъ устъ Его, что Онъ называетъ Себя Сыномъ Божіимъ". И совѣщались предать Ісуса Христа смерти.

Въ это время Іуда, увидѣвъ, что Ісусъ Христосъ въ синедріонѣ осужденъ на смерть, раскаялся, но безъ надежды на помилованіе, и потому онъ впалъ въ отчаяніе, которое довело его до самоубійства. Онъ возвратилъ тридцать сребренниковъ первосвященникамъ и старѣйшинамъ и сказалъ; "согрѣшилъ я: предалъ кровь неповинную". Іуда, бросивъ сребренники во храмѣ, вышелъ, пошелъ и удавился. На эти тридцать сребренниковъ первосвященники купили землю горшечника для погребенія странниковъ. Съ этого времени земля эта стала называться землею крови. (Мѳ. гл. 27, ст. 1—11. Зач. 110 и 111).


59. Судъ надъ Ісусомъ Христомъ у Пилата.

(Ев. въ четв. мясопустн. нед.; четв. сыропустн.; 14-го сент. на литургіи).

Въ пятницу, рано утромъ, первосвященники повели связаннаго Ісуса Христа къ римскому правителю Пилату, чтобы онъ утвердилъ смертный приговоръ надъ Ісусомъ. Пилатъ вышелъ къ нимъ и спросилъ: "въ чемъ вы обвиняете Этого Человѣка?" Первосвященники и книжники отвѣчали: "если бы Онъ не былъ злодѣй, мы не предали бы Его тебѣ. Онъ называетъ Себя царемъ и возбуждаетъ народъ". Пилать допросилъ Ісуса Христа, но не нашелъ въ Немъ никакой вины. Зная, что Ісуса Христа предали изъ зависти, Пилатъ обратился къ народу и сказалъ:"у васъ есть обычай, чтобы я одного узника отпускалъ вамъ на пасху; кого хотите, чтобы я отпустилъ вамъ: Варавву, или Ісуса называемаго Христомъ?" Народъ, побуждаемый первосвященниками, закричалъ въ отвѣть:"не Его, а Варавву!" Варавва же былъ разбойникъ. Пилатъ спросилъ: "что же вы хотите, чтобы я сдѣлалъ съ Тѣмъ, Котораго вы называете царемъ іудейскимъ?" Всѣ отвѣтили: "да будетъ распятъ!" Тогда Пилатъ предалъ Ісуса Христа бичеванію. Воины отвели Его внутрь двора и, привязавъ къ столбу, бичевали; затѣмъ въ насмѣшку одѣли на Него багряную одежду, на голову возложили вѣнецъ изъ терновника, дали въ руку трость (т. е. палку), вмѣсто царскаго скипетра, становились предъ Ісусомъ Христомъ на колѣни и говорили: "радуйся, царь іудейскій!" а затѣмъ плевали на Него и, взявъ изъ рукъ Его трость, били Его по головѣ и ланитамъ.

Послѣ бичеванія Пилатъ вывелъ Ісуса Христа въ багряницѣ и терновомъ вѣнцѣ къ народу и сказалъ: "вотъ Человѣкъ! Я не нахожу въ Немъ никакой вины". Но народъ, увидѣвъ Ісуса, и, подстрекаемый членами синедріона, снова началъ кричать: "распни, распни Его!" Пилатъ, видя, что народъ все болѣе и болѣе возмущается, взялъ воды, умылъ предъ всѣми руки и сказалъ: "я не повиненъ въ крови сего Праведника". Народъ въ отвѣтъ закричалъ: "кровь Его на насъ и на дѣтяхъ нашихъ". Тогда Пилатъ предалъ Ісуса Христа на распятіе. (Мѳ. гл. 27, ст. 1—26. Зач. 107 и 108; Мрк. гл. 15, ст. 3—14. Зач. 66 и 67; Лук. гл. 23, ст. 13—25. Зач. 110; Іоан. 19, гл. 1—10. Зач. 60).


60. Распятіе и смерть Господа Ісуса Христа.

(Ев. 7-е страст.; 31 іюля въ поклон. честн. древа; ев. 6-е страст.; и на 3-мъ часѣ; пят. мясопуст.; 8-е страст.; на 6-мъ часѣ въ пятокъ велик.; 9-е страст.; и 8-го мая и 26-го сент. на литургіи).

