ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ IIl.

стр. 31


23. Моисей.

По благословенію Божію потомки Іакова, или Израиля въ Египтѣ чрезвычайно размножились, сдѣлались народомъ и стали называться Израильтянами и Евреями. По смерти Іосифа возсталъ въ Египтѣ новый царь, который не зналъ заслугъ Іосифа. Боясь, чтобы Израильтяне, въ случаѣ войны, не соединились съ врагами Египта и не вооружились противъ Египтянъ, онъ всячески сталъ препятствовать размноженію ихъ: изнурялъ ихъ тяжелыми работами, заставлялъ дѣлать кирпичи и строіть крѣпости и города. А одинъ изъ фараоновъ даже приказалъ убивать, или бросать въ воду всѣхъ рождающихся у евреевъ мальчиковъ. Въ это время у одного еврея изъ колѣна Левіина родился сынъ. Мать три мѣсяца скрывала его отъ египтянъ, а когда больше нельзя было скрыть, сплела изъ тростника корзинку, осмолила ее, положила въ нее младенца и поставила корзинку въ тростникѣ, у берега рѣки. А сестра младенца Маріамъ издали наблюдала, что будетъ съ младенцемъ.

Дочь фараона со служанками пришла купаться на это мѣсто, замѣтила корзинку и велѣла достать ее. Когда она увидѣла плачущаго красиваго младенца, ей стало жалко его; она взяла его себѣ и назвала его Моисеемъ, что значитъ: взятый изъ воды. Сестра его Маріамъ предложила дочери фараона найти кормилицу, и, когда та согласилась, она призвала родную мать, которая и вскормила Моисея.

Моисей выросъ при царскомъ дворѣ и былъ наученъ всей мудрости египетской. Но онъ зналъ, что онъ еврей, любилъ свой народъ и часто хаживалъ кѣ своимъ роднымъ въ землю Гессемъ. Однажды, когда Моисею было 40 лѣтъ, онъ увидѣлъ, что египтянинъ бьетъ еврея. Онъ заступился за еврея и въ борьбѣ убилъ египтянина и зарылъ его въ песокъ. Объ этомъ узналъ фараонъ и хотѣлъ казнить Моисея, но онъ убѣжалъ изъ Египта въ Мадіамскую страну и поселился у священника Іоѳора, женился на его дочери и пасъ его стада. (Исх. гл. 2).


24. Неопалимая купина.

Однажды Моисей пасъ стада у горы Xорив и увидѣлъ терновый кустъ, который горѣлъ и не сгоралъ. Моисей подошелъ ближе и услышалъ голосъ изъ куста: "Я Богъ Авраама, Исаака и Іакова. Я увидѣлъ страданія народа Моего въ Египтѣ и иду избавить его отъ руки египтянъ и ввести въ землю Ханаанскую. Иди къ фараону и выведи народъ Мой изъ Египта". "Азъ есмь сыи (сущій). Скажи сынамъ израилевымъ: сыи послалъ меня къ вамъ". При этомъ Богъ дал Моисею силу творить чудеса. Неопалимая купина прообразовала собою Пресвятую Богородицу.

Такъ какъ Моисей былъ косноязыченъ, то Господь назначилъ ему помощникомъ при освобожденіи евреевъ изъ рабства египетскаго его старшаго родного брата Аарона. (Исх. гл. 3 и 4, ст. 1—29).


25. Выходъ евреевъ изъ Египта.

Моисей пришелъ въ Египетъ съ братомъ своимъ Аарономъ и отъ имени Божія потребовалъ отъ фараона, чтобы онъ отпустилъ народъ еврейскій изъ Египта. Но фараонъ отвѣтилъ: "я не знаю вашего Бога и народа не отпущу". Тогда Богъ наказалъ египтянъ чрезъ Моисея десятью казнями, тоесть великими бѣдствіями. Каждый разъ, какъ начиналась казнь, фараонъ призывалъ Моисея, просилъ его прекратить бѣдствіе и обѣщалъ отпустить евреевъ; но какъ только, по слову Моисея, казнь прекращалась, фараонъ снова ожесточался и отказывался отпустить ихъ.

Казни эти были слѣдующія: 1) Однажды, когда фараонъ вышелъ къ рѣкѣ, Моисей и Ааронъ стали на пути его на берегу рѣки, и, по слову Моисея, Ааронъ ударилъ жезломъ по водѣ рѣчной предъ глазами фараона и рабовъ его, и вся вода превратилась въ кровь, и рыба въ рѣкѣ вымерла.

2) Чрезъ семь дней послѣ первой казни Ааронъ, по слову Моисея, протянулъ руку свою съ жезломъ на воды египетскія и вывелъ безчисленное множество жабъ.

3) Ааронъ ударилъ жезломъ въ персть земную (пыль) и явились мошки на людяхъ и на скотѣ; персть земная сдѣлалась мошками по всей землѣ Египетской.

4) Богъ послалъ множество песьихъ (жалящихъ ядовитыхъ) мухъ. Эта казнь и всѣ, слѣдовавшія за нею, не касались Израильтянъ.

5) Богъ послалъ моръ на скотъ египтянъ.

6) Моисей въ глазахъ фараона бросилъ къ небу горсть пепла изъ печи, и сдѣлалось воспаленіе съ нарывами на египтянахъ и на скотѣ ихъ.

7) Моисей простеръ жезлъ къ небу, и Господь произвелъ страшный громъ, градъ и дождь, при чемъ огонь разливался по землѣ. Градъ побилъ у египтянъ скотъ, который былъ подъ открытымъ небомъ, и созрѣвшіе посѣвы, кромѣ позднихъ.

8) Моисей простеръ жезлъ свой на землю египетскую, и подулъ сильный вѣтеръ, принесшій множество саранчи, которая покрыла всю землю, такъ что земли не было видно, и поѣла всю траву и всѣ плоды древесные, и не осталось никакой зелени.

9) Моисей поднялъ руку къ небу, и покрыла непроницаемая тьма землю Египетскую въ продолженіи трехъ дней, а у всѣхъ Израильтянъ въ землѣ Гессемъ былъ свѣтъ въ жилищахъ.

10) Господь поразилъ смертію всѣхъ первенцевъ у египтянъ и все первородное изъ скота ихъ.

Предъ десятою казнію Господь повелѣлъ евреямъ выбрать для каждаго семейства однолѣтняго агнца, безъ всякаго недостатка, заколоть его, не сокрушая костей, испечь и ѣсть съ прѣснымъ хлѣбомъ и горькими травами, а кровію агнца помазать косяки и перекладины у дверей. Евреи такъ и сдѣлали. Въ эту ночь ангелъ Господень поразилъ всѣхъ первенцевъ въ Египтѣ, отъ человѣка до скота, и прошелъ мимо тѣхъ домовъ, на дверяхъ которыхъ былъ сдѣланъ знакъ кровію. Пасхальный агнецъ прообразовалъ собою Ісуса Христа, своею кровію избавившаго людей отъ грѣха и смерти. По всему Египту поднялся плачъ. Фараонъ призвалъ Моисея и велѣлъ ему скорѣе уходить съ народомъ еврейскимъ изъ Египта. Съ патріархомъ Іаковомъ переселилось въ Египетъ семьдесятъ пять человѣкъ, а съ Моисеемъ вышло шестьсотъ тысячъ, не считая женъ и дѣтей. Какъ только евреи выступили изъ Египта, предъ ними явился столбъ, который днемъ былъ облачнымъ, а ночью огненнымъ, и указывалъ имъ путь. Въ воспоминаніе выхода евреевъ изъ Египта Господь повелѣлъ учредить праздникъ Пасхи, что значитъ прохожденіе мимо, избавленіе, потому что Ангелъ проходилъ мимо, дверей, косяки которыхъ были помазаны кровію агнца. (Исх., гл. 12 и 13).



26. Переходъ евреевъ черезъ Чермное море.

Евреи, по выходѣ изъ Египта, направились къ Чермному, или Красному морю. Египтяне же, какъ только похоронили умершихъ первенцевъ, стали жалѣть, что отпустили евреевъ. Фараонъ собралъ войско съ колесницами и всадниками, погнался за евреями и настигъ ихъ у берега моря. Евреи пришли въ ужасъ и стали упрекать Моисея, зачѣмъ онъ вывелъ ихъ изъ Египта. Но Моисей сказалъ имъ: "не бойтесь и вы увидите, какъ спасетъ васъ Господь". Послѣ этого Моисей, который тайно въ душѣ молился Богу о помощи, по повелѣнію Божію, ударилъ жезломъ своимъ по водѣ, и море разступилось. Евреи пошли посреди моря, какъ по сушѣ, вода же была имъ стѣною по правую и по лѣвую стороны. Когда же евреи всѣ перешли на другой берегъ, а египтяне были на срединѣ моря, Моисей снова ударилъ крестообразно жезломъ по водѣ; вода соединилась и потопила фараона и всѣхъ египтянъ съ конями и всадниками.

Тогда Израильтяне воспѣли Богу благодарственную пѣснь: "Поимъ Господеви, славно бо прославися: коня; и всадника вверже въ море.

Помощникъ и покровитель бысть мнѣ во спасеніе: сей мой Богъ, и прославлю Его, Богъ Отца моего и вознесу Его" и пр. Отсюда евреи взошли въ пустыню Аравійскую. (Исх. гл. 14 и 15, ст. 1—2).


27. Чудесныя событія на пути къ Синаю.

Три дня Израильтяне шли по пустынѣ и не находили воды. Когда они пришли къ одному мѣсту, которое называлось Мерра, нашли здѣсь воду, но она была горька. Народъ сталъ роптать на Моисея. Моисей помолился Господу, и Господь показалъ ему одно дерево, которое онъ бросилъ въ воду, и она сдѣлалась сладкою.

Когда у нихъ вышелъ весь хлѣбъ, взятый изъ Египта, Господь послалъ съ неба манну, которая каждый день, кромѣ субботы, покрывала утромъ землю вокругъ еврейскаго стана. Манна по виду была похожа на мелкій градъ и имѣла вкусъ муки съ медомъ.

Однажды евреи въ пустынѣ не могли найти воды и стали роптать на Моисея. Моисей, по повелѣнію Божію, ударилъ жезломъ по камню, и изъ него тотчасъ потекла вода.

Во время путешествія евреевъ по пустынѣ Богъ чудесно сохранялъ ихъ здоровье и одежду: одежда ихъ не ветшала и ноги ихъ не пухли отъ путешествія.


28.    Побѣда надъ Амаликитянами.

Когда евреи шли къ Синайской горѣ, на нихъ напали амаликитяне (кочующій народъ), и вступили съ ними въ сраженіе. Моисей послалъ противъ нихъ Iсуса Навина съ войскомъ, а самъ съ братомъ Аарономъ и зятемъ своимъ Оромъ (мужемъ Маріамы) взошелъ на гору и началъ молиться Богу о побѣдѣ, поднявши руки къ небу.

Ааронъ замѣтилъ, что когда Моисей держалъ свои руки вверхъ, то побѣждалъ Ісусъ Навинъ, а когда отъ усталости руки Моисея опускались, то одолѣвали амаликитяне. Поэтому Ааронъ и Оръ посадили Моисея на камень и поддерживали его руки, — и скоро амаликитяне были побѣждены.

Моисей поднятыми руками изображалъ образъ креста, силою которого христіане побѣждаютъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Даже прообразъ крестнаго знаменія еще въ ветхомъ завѣтѣ имѣлъ побѣждающую силу.


29.    Синайское законодательство.

Въ третій мѣсяцъ по выходѣ Израильтянъ изъ Египта, въ денъ новолунія, они пришли къ горѣ Синаю. Богъ повелѣлъ Моисею сказать Израильтянамъ: "если вы будете слушать Меня и соблюдать завѣтъ Мой, то будете Моимъ удѣломъ, царствомъ священниковъ, святымъ народомъ". Моисей передалъ эти слова народу, и народъ сказалъ: "все, что сказалъ Господь, исполнимъ". Послѣ сего на третій день, который былъ пятидесятымъ отъ выхода изъ Египта, утромъ Синайская гора покрылась густымъ облакомъ, заблистали надъ ней молніи, загремѣли громы, сталъ раздаваться трубный звукъ, который дѣлался все сильнѣе и сильнѣе; отъ горы поднимался дымъ, какъ изъ печи, и вся гора сильно колебалась. Моисей привелъ трепещущій народъ къ горѣ. Вокругъ горы была проведена черта, за которую переходить запрещено было подъ страхомъ смерти. Господь сошелъ на вершину горы Синайской, окруженный тьмами Ангеловъ. Моисей сталъ на горѣ между Богомъ и народомъ. Тогда Богъ изъ среды огня вслухъ всего народа громогласно произнесъ:

fragment_2
Народъ слушалъ заповѣди Божіи съ трепетомъ. Моисей отпустилъ народъ въ шатры, а самъ вступилъ во мракъ, въ которомъ явился Богъ, и выслушалъ отъ Господа нравственные, церковные и гражданскіе законы. Моисей пробылъ на горѣ 40 дней и 40 ночей безъ всякой пищи. Богъ далъ ему двѣ скрижали (каменныя доски), на которыхъ были написаны 10 заповѣдей: на одной 4 — о любви къ Богу, а на другой 6 — о любви къ ближнимъ.

Всѣ эти законы, а также все, что передавалось до сего времени изъ рода въ родъ, по преданію отъ сотворенія міра, было записано Моисеемъ въ пяти книгахъ: Бытіе, Исходъ, Левитъ, Числъ и Второзаконіе. Такъ появилось у насъ священное Писаніе Ветхаго Завѣта. (Исх., гл. 19—24, ст. 1—7).


30. Золотой телецъ.

Во время сорокадневнаго пребыванія Моисея на горѣ Синаѣ Израильтяне, не видя его долго и не зная, что съ нимъ происходитъ, потребовали у Аарона сдѣлать имъ бога, чтобы онъ велъ ихъ далѣе. Ааронъ, желая отклонить ихъ отъ этого, велѣлъ имъ принести къ нему всѣ золотыя серьги, какія были у нихъ. Израильтяне не пожалѣли ихъ и принесли. Тогда онъ сдѣлалъ изъ серегъ литого золотого тельца. Увидѣвъ тельца, Израильтяне сказали: "вотъ Богъ твой, Израиль, который вывелъ тебя изъ земли Египетской!" На другой день принесли жертвы предъ тельцомъ, стали пировать, играть, пѣть и плясать вокругь него. Въ это самое время Господь, вручилъ скрижали Моисею.

Сошедши съ горы и увидѣвъ тельца и пляски, Моисей воспламенился гнѣвомъ, бросилъ скрижали и разбилъ ихъ; взялъ тельца, сжегъ въ огнѣ, стеръ въ пыль, разсыпалъ по водѣ въ потокѣ и напоилъ ею Израильтянъ. Главнѣйшіе виновники идолопоклонства были истреблены мечомъ сыновъ Левіиныхъ, или поражены смертію отъ самаго Бога (погибло около 3000 виновныхъ).

По повелѣнію Божію, Моисей вытесалъ двѣ каменныя скрижали и съ ними взошелъ на гору Синай и пробылъ тамъ у Господа сорокъ дней и ночей въ молитвѣ, хлѣба не ѣлъ и воды не пилъ. Въ этотъ разъ Господь нѣкоторымъ особеннымъ образомъ показалъ ему славу Свою и написалъ на скрижаляхъ десять заповѣдей. Когда Моисей сходилъ съ горы Синая со скрижалями, Израильтяне увидѣли, что лицо его сіяетъ лучами отъ того, что Богъ говорилъ съ нимъ, и боялись подойти къ нему. Моисей съ этого времени полагалъ на лицо свое покрывало, которое снималъ только тогда, когда предстоялъ предъ Богомъ. (Исх., гл. 32 и 34).


31. Скинія.

Евреи стояли станомъ у горы Синая цѣлый годъ. Въ это время Моисей устроилъ скинію, или переносной храмъ, по образцу, который Господь показалъ ему на Синаѣ. Скинія была устроена изъ дорогихъ тканей, повѣшенныхъ на столбахъ. Она имѣла три отдѣленія: дворъ, святилище и святое святыхъ. Дворъ назначался для народа; посрединѣ двора стоялъ жертвенникъ. Въ святилище входили только священники; здѣсь находился столъ съ двѣнадцатью хлѣбами, семиевѣчникъ и алтарь кадильный (жертвенникъ для куренія ладана). