ЗАКОНЪ БОЖІЙ. НОВЫЙ ЗАВЕТ IV.

стр. 117


33. Исцѣленіе слѣпорожденнаго.

(Ев. въ нед. 6-ю по Пасцѣ).

Проходя по Іеросалиму, Ісусъ Христосъ увидѣлъ человѣка, слѣпого отъ рожденія. Ученики спросили Ісуса Христа: "Учитель! кто согрѣшилъ: онъ, или родители его, что онъ родился слѣпымъ?" Ісусъ Христосъ отвѣчалъ: "Не согрѣшилъ ни онъ, ни родители его; но это для того, чтобы на немъ явились дѣла Божіи". Сказавъ это, Онъ плюнулъ на землю, сдѣлалъ бреніе изъ плюновенія (грязь), помазалъ имъ глаза слѣпому и сказалъ: "поди умойся въ купальнѣ Силоамской. Онъ пошелъ и умылся, и пришелъ зрячимъ.

Туть сосѣди и видѣвшіе его прежде спрашивали его: "Какъ открылись у тебя глаза?" Онъ отвѣчалъ: "Человѣкъ, называемый Ісусъ, сдѣлалъ бреніе, помазалъ глаза мои и сказалъ мнѣ: поди на купальню Силоамъ и умойся. Я пошелъ, умылся и прозрѣлъ". Это было въ субботу; лѣченіе больныхъ фарисеи считали дѣломъ недозволеннымъ въ субботу; поэтому, бывшаго слѣпца повели къ фарисеямъ; фарисеи спросили его, какъ онъ прозрѣлъ. Онъ разсказалъ какъ это было. Тогда нѣкоторые изъ фарисеевъ стали говорить: "Не отъ Бога этотъ человѣкъ, потому что не хранитъ субботы". Другіе говорили: "Какъ человѣкъ грѣшный можетъ творить такія чудеса?" И спорили между собою. Потомъ опять спросили бывшаго слѣпого: "что ты скажешь о Немъ?" Онъ сказалъ: "Это пророкъ". Не вѣря, что онъ былъ слѣпъ и прозрѣлъ, фарисеи призвали родителей его и спросили ихъ: "это ли сынъ вашъ, о которомъ вы говорите, что родился слѣпымъ? Какъ же онъ теперь видитъ?" Родители отвѣчали: "Мы знаемъ, что онъ сынъ нашъ, и что онъ родился слѣпымъ, а какъ теперь видитъ, не знаемъ. Самъ въ совершенныхъ лѣтахъ, самого спросите". Такъ отвѣчали родители, боясь фарисеевъ; потому что фарисеи сговорились уже, чтобы, кто признаетъ Его за Христа, того отлучатъ отъ синагоги. Опять призвали бывшаго слѣпца и сказали ему: "Скажи правду: вѣдь не Ісусъ исцѣлилъ тебя? Мы знаемъ, что человѣкъ этотъ — грѣшникъ". Онъ отвѣчалъ: грѣшникъ ли Онъ, не знаю; одно знаю, что я былъ слѣпъ, а теперь вижу". Снова спросили его: "Какъ Онъ отверзъ очи твои?" Онъ отвѣчалъ имъ: "Я уже говорилъ вамъ; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сдѣлаться Его учениками?" Они укорили его и сказали: "Ты ученикъ Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаемъ, что съ Моисеемъ говорилъ Богъ, а этого человѣка не знаемъ,- откуда Онъ". Прозрѣвшій отвѣчалъ имъ: "Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Онъ, а Онъ отверзъ мнѣ очи. Отъ вѣка не слыхано, чтобы кто отверзъ очи слѣпорожденному. Если бы Онъ не былъ отъ Бога, не могъ бы творить ничего такого". На это ему сказали: "Во грѣхахъ ты родился, и ты ли насъ учишь?" И выгнали его вонъ. Ісусъ Христосъ, нашелъ его, спросилъ: "Ты вѣруешь ли въ Сына Божія?" Онъ отвѣчалъ: "А кто Онъ, Господи, чтобы мнѣ вѣровать въ Него?" Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "И видѣлъ ты Его, и Онъ говоритъ съ тобою".Онъ сказалъ: "Вѣрую, Господи!" и поклонился Ему. (Іоан. гл. 9, ст. 1—38. Зач. 34).


34. Притча о милосердномъ самарянинѣ.

(Ев. въ нед. 25-ю по Пятьдесятницѣ).