Воины привели Ісуса Христа на гору Голгоѳу, близъ Іеросалима, и тамъ распяли Его между двумя разбойниками. Надъ головою Его, по приказанію Пилата, была прибита доска съ надписью: "Ісусъ Назарянинъ, Царь Іудейскій". Когда пригвождали Ісуса Христа ко кресту, Онъ молился за Своихъ враговъ и говорилъ: "Отче! прости имъ, они не знаютъ, что дѣлаютъ".

Первосвященники и кніжники смѣялись надъ Господомъ и говорили: "другихъ спасалъ, а Себя не можетъ спасти. Если Онъ царь Израилевъ, пусть сойдетъ съ креста, и мы увѣруемъ въ Него". То же говорили и народъ, и воины. Даже одинъ изъ разбойниковъ, распятыхъ съ Ісусомъ Христомъ, ругался надъ Нимъ и говорилъ: "если Ты Христосъ, спаси Себя и насъ". Но другой разбойникъ останавливалъ его и говорилъ: "ужели ты не боишься Бога, когда и самъ осужденъ на то же? Но мы осуждены справедливо, а Онъ ничего худого не сдѣлалъ". Потомъ, обратившись къ Ісусу Христу, онъ сказалъ: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ! Ісусъ Христосъ отвѣтилъ: "истинно говорю тебѣ: нынѣ же будешь со Мною въ раю".

У креста Господня стояла Матерь Его и любимый ученикъ Іоаннъ. Ісусъ Христосъ, увидя Матерь Свою, сказалъ Ей: "вотъ Сынъ Твой!" Потомъ сказалъ ученику: "вотъ Мать Твоя". И съ этого времени Іоаннъ взялъ Пречистую Дѣву Марію къ себѣ въ домъ и заботился о Ней, какъ о своей Матери.

Когда распяли Ісуса Христа, былъ полдень, или по еврейскому счету шестой часъ дня. Вдругъ солнце померкло, и сдѣлалась великая темнота, которая продолжалась три часа. Въ третьемъ часу пополудни (по-еврейски—въ девятомъ) Ісусъ Христосъ сказалъ; "совершилось!" Потомъ Онъ громкимъ голосомъ воскликнулъ: "Отче, въ руки Твои предаю духъ Мой",—склонилъ голову и испустилъ духъ. Въ эту минуту земля потряслась, камни разсѣлись, завѣса церковная, которая отдѣляла святое святыхъ отъ святилища, разодралась надвое, съ верхняго края до нижняго, и многія тѣла умершихъ святыхъ воскресли. Сотникъ и воины бывшіе при крестѣ, видя происшедшее, сказали: "воистину Онъ былъ Сынъ Божій!" И народъ, бывшій при распятіи, въ страхѣ сталъ расходиться, ударяя себя въ грудь.

Наступилъ вечеръ. Первосвященникамъ не хотѣлось оставить тѣла распятыхъ на крестахъ до субботы, такъ какъ въ субботу былъ великій праздникъ Пасхи. Поэтому они просили у Пилата позволенія перебить распятымъ голени, чтобы они скорѣе умерли. Пилатъ позволилъ. Тогда воины пришли и перебили голени разбойникамъ; когда же пришли къ Ісусу Христу, увидѣли, что Онъ мертвъ, и не перебили у Него голеней. Но одинъ изъ воиновъ копіемъ пронзилъ Ему ребро, и изъ раны потекла кровь и вода. (Мѳ. гл. 27, ст. 27—54. Зач. 111 и 113; Мрк. гл. 15, ст. 16—41. Зач. 67, 68; Лук. гл. 23, ст. 26—49. Зач. 110 и 111; Іоан. гл. 19, ст. 16—37. Зач. 60 и 61).


61. Снятіе со креста и погребеніе Ісуса Христа.

(Ев. въ велик. суб. на утр. и 12-е страстн.; 10-е стр.; въ нед. 3-ю по Пасцѣ; 11-е страст.).

Въ пятницу вечеромъ пришелъ къ Пилату Іосифъ изъ Аримаѳеи, человѣкъ богатый, знаменитый членъ совѣта, тайный ученикъ Ісусовъ, и просилъ тѣло Ісусово. Пилатъ, узнавъ отъ сотника, что Ісусъ умеръ, отдалъ тѣло Его Іосифу. Іосифъ купилъ плащаницу, снялъ со креста тѣло Ісусово и обвилъ Его плащаницею.

Пришелъ также и Никодимъ, приходившій ночью къ Ісусу Христу, для бесѣды о вѣрѣ и принесъ около ста фунтовъ благовоннаго состава изъ смирны и алоя (душистаго дерева). Іосифъ и Никодимъ взяли тѣло Ісуса Христа, обвили Его пеленами съ благовоніями, какъ обыкновенно погребали іудеи. Близко отъ того мѣста, гдѣ Ісусъ Христосъ былъ распятъ, находился садъ Іосифа, а въ саду новый гробъ, высѣченный въ скалѣ, въ которомъ еще никто не былъ положенъ. Въ этомъ своемъ гробѣ Іосифъ съ Никодимомъ положили тѣло Ісуса Христа и, приваливъ большой камень къ двери гроба, удалились. Въ снятіи Ісуса Христа со креста и погребеніи участвовала и Пресвятая Матерь Его. При этомъ были также и жены, пришедшія за Ісусомъ Христомъ изъ Галилеи. Возвратившись съ погребенія, онѣ приго-товили благовонія и масти, чтобы помазать тѣло Ісуса Христа по прошествіи субботы. (Мѳ. гл. 27, ст. 57—61. Зач. 113 и 114).

Въ субботу собрались первосвященники и фарисеи къ Пилату и сказали: "господинъ! мы вспомнили, что обманщикъ тотъ сказалъ: послѣ трехъ дней воскресну. Прикажи охранять гробъ до третьяго дня, чтобы ученики Его ночью не украли Его и не сказали народу: Онъ воскресъ изъ мертвыхъ. Тогда этотъ новый обманъ будетъ хуже перваго". Пилатъ сказалъ имъ: "вы имѣете стражу, подите, охраняйте, какъ знаете". Они пошли, поставили у гроба стражу и приложили къ камню печать. (Мрк. гл. 15, ст. 42—47. Зач. 68—69; Лук. гл. 28, ст. 50—54. Зач. 111; Іоан. гл. 19, ст. 38—42. Зач. 62).

Когда тѣло Ісуса Христа лежало во гробѣ, Онъ душею Своею сходилъ во адъ, возвѣстилъ тамъ душамъ умершихъ людей о Своей побѣдѣ надъ діаволомъ и смертію, вывелъ оттуда въ рай души людей, съ вѣрою ожидавшихъ Его пришествія, и былъ на престолѣ съ Богомъ Отцемъ и Духомъ Святымъ. (1 Петра гл. 3, ст. 18, 19. Зач. 60).


62. Воскресеніе Господне.

(Ев. въ суб. велик. на литургіи; воскр. 1-е и на крещеніе младенцевъ; воскр. 2-е и 3-е и на утр. Вознесенія; воскр. 4-е; воскр. 7-е, 8-е и 9-е и въ нед. свѣтл. вечер. и въ Ѳомину).

Въ первый день послѣ субботы, рано утромъ, сдѣлалось сильное землетрясеніе. Съ неба сошелъ Ангелъ Господень; видъ его былъ, какъ молнія, а одѣяніе бѣло, какъ снѣгъ. Онъ отвалилъ отъ двери гроба камень и сѣлъ на немъ. Господь же Ісусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Воины, стоявшіе на стражѣ, отъ страха попадали на землю, какъ мертвые, а потомъ разбѣжались. Нѣкоторые изъ нихъ пришли къ первосвященникамъ и разсказали о случившемся. Первосвященники же дали имъ денегъ и научили ихъ говорить, будто бы ночью, когда они спали, ученики Ісуса Христа пришли и украли Его тѣло.

Когда начало свѣтать, Марія Магдалыни и съ нею нѣкоторыя благочестивыя женщины пошли ко гробу съ благовоннымъ мѵромъ, чтобы помазать тѣло Ісусово. Дорогою они говорили между собою: "кто отвалитъ намъ камень отъ двери гроба?" Прежде другихъ ко гробу подошла Марія Магдалыни, но когда увидѣла, что камень отваленъ отъ гроба, побѣжала назадь къ Петру и Іоанну и сказала: "унесли Господа изъ гроба и не знаемъ, гдѣ положили Его".

Вслѣдъ за Маріей Магдалыни пришли ко гробу и прочія мѵроносицы и увидѣли Ангела, который сказалъ имъ: "вы Ісуса ищите Назарянина, распятаго; Онъ воскресъ; Его нѣтъ здѣсь. Вотъ мѣсто, гдѣ Онъ былъ положенъ". Мѵроносицы въ страхѣ побѣжали назадъ. На дорогѣ Самъ Ісусъ Христосъ явился имъ и сказалъ: "радуйтесь!" Онѣ пали на землю и поклонились Ему.

Марія же Магдалыни второй разъ пришла ко гробу и горько плакала. Взглянувши во гробъ, она увидѣла двухъ ангеловъ, которые спросили ее: "женщина, что ты плачешь?" Она отвѣчала: "унесли Господа моего, и не знаю, гдѣ положили Его". Въ это время она оглянулась назадъ и увидѣла Самого Ісуса Христа, но не узнала Его, и, думая, что это садовникъ, спросила: "господинъ! если ты взялъ Его, то скажи, гдѣ положилъ Его?" Господь сказалъ ей: "Марія!" Она же воскликнула: "Учитель!" и бросилась къ ногамъ Его.

Въ самый день воскресенія Христова, вечеромъ, всѣ апостолы, кромѣ Ѳомы, были вмѣстѣ, и двери были заперты. Вдругъ явился имъ Ісусъ Христосъ и привѣтствовалъ ихъ словами: "миръ вамъ!" Ученики испугались, думая, что это привидѣніе. Но Онъ сказалъ имъ: "что смущаетесь? Это Я Самъ". и при этомъ показалъ имъ руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики возрадовались, что видятъ Господа. Потомъ Онъ дунулъ на нихъ и сказалъ: "пріимите Духа Святаго. Кому простите грѣхи, тому простятся, а на комъ оставите, на томъ останутся".

Когда пришелъ Ѳома, другіе ученики говорили ему: "мы видѣли Господа". Но Ѳома отвѣтилъ имъ, что онъ до тѣхъ поръ не повѣритъ, пока самъ не увидитъ и не осяжетъ ранъ на тѣлѣ Господа. Чрезъ восемь дней ученики снова были вмѣстѣ и Ѳома съ ними. Двери были заперты. Ісусъ Христосъ явился имъ и сказалъ: "миръ вамъ!" Потомъ обратившись къ Ѳомѣ, прибавилъ: "подай перстъ твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи въ ребра Мои, и не будь невѣрующимъ, но вѣрующимъ". Ѳома воскликнулъ: "Господь мой и Богъ мой!" А Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "ты повѣрилъ, потому что увидѣлъ Меня; но блаженны тѣ, которые не видѣли и повѣрятъ".

По повелѣнію Господа Ісуса Христа, одиннадцать апостоловъ пошли на одну гору въ Галилеѣ. Они тамъ увидѣли Ісуса Христа и поклонились Ему. Ісусъ же Христосъ сказалъ имъ: "Мнѣ дана всякая власть на небѣ и на землѣ. Идите и научите всѣ народы, крестя ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Учите соблюдать все, что Я заповѣдывалъ вамъ. И вотъ Я буду съ вами до скончанія вѣка". (Мѳ. гл. 28, ст. 1—20. Зач. 115 и 116; Мрк. гл. 10, ст. 1—11. Зач. 70 и 71; Лук. гл. 24, ст. 1—12. Зач. 112, Іоан. гл. 20 ст. 1—18. Зач. 63 и 64).


63. Вознесеніе Господне.

(Ев. воскр: 6-е и на Вознесеніе на литургіи).

Въ сороковой день по воскресеніи изъ мертвыхъ, Господь Ісусъ Христосъ явился апостоламъ въ Іеросалимѣ и вывелъ ихъ изъ города на гору Елеонскую. Здѣсь Онъ повелѣлъ имъ не расходиться изъ Іеросалима, пока они не получатъ Духа Святаго. Затѣмъ, поднявъ руки, Онъ благословилъ апостоловъ и, когда благословлялъ, сталъ отдаляться отъ нихъ. Наконецъ, свѣтлое облако скрыло Ісуса Христа изъ вида учениковъ; Господь вознесся на небо и возсѣлъ одесную Бога Отца. Апостолы долго смотрѣли на небо. Вдругъ явились имъ два ангела въ бѣлыхъ одеждахъ, и сказали: "мужи галилейскіе, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Ісусъ, вознесшійся отъ васъ на небо, придетъ такимъ же образомъ, какъ вы видѣли Его восходящимъ на небо". Апостолы поклонились вознесшемуся Господу и возвратились въ Іеросалимъ. (Мрк. гл. 16, ст. 19, Зач. 71; Дѣян. гл. 1, 4—12. Зач. 1; Лук. гл. 24, ст. 49—53. Зач. 114). Вознесеніе Господне празднуется въ сороковый день послѣ Пасхи, въ четвертокъ.


64. Сошествіе Святаго Духа на апостоловъ.

Въ пятидесятый день по воскресеніи Ісуса Христа, святые апостолы съ Божіей Матерію и прочими вѣрующими были въ одной горницѣ и молились. Вдругъ въ третьемъ часу отъ начала дня послышался съ неба шумъ, какъ бы отъ сильнаго вѣтра, и наполнилъ весь домъ, гдѣ они находились, и явились огненные языки и спустились на каждаго изъ нихъ. Всѣ исполнились Духа Святаго и стали славить Бога на разныхъ языкахъ, которыхъ прежде не знали.

Въ Іеросалимѣ въ это время было много евреевъ, пришедшихъ изъ разныхъ странъ, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышавъ шумъ, они собрались около дома, гдѣ были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорятъ на разныхъ языкахъ. Тогда выступилъ апостолъ Петръ и объяснилъ народу, что они получили Духа Святаго отъ Ісуса Христа, Который былъ распятъ, но воскресъ изъ мертвыхъ. Слышавшіе эту проповѣдь умилились сердцемъ и сказали Петру и прочимъ апостоламъ: "что намъ дѣлать?" Петръ же отвѣтилъ имъ: "покайтесь и креститесь во имя Господа Ісуса Христа, и вы получите даръ Святаго Духа". И въ тотъ же день крестилось около трехъ тысячъ человѣкъ. (Дѣянія гл. 1 и 2. Зач. 1, 2, 3, 4, 5 и 6).

Сошествіе Святаго Духа на апостоловъ празднуется въ пятидесятый день послѣ Пасхи и называется Пятидесятницею или Троицынымъ днемъ, такъ какъ въ этотъ день прославляется Пресвятая Тройца.


65. Успеніе Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Дѣва Марія послѣ распятія Ісуса Христа жила до самой своей кончины у святаго апостола Іоанна Богослова. О своей кончинѣ Она была за три дня извѣщена архангеломъ Гавріиломъ. Тогда по Ея желанію были чудесно собраны въ Іеросалимъ силою Божіею всѣ апостолы, кромѣ Ѳомы. Въ часъ кончины необыкновенный свѣтъ осіялъ комнату, гдѣ находилась Божія Матерь; Самъ Господь Ісусъ Христосъ явился и принялъ Ея пречистую душу, а тѣло Ея апостолы погребли въ саду Геѳсиманскомъ, въ пещерѣ, гдѣ покоились тѣла Ея родителей и праведнаго Іосифа. Черезъ три дия прибылъ и апостолъ Ѳома и пожелалъ поклониться тѣлу Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли тамъ тѣла. Вдругъ имъ явилась Сама Матерь Божія и сказала: "радуйтесь! Я всегда буду вашею молитвенницею предъ Богомъ". Успеніе Пресвятой Богородицы празднуется 15 августа.


66. Воздвиженіе Честнаго и Животворящаго Креста Господня.

Послѣ сошествія Святаго Духа на апостоловъ, христіанская вѣра стала быстро распространяться по всей землѣ. Но языческіе императоры относились къ христіанамъ враждебно, всячески ихъ преслѣдовали, мучили и многихъ предали смерти. Гоненія на христіанъ продолжались цѣлыхъ триста лѣтъ и окончились только при императорѣ Константинѣ Великомъ, который самъ принялъ христіанскую вѣру.

Благочестивая царица Елена, мать императора Константина, отправилась въ Іеросалимъ, чтобы отыскать Крестъ, на которомъ былъ распятъ Господь Ісусъ Христосъ. Царицѣ указали, что крестъ Христовъ зарытъ въ землю, и на томъ мѣстѣ построенъ языческій храмъ. Когда, по приказанію Елены, сломали зданіе и стали рыть землю, то нашли три креста, а подлѣ нихъ дощечку съ надписью: "Ісусъ Назарянинъ, Царь Іудейскій". Чтобы узнать, который изъ трехъ крестовъ Господень, стали возлагать ихъ на умершаго. Отъ двухъ крестовъ не произошло никакого чуда; когда же возложили третій Крестъ, умершій воскресъ, и такимъ образомъ узнали Крестъ Господень. Всѣмъ бывшимъ при этомъ хотѣлось скорѣе видѣть Святой Крестъ. Тогда патріархъ іеросалимскій Макарій и царица Елена стали на возвышенномъ мѣстѣ и воздвигали Крестъ, (т.-е. поднимали Его), а народъ поклонялся ему и восклицалъ: "Господи, помилуй".

Въ день воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня установленъ строгій постъ. Въ этотъ праздникъ, на утрени, Святой Крестъ торжественно выносится изъ олтаря на средину церкви для поклоненія и лобызанія христіанами. Празднуется 14 сентября.