ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ V.

стр. 60


51. Раздѣленіе царства Еврейскаго на Iудейское и Израильское.

По смерти Соломона, Израильтяне собрались въ Сихемъ и призвали сюда сына Соломонова, Ровоама, чтобы воцарить его. Сюда же пришелъ и Іеровоамъ, бывшій рабочій при постройкѣ Іеросалимскаго храма, изъ колѣна Ефремова, и, представъ съ народомъ предъ Ровоама, сказалъ: "отецъ твой наложилъ на насъ тяжелое иго; облегчи насъ, и мы будемъ служить тебѣ". Ровоамъ презрѣлъ совѣтъ старцевъ, которые служили при отцѣ его и которые совѣтовали ему угодить народу, удовлетворить просьбу его и говорить съ нимъ ласково, а послушалъ молодыхъ совѣтниковъ своихъ и сурово отвѣчалъ народу: "отецъ наложилъ на васъ тяжелое иго, я сдѣлаю это иго еще тяжелѣе; онъ васъ наказывалъ бичами, я буду наказывать васъ скорпіонами (бичами съ иглами)". Народъ оскорбился такимъ отвѣтомъ, и десять колѣнъ избрали себѣ царемъ Іеровоама. Только два колѣна: Іудино и Веніаминово признали своимъ царемъ Ровоама. Такимъ образомъ царство еврейское раздѣлилось на два царства: Іудейское и Израильское.

Царство Ровоама стало называться Іудейскимъ, а царство Іеровоама — Израильскимъ. Столицею Іудейскаго царства былъ городъ Іеросалимъ, а Израильскаго — Самарія.

Жители царства Израильскаго ходили въ великіе праздники на поклоненіе Богу въ храмъ Іеросалимскій. Царю Іеровоаму это не нравилось; онъ боялся, что его подданные сблизятся съ Іудеями и присоединятся къ Іудейскому царству. Чтобы они больше не ходили въ Іеросалимъ, Іеровоамъ поставилъ въ двухъ концахъ своего царства двухъ золотыхъ тельцовъ и объявилъ народу: "не нужно вамъ ходить въ Іероcалимъ; воть ваши боги, которые вывели васъ изъ Египта". И весь народъ Израильскій сталъ, вмѣсто истиннаго Бога, поклоняться идоламъ.

Слѣдующіе цари израильскіе были столь же нечестивы, какъ и Іеровоамъ. За это Господь наказалъ Израильтянъ. Царь ассирійскій завоевалъ царство Израильское и многихъ жителей отвелъ въ плѣнъ, а на ихъ мѣсто переселилъ язычниковъ ассиріянъ. Изъ смѣшенія этихъ переселенцевъ съ оставшимися Израильтянами образовался народъ, который по имени города Самаріи, сталъ называться самарянами. Они говорили не чистымъ еврейскимъ языкомъ, и хотя вѣровали въ истиннаго Бога, но не оставляли и своихъ прежнихъ языческихъ вѣрованій. За это іудеи презирали самарянъ, не садились вмѣстѣ съ ними за столъ и старались даже не говорить съ ними. Царство Израильское было разрушено за 722 года до Рожества Христова и уже болѣе не возстановлялось.

Первые цари іудейскаго царства сохраняли вѣру въ истиннаго Бога. Но потомъ и іудеи уклонились въ идолопоклонство. Тогда Іудейское царство было завоевано вавилонскимъ царемъ Навуходоносоромъ. Городъ Іеросалимъ и храмъ были разрушены, а народъ отведенъ въ плѣнъ, который продолжался 70 лѣтъ (3 Цар. 12 гл. 2 Пар. 10 г.).


52. Пророки.

Пророками называются такіе святые люди, которые, по внушенію Божію, предсказывали будущее. Они учили народъ истинной вѣрѣ и творили много чудесъ. Изъ пророковъ, жившихъ въ царствѣ Израильскомъ, были: Илія, Елисей, Іона, а въ царствѣ Іудейскомъ четыре великіе пророка: Исаія, Іеремія, Іезекіиль и Даніилъ и двѣнадцать малыхъ.


53. Пророкъ Илія.

Пророкъ Илія жилъ при самомъ нечестивомъ израильскомъ царѣ Ахавѣ, который самъ поклонялся идолу Ваалу и принуждалъ къ тому и народъ. Ахавъ былъ женатъ на дочери языческаго царя (Сидонскаго) Іезавели. Илія пришелъ къ Ахаву и отъ имени Божія объявилъ ему: "за твое нечестіе въ эти годы не будетъ ни дождя, ни росы, развѣ только по моему слову". Такъ и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла въ землѣ израильской, и насталъ голодъ. Илія въ это время жилъ въ пустынѣ у одного источника, куда вороны по повелѣнію Божію, приносили ему хлѣбъ и мясо.

Черезъ годъ ручей высохъ и Илія пошелъ въ городъ Сарепту. У воротъ этого города онъ встрѣтилъ бѣдную вдову, которая собирала дрова, и попросилъ у нея хлѣба и воды. Женщина отвѣтила: "у меня самой осталось только горсть муки и немного масла, вотъ я пойду и приготовлю это для себя и для сына моего; съѣдимъ это и умремъ". Илія сказалъ ей: "не бойся! испеки прежде хлѣбецъ для меня, а для себя и сына испечешь послѣ; потому что такъ говоритъ Богъ Израилевъ; ни мука въ кадкѣ, ни масло въ кувшинѣ не будутъ убывать у тебя, пока Господь не пошлеть дождь на землю". Женщина повѣрила и сдѣлала, какъ велѣлъ ей пророкъ. И дѣйствительно, ни мука, ни масло не убывали у нея во все время голода. Вскорѣ у этой же вдовы умеръ сынъ. Пророкъ Илія помолился Богу, и отрокъ воскресъ.

Три съ половиной года продолжалась засуха и голодъ. Народъ сталъ раскаиваться. Тогда Илія снова пришелъ къ Ахаву и предложилъ ему и всему народу приготовить двѣ жертвы: одну Господу, а другую—Ваалу, но огня не подкладывать. Тотъ Богъ, который пошлетъ съ неба огонь на жертву, и есть истинный Богъ. Народъ согласился.

Первыми стали приносить жрецы Вааловы. Приготовили жертвенникъ, положили на него тельца и цѣлый день молились своему богу и кричали: "Ваалъ, Ваалъ, услыши насъ!". Но отвѣта не было. Тогда Илія сказалъ имъ: "кричите громче, быть можетъ, богъ вашъ занятъ, или спитъ". Наступилъ вечеръ. Илія приготовилъ жертвенникъ, выкопалъ кругомъ его ровъ, положилъ на жертвенникъ дрова и тельца и велѣлъ поливать жертву водой такъ, что ею наполнился ровъ. Затѣмъ Илія обратился съ молитвою къ Господу, и тотчасъ сошелъ съ неба огонь и не только попалилъ дрова и жертву, но уничтожилъ и воду, которая наполняла ровъ, и камни, изъ которыхъ былъ сложенъ жертвенникъ. Весь народъ въ страхѣ палъ на землю и воскликнулъ: "Богъ Иліи, есть истинный Богъ".

По повелѣнію Божію, Илія помазалъ въ пророки ученика своего Елисея. Однажды они шли вмѣстѣ, и Илія сказалъ Елисею: "проси, что сдѣлатъ тебѣ, прежде, чѣмъ я буду взятъ отъ тебя". "Духъ, который въ тебѣ, пусть будетъ на мнѣ вдвойнѣ", отвѣтилъ Елисей. Илія сказалъ: "многаго ты просишь, но если увидишь, какъ я буду взятъ отъ тебя, то получишь". Они пошли дальше.

Вдругъ явилась огненная колесница и огненные кони, и Илія понесся въ вихрѣ на небо. Елисей воскликнулъ: "отецъ мой, отецъ мой, колесница Израиля и конница его!" Въ это время къ его ногамъ упала милоть, т.-е. верхняя одежда Иліи, и съ нею Елисей получилъ вдвойнѣ духъ пророческій.


54. Навуѳей.

Въ городѣ Іезраели, рядомъ съ царемъ Ахавомъ, жилъ одинъ человѣкъ, по имени Навуѳей. У него былъ хорошій старинный садъ; онъ царю очень нравился, и Ахавъ хотѣлъ купить его у Навуѳея, но этотъ ни за что не хотѣлъ продать родительскаго наслѣдства, ибо законъ запрещалъ такую продажу. (Чис. 36, 7). Ахавъ опечалился. Жена его, Іезавель, отъ имени царя написала на Навуѳея доносъ, по которому его оклеветали и побили камнями, а все имѣніе и садъ отдали царю. Когда Ахавъ былъ въ этомъ саду, пророкъ Илія пришелъ и сказалъ ему: "какъ Навуѳееву кровь лизали псы, такъ и твою кровь, и кровь твоей жены и твоихъ дѣтей полижутъ псы же". И дѣйствительно, Ахавъ былъ раненъ на войнѣ и когда ѣхалъ домой, псы лизали кровь его. Жена его, Iезавель, была выброшена изъ окна, растоптана лошадьми, а ея тѣло тоже съѣли псы, и весь родъ ихъ скоро истребился.


55. Пророкъ Елисей.

Пророкъ Елисей въ особенности прославился чудесами.

Послѣ взятія Иліи на небо, Елисею нужно было перейти черезъ рѣку Іорданъ. Онъ ударилъ милотью Иліиною, т.-е. верхнею его одеждою по водѣ; вода разступилась, и онъ перешелъ по сухому дну.

Близъ города Веѳиля Елисея увидѣли дѣти и стали смѣяться надъ нимъ и кричали: "иди, иди, плѣшивый!" Елисей зналъ, что изъ нихъ не будетъ хорошихъ людей и сказалъ, что они будутъ за это наказаны (т.-е. за непочтеніе къ старшимъ),—и тотчасъ выбѣжали изъ леса двѣ медвѣдицы и растерзали сорокъ два мальчика.

Однажды къ Елисею пришла бѣдная вдова и сказала: "мужъ мой умеръ и оставилъ послѣ себя много долгу. Теперь заимодавецъ хочетъ взять за долгъ обоихъ моихъ детей въ рабы"."Что у тебя есть въ домѣ?" спросилъ Елисей. Женщина отвѣтила: "нѣтъ ничего, кромѣ одного сосуда съ масломъ". Елисей велѣлъ ей взять у сосѣдей какъ можно больше пустыхъ сосудовъ и разливать въ нихъ масло. Женщина такъ и сдѣлала, и масло лилось до тѣхъ поръ, пока не наполнились всѣ сосуды. Она продала масло и заплатила долгъ.

Военачальникъ сирійскаго царя Нееманъ былъ боленъ проказой и никто не могъ вылѣчить его отъ этой болѣзнн. Онъ поѣхалъ къ пророку Елисею. Елисей выслалъ слугу сказать Нееману, чтобы онъ семь разъ окунулся въ рѣкѣ Іорданѣ. Нееманъ сдѣлалъ такъ, какъ велѣлъ ему пророкъ, и тотчасъ исцѣлился. Съ богатыми подарками возвратился онъ къ Елисею, но пророкъ ничего не принялъ отъ него. Когда же Нееманъ отправился домой, слуга Елисея Гіезій догналъ его и выпросилъ у него отъ имени пророка серебра и одежды. Скрывъ полученное, Гіезій явился къ Елисею. "Откуда ты, Гіезій?" спросилъ его Елисей. "Рабъ твой никуда не ходилъ", отвѣчалъ Гіезій. Тогда пророкъ обличилъ его ложь и сказалъ ему: "вмѣстѣ съ серебромъ Неемана пустъ перейдетъ къ тебѣ и болѣзнь его". И вышелъ Гіезій отъ Елисея покрытый проказою.

Пророкъ Елисей и послѣ своей смерти совершилъ чудо. Однажды мимо пещеры, гдѣ онъ былъ погребенъ, несли покойника, но, завидѣвъ непріятелей, поспѣшно бросили тѣло въ пещеру. Какъ только оно коснулось костей пророка Елисея, умершій тотчасъ воскресъ.


56. Пророкъ Іона.

Господь послалъ пророка Іону въ ассирійскій городъ Ниневію возвѣстить жителямъ, что Господь погубитъ ихъ, если они не покаются и не исправятся. Но Іона не хотѣлъ итти съ проповѣдью къ врагамъ народа израильскаго и сѣлъ на корабль, который отправлялся въ другое мѣсто. Вдругь поднялась на морѣ сильная буря. Плывшіе на кораблѣ рѣшили тогда, что кто-нибудь изъ нихъ прогнѣвалъ Бога, и бросили жребій, чтобы узнать, изъ-за кого ихъ постигло бѣдствіе. Жребій палъ на Іону, и онъ сказалъ: "да, я согрѣшилъ предъ Господомъ! бросьте меня въ море, и буря утихнетъ". Когда Іону бросили въ море, его, по повелѣнію Божiю, проглотилъ китъ (большая рыба), и пророкъ три дня и три ночи пробылъ во чревѣ кита, молясь Богу и прося о помилованіи. Черезъ три дня китъ выбросилъ Іону на берегъ, и Іона отправился въ Ниневію. Цѣлый день онъ ходилъ по городу и всѣмъ говорилъ: "еще сорокъ дней, и Ниневія будетъ разрушена". Устрашенные жители оставили всѣ дѣла, наложили на себя постъ и стали каяться и молиться. Господь помиловалъ ниневитянъ. Но Іона не радъ былъ этому и просилъ у Бога себѣ смерти. Господь вразумилъ его такимъ образомъ. Предъ шалашемъ, который Іона устроилъ для себя, въ одну ночь выросло деревцо съ широкими листьями и защищало Іону отъ солнечнаго зноя. Но на другой день червь подточилъ дерево и оно засохло. Іона сталъ жалѣть о засохшемъ деревѣ, такъ какъ солнце жгло его голову, а Господь сказалъ ему: "вотъ, если ты жалѣешь о растеніи, надъ которымъ не трудился, такъ мнѣ ли не пожалѣть Ниневіи, въ которой больше ста двадцати тысячъ младенцевъ, не умѣющихъ отличить правой руки отъ лѣвой". Изъ этого пророкъ Іона понялъ, что Господь оказалъ раскаявшимся людямъ свое долготерпѣніе и милосердіе, и возвратился въ свое отечество. (Кн. прор. Гоны). Трехдневное пребываніе Іоны во чревѣ китовѣ прообразовало собою трехдневное пребываніе Христа во гробѣ и Его славное Воскресеніе.


57. Товитъ и сынъ его Товія.

Когда Салманассаръ, царь ассирійскій, отвелъ Израильтянъ въ Ниневію, здѣсь замѣчателенъ былъ одинъ благочестивый человѣкъ, Товитъ (жену его звали Анна, а сына Товія). Товитъ былъ богатъ и вмѣстѣ добръ и милостивъ: всѣмъ помогалъ и хоронилъ умершихъ въ бѣдности. Однажды, въ праздникъ Пятидесятницы, онъ узналъ, что мертвый израильтянинъ лежитъ на улицѣ; Товитъ пошелъ и похоронилъ его. А у евреевъ былъ законъ, что кто дотронется до мертваго, тотъ считается цѣлый день нечистымъ и не долженъ входить въ домъ; поэтому Товитъ легъ отдохнуть на дворѣ у самой стѣны. Наверху ласточки вили гнѣзда, насорили ему въ глаза, и онъ ослѣпъ. Отъ этого дѣла его разстроились, и онъ обѣднѣлъ. Тутъ онъ вспомнилъ, что одинъ родственникъ его, Гаваилъ, живущій въ Мидіи, въ городѣ Рагѣ, долженъ ему довольно денегъ, на что онъ имѣлъ и расписку. Товитъ призвалъ сына своего Товію и велѣлъ ему сходить туда за деньгами. Товія пошелъ искать себѣ попутчика; ему встрѣтился юноша, одѣтый по дорожному (по имени Азарія), который взялся проводить его туда и обратно. Дорогою они остановились у рѣки Тигра; къ берегу рѣки подплыла большая рыба; спутникъ велѣлъ Товіи схватить ее и выпотрошить: сердце, печень и желчь беречь у себя, а рыбу они изжарили и ѣли.

Къ вечеру они пришли въ городъ Екбатаны и остановились ночевать у родственника Товитова — Рагуила. У него была дочь-невѣста, по имени Сара; ее выдавали замужъ за семерыхъ жениховъ, но каждый изъ нихъ умиралъ въ самый день свадьбы. Спутникъ посовѣтовалъ Товіи жениться на Сарѣ, а чтобъ и ему не умереть, велѣлъ накурить въ спальнѣ рыбьимъ сердцемъ и печенью, а самимъ всю ночь молиться Богу. Товія сдѣлалъ такъ и остался живъ. Рагуилъ отъ радости двѣ недѣли праздновалъ свадьбу. Въ это время спутникъ Товіинъ съ распискою сходилъ въ городъ Рагу къ Гаваилу, получилъ отъ него деньги и потомъ, вмѣстѣ съ молодыми (Товіею и Сарою), возвратился въ Ниневію. Здѣсь желчью рыбы помазали Товиту глаза, и онъ сталъ видѣть. Товитъ хотелъ щедро наградить спутника, но онъ сказалъ: "я — Ангелъ Рафаилъ, посланный отъ Бога, чтобы тебѣ возвратить зрѣніе, а сына твоего соединить съ добродѣтельною Сарою. Итакъ, благодарите Бога, который награждаетъ добрыхъ и милостивыхъ"; и Ангелъ сталъ невидимъ. Вотъ почему и теперь есть у христіанъ благочестивый обычай предъ вступленіемъ молодыхъ людей въ законный бракъ молиться Ангелу Рафаилу, какъ посланному отъ Бога устроить счастливый бракъ.


58. Пророкъ Исаія.

Исаія былъ призванъ къ пророческому служенію въ видѣніи. Онъ видѣлъ Господа, какъ ветхаго деньми старца, сидящимъ на величественномъ престолѣ и окруженнымъ шестокрылыми серафимами, которые непрестанно взывали: "святъ, святъ, святъ, Господь Саваоѳъ; вся земля полна славы Его". Одинъ изъ серафимовъ взялъ уголь съ небеснаго жертвенника, коснулся устъ Исаіи и сказалъ: "вотъ грѣхи твои очищены". И услышалъ Исаія голосъ Господа: "кого Мнѣ послать, и кто пойдетъ для Насъ". — Исаія отвѣчалъ: "воть я! Пошли меня". Тогда Господь повелѣлъ ему итти обличать невѣріе и пороки евреевъ.

Пророкъ Исаія написалъ книгу, въ которой предсказалъ о Христѣ Спасителѣ, что онъ родится отъ Дѣвы, будетъ творить много чудесъ и пострадаетъ за наши грѣхи. За ясность предсказаній его называютъ ветхозавѣтнымъ евангелистомъ.

Изъ другихъ пророковъ — Михей предсказалъ, что Спаситель родится въ городѣ Виѳлеемѣ; Даніилъ — что Спаситель придетъ на землю чрезъ семьдесятъ седминъ послѣ возвращенія іудеевъ изъ плѣна вавилонскаго, т.-е. чрезъ 490 лѣтъ: Іоиль предсказалъ о сошествіи Святаго Духа на апостоловъ и на всѣхъ вѣрующихъ.