Одинъ законникъ спросилъ Ісуса Христа: "что мнѣ дѣлать, чтобы удостоиться блаженства и жизни вѣчной". Господь указалъ ему заповѣди о любви къ Богу и ближнему. Тогда законникъ спросилъ: "а кто мой ближній?" Ісусъ Христосъ вмѣсто отвѣта, сказалъ ему такую притчу. Одинъ іудей шелъ изъ Іеросалима въ Іерихонъ и попался разбойникамъ, которые сняли съ него одежду, изранили его и ушли, оставивъ его едва живымъ. Случайно тою же дорогою шелъ іудейскій священникъ, посмотрѣлъ на него и прошелъ мимо. Также и левитъ (служителъ при храмѣ) былъ на томъ мѣстѣ; подошелъ къ изранненному, посмотрѣлъ и прошелъ мимо. За ними тѣмъ же путемъ проѣзжалъ самарянинъ. (Евреи презирали самарянъ и не имѣли съ ними никакого общенія). Увидѣвъ израненнаго іудея, онъ сжалился надъ нимъ, перевязалъ его раны, возливая на нихъ масло и вино, посадилъ на своего осла, привезъ въ гостиницу и тамъ заботился о немъ. А на другой день, отъѣзжая, онъ далъ хозяину гостиницы два динарія (43 коп.) и сказалъ: "позаботься о немъ, и если издержишь больше, я, когда возвращусь, отдамъ тебѣ". Послѣ сего Ісусъ Христосъ спросилъ законинка: "какъ думаешь ты: кто изъ этихъ троихъ былъ ближнимъ попавшемуся разбойникамъ?"— "Оказавшій ему милосердіе", отвѣтилъ законникъ. Тогда Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "иди и ты поступай такъ же. (Лук. гл. 10, ст. 25—37. Зач. 53).

Притчею о милосердномъ самарянинѣ Ісусъ Христосъ не только научилъ насъ признавать ближнимъ своимъ всякаго человѣка, но еще изобразилъ совершенное Имъ спасеніе рода человѣческаго. Какъ человѣка, шедшаго изъ Іеросалима въ Іерихонъ, ограбили и изранили разбойники; такъ и человѣческій родъ, лишился духовнаго богатства чрезъ грѣхъ, и сдѣлался едва живымъ духовно. Такъ священникъ и левитъ не оказали помощи несчастному, такъ ветхій завѣтъ своими обрядами и законами не спасъ погибавшаго отъ грѣховъ рода человѣческаго. Какъ самарянинъ сжалился надъ умиравшимъ, перевязалъ ему раны, возливая масло и вино, перевезъ его въ гостинницу, ухаживалъ за нимъ, и, отъѣзжая, далъ два динарія содержателю гостиницы, и сказалъ: "позаботься о немъ, и если издержишь болѣе, я, когда возвращусь, отдамъ тебѣ"; такъ Ісусъ Христосъ, Котораго враги обзывали Самаряниномъ, сжалился надъ погибавшимъ человѣческимъ родомъ, Своими страданіями умягчилъ духовную болѣзнь его; Своею пречистою Кровію омылъ его язвы грѣховныя, ввелъ его въ Свою святую Церковь, поручилъ его пастырямъ и учителямъ, и, отходя къ Отцу Небесному, оставилъ имъ въ руководство Св. Писаніе ветхаго и новаго завѣта, и обѣщалъ имъ за усердное попеченіе о немъ награду въ день второго пришествія Своего на землю. (Толковое евангеліе, поуч. въ нед. 25-ю).


35. Ісусъ Христосъ въ домѣ Марѳы и Маріи.

(Ев. на всѣ праздники Богородицы на литургіи).

Недалеко отъ Іеросалима было селеніе, Виѳанія, гдѣ жили двѣ сестры: Марѳа и Марія. Ісусъ Христосъ пришелъ въ домъ ихъ. Марія сѣла у ногъ Ісуса и слушала слово Его. Марѳа же заботилась о большемъ угощеніи. Видя, что сестра не принимаетъ участія въ хлопотахъ, Марѳа подошла къ Ісусу Христу и сказала: "Господи! или Тебѣ нужды нѣтъ, что сестра моя оставила меня одну служить? скажи ей, чтобы она помогла мнѣ. Ісусъ Христосъ отвѣчалъ ей: "Марѳа, Марѳа! ты заботишься и суетишься о многомъ, а одно только нужно. Марія же избрала благую часть, которая не отнимется у нея (доброе дѣло, которое принесетъ ей духовное, вѣчное благо, котораго никто не отниметъ у нея"). Лук. 10, ст. 38—42. Зач. 54).

Въ это время одна женщина воскликнула: "блаженно чрево носившее Тебя и грудь, которая питала Тебя". Христосъ же сказалъ: "блаженны слушающіе слово Божіе и исполняющіе его". (Лук. зач. 58).


36. Притча о любостяжательномъ богачѣ.

(Ев. вѣ нед. 26-ю по Пятьдесятницѣ).

Однажды Господь сказалъ народу слѣдующую притчу: "У одного богатаго человѣка былъ хорошій урожай хлѣба въ полѣ; онъ разсуждалъ самъ съ собою: "то мнѣ дѣлать? некуда мнѣ собрать плодовъ. Вотъ что сдѣлаю: сломаю житницы мои, и построю большія, и соберу туда весь хлѣбъ мой и все добро мое, и скажу душѣ моей: душа! много добра лежитъ у тебя на многіе годы; покойся, ѣшь, пей веселись!" Но Богъ сказалъ ему: "безумный! въ эту ночь душу возьмутъ у тебя; кому же достанется то, что ты заготовилъ?" Такъ бываетъ съ тѣмъ, кто собираетъ сокровища для себя, а не въ Бога богатѣетъ" (не обогащается такимъ богатствомъ, какое угодно Богу,т.-е. добродѣтелями). (Лук. 12, ст. 18—21. Зач. 66).

Собираніе въ житницы урожая, какъ благъ, ниспосланныхъ Богомъ, не было грѣхомъ со стороны богача; собрать надо было, хотя бы для этого и потребовалась перестройка житницъ. Но и подѣлиться съ бѣдными избыткомъ урожая тоже необходимо было; и если бы богачъ поступилъ такъ, то не подвергся бы наказанію. Но онъ думалъ, что Богъ послалъ этоть урожай исключительно ему, для продленія его безпечной жизни; и какъ онъ ошибся! Мечтая прожить въ довольствѣ долгіе годы, онъ умеръ въ ту же ночь.


37. Исцѣленіе скорченной женщины въ субботу.

(Ев. въ нед. 27-ю по Пятьдесятницѣ).

Однажды Христосъ училъ въ одной синагогѣ въ субботу. Тамъ была женщина, 18 лѣтъ страдавшая недугомъ корчи и не могла выпрямиться. Господь сказалъ ей: "ты освобождаешься отъ твоего недуга".- И возложилъ на нее руки, и она тотчасъ выпрямилась. При этомъ начальникъ синагоги, негодуя, что Ісусъ Христосъ исцѣлилъ несчастную въ субботу, сказалъ народу: "есть шесть дней, въ которые должно дѣлать; въ тѣ дни и приходите исцѣляться, а не въ день субботній". Господь сказалъ ему въ отвѣтъ: "лицемѣръ! не отвязываетъ ли Въ субботу каждый изъ васъ вола своего, или осла отъ яслей и не ведетъ ли поить? А эту дочь Авраамову, которую связалъ сатана, вотъ уже осьмнадцать лѣтъ, не надлежало ли освободить отъ узъ этихъ въ день субботній"? Когда Онъ говорилъ это, всѣ противившіеся Ему стыдились; а народъ радовался о славныхъ дѣлахъ Его. (Лук. 13, 10—17. Зач. 71).


38. Притча о званныхъ на вечерю.

(Ев. въ нед. 28-ю по Пятьдесятницѣ).

.Однажды Господь сказалъ притчу: "Одинъ человѣкъ сдѣлалъ большую вечерю (пиръ) и звалъ многихъ. Когда наступило время вечери, онъ послалъ раба своего сказать званымъ: идите, уже все готово. И начали всѣ, какъ бы сговорясь, извиняться. Первый сказалъ ему: я купилъ землю, и мнѣ нужно пойти посмотрѣть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказалъ: я купилъ пять паръ воловъ, и иду испытать ихъ; прошу тебя, извини меня. Третій сказалъ: я женился и потому не могу прійти. Рабъ, возвратившись, донесъ объ этомъ господину своему. Тогда, разгнѣвавшись, хозяинъ сказалъ рабу: поди скорѣе по улицамъ и переулкамъ города и приведи сюда нищихъ, увѣчныхъ, хромыхъ и слѣпыхъ. Чрезъ нѣсколько времени рабъ донесъ: господинъ! исполнено, какъ приказалъ ты, и еще есть мѣсто. Господинъ сказалъ рабу: поди по дорогамъ и изгородямъ и уговори встрѣтившихся тебѣ прійти, чтобы заполнился домъ мой. Сказываю вамъ, что никто изъ преждезваныхъ не вкуситъ моего ужина; ибо много званыхъ, но мало избра-ныхъ". (Лук. гл. 14, ст. 16—25. Зач. 76). Этою притчею Ісусъ Христосъ открылъ, что Богъ сначала призывалъ іудеевъ въ царствіе Свое; но они не послѣдовали призванію, потому Онъ оставитъ ихъ и призоветъ язычниковъ.


З9. Притча о блудномъ сынѣ.

(Ев. въ нед. 34-ю о блудномъ сынѣ).

Господь сказалъ слѣдующую притчу: "У одного человѣка было два сына. Младший изъ нихъ сказалъ отцу: отдай слѣдуемую мнѣ часть имѣнія. Когда же отецъ исполнилъ его желаніе, онъ отправился въ далекую страну, и тамъ, живя распутно, истратилъ все свое имѣніе. Вскорѣ въ той странѣ случился сильный голодъ; онъ нанялся къ одному изъ жителей пасти свиней, и радъ бы былъ насытиться ихъ пищей, (желудями) и той ему не давали. Тогда онъ вспомнилъ объ отцѣ и подумалъ: сколько наемниковъ у отца моего ѣдятъ хлѣбъ съ избыткомъ, а я умираю отъ голода. Встану, пойду къ отцу моему и скажу ему: отецъ, я согрѣшилъ предъ Богомъ и предъ тобою и уже недостоинъ называться сыномъ твоимъ; прими меня въ число наемниковъ твоихъ. Всталъ и пошелъ. И когда онъ былъ еще далеко, отецъ увидѣлъ его и сжалился надъ нимъ и побѣжалъ навстрѣчу сыну, палъ ему на шею и поцѣловалъ его. Сынъ началъ говорить: отецъ! я согрѣшилъ предъ Богомъ и предъ тобою и уже недостоинъ называться сыномъ твоимъ. А отецъ сказалъ рабамъ: принесите лучшую одежду и одѣньте его, дайте перстень на руку его и сапоги на ноги, и заколите откормленнаго тельца, и будемъ веселиться, потому что сынъ мой былъ мертвъ и ожилъ, пропадалъ и нашелся". (Лук. гл. 15, ст. 11—82. Зач. 79).

Господь научаетъ насъ этою притчею, что Богъ съ радостію принимаетъ всякаго кающагося и обращающагося къ Нему грѣшника и радость бываетъ у ангеловъ за одного грѣшника раскаявшагося.


40. Притча о богатомъ и Лазарѣ.

(Ев. въ нед. 22-ю по Пятьдесятницѣ).

Сказалъ Господь такую притчу: "Одинъ человѣкъ былъ богатъ, одѣвался въ порфиру и виссонъ, (т.-е. въ дорогіе одежды: порфира изъ красной матеріи—верхняя одежда, а виссонъ—бѣлая изъ египетскаго льна) и пировалъ каждый день. Былъ также одинъ нищій, по имени Лазарь, который лежалъ у воротъ, покрытый струпьями, и желалъ напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы приходили и лизали струпья его. Умеръ нищій и былъ отнесенъ туда, гдѣ былъ Авраамъ, т.-е. въ небесное царство; умеръ и богатый, и похоронили его. Мучась въ аду, богатый поднялъ глаза свои, увидѣлъ Авраама и Лазаря съ нимъ и громко сказалъ: "отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочилъ конецъ перста (пальца) своего въ водѣ и прохладилъ языкъ мой, потому, что я мучусь въ пламени". Но Авраамъ сказалъ: "вспомни, что ты получилъ уже доброе въ жизни твоей, а Лазарь—злое; теперь же онъ зцѣcь утѣшается, а ты страдаешь. Притомъ между нами и вами великая пропасть, которую нельзя перейти". Тогда богатый сталъ просить Авраама послать Лазаря на землю, предостеречь его братьевъ, отъ грѣховной жизни, чтобы они не попали въ мѣсто мученій. Авраамъ отвѣтилъ: "у нихъ есть Моисей и пророки, (т.-е. св. Писаніе) пусть слушаютъ ихъ".— "Нѣтъ, отче Аврааме,—возразилъ богачъ,—но если кто изъ мертвыхъ прійдетъ къ нимъ, то покаются". На это Авраамъ сказалъ: "если Моисея и пророковъ не слушаютъ, то если бы кто и изъ мертвыхъ воскресъ—не повѣрятъ". (Лук. гл. 16, ст. 19—31. Зач. 83).


41. Исцѣленіе десяти прокаженныхъ мужей.

(Ев. въ нед. 29-ю по Пятьдесятницѣ).

Когда однажды Ісусъ Христосъ входилъ въ одно селеніе, встрѣтили Его десять мужей прокаженныхъ, которые остановились вдали и громкимъ голосомъ говорили: "Ісусъ Наставникъ! помилуй насъ". Увидѣвъ ихъ, Ісусъ Христосъ сказалъ имъ: "подите покажитесь священникамъ", (ибо священники выдавали свидѣтельство исцѣлившимся отъ проказы). Когда они шли, очистились. Одинъ изъ нихъ, видя, что исцѣленъ, возвратился, громкимъ голосомъ прославляя Бога, и упалъ къ ногамъ Ісуса Христа, благодаря Его. Это былъ самарянинъ. Господь сказалъ: "Не десять ли очистилось? Гдѣ же девять? Какъ же они не возвратились воздать славу Богу, кромѣ этого иноплеменника?" и сказалъ ему: встань, иди, вѣра твоя спасла тебя". (Лук. гл. 17, ст. 11—19. 4ач. 85).


42. Притча о мытарѣ и фарисеѣ.

(Ев. въ нед. 33-ю о мытарѣ и фарисеѣ).

Ісусъ Христосъ сказалъ слѣдующую притчу: "Два человѣка пришли въ церковь помолиться; одинъ изъ нихъ фарисей, а другой мытарь. Фарисей сталъ въ храмѣ впереди и молился такъ: Боже, благодарю Тебя, что я не таковъ, какъ прочіе люди, грабители, обидчики, или, какъ этотъ мытарь. Пощусь два раза въ недѣлю, отдаю десятую часть изъ всего, что пріобрѣтаю. Мытарь же стоялъ вдали и не смѣлъ даже поднять глазъ своихъ на небо, а только повторялъ, ударяя себя въ грудь: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному! сказываю вамъ, сказалъ Господь, что мытарь пошелъ въ домъ свой болѣе получивъ милости, нежели фарисей; потому что всякій, возвышающій самъ себя, униженъ будетъ, а унижающій себя возвысится". (Лук. гл. 18, ст. 1—14, Зач. 89).

Фарисеями назывались такіе люди у евреевъ, которые прежде всего заботились о томъ, чтобы казаться благочестивыми, и дѣлали все напоказъ. Мытари — сборщики податей. Они часто съ народа брали больше податей, чѣмъ слѣдовало, и считались поэтому великими грѣшниками.


43. Благословеніе дѣтей.

(Ев. въ среду 26-й нед. по Пятьдесятницѣ).

Однажды женщины стали приводить къ Ісусу Христу дѣтей и приносить младенцевъ, чтобы Онъ возложилъ на нихъ руки и помолился, или хотя прикоснулся къ нимъ. Ученики не допускали ихъ къ Нему. Увидавъ это, Ісусъ вознегодовалъ и сказалъ имъ: "пустите дѣтей ко Мнѣ, ибо таковыхъ есть царствіе Божіе. Истинно говорю вамъ: кто не приметъ ученія о царствѣ Божіемъ, какъ дитя, тотъ не войдетъ въ него". И обнявъ ихъ, возложилъ руки на нихъ и благословилъ ихъ и пошелъ оттуда. (Лук. гл. 18, ст. 15—17. Зач. 90).


44. Наставленіе богатому юношѣ.

(Ев. въ нед. 12-ю и 18-ю по Пятьдесятницѣ).

Однажды подошелъ къ Ісусу Христу богатый юноша и сказалъ Ему: "Учитель благій! что мнѣ нужно дѣлать, чтобы получить жизнь вѣчную?" Ісусъ сказалъ ему: "что ты Меня называешь благимъ? Никто не благъ, только одинъ Богъ. А если хочешь войти въ жизнь вѣчную, то исполняй заповѣди, т.-е. не убивай, живи честно, не воруй, не говори ложно на ближняго, почитай отца и мать и люби всѣхъ, какъ самого себя". Юноша сказалъ: "это все съ малолѣтства сохраняю, чего еще не достаетъ мнѣ?" Ісусъ Христосъ сказалъ ему: "а если хочешь совершенъ быть, то поди, продай все имѣніе свое и деньги раздай нищимъ, а самъ ступай за Мной (т.-е. будь Моимъ ученикомъ) и получишь награду на небѣ". Такъ какъ юноша былъ очень богатъ, то, услышавъ такія слова, опечалился и отошелъ отъ Ісуса Христа. Ісусъ же сказалъ ученикамъ Своимъ: "вотъ какъ трудно богатому войти въ царствіе небесное. Легче пройти верблюду сквозь игольныя уши, чѣмъ богатому войти въ царствіе небесное". Услыша это, ученики удивились и сказали Ісусу Христу: "кто же можетъ спастися?" Но Ісусъ отвѣчалъ имъ: "для человѣка это, конечно, невозможно, а для Бога все возможно". (Мѳ. 19 гл. 20—26 ст. Зач. 79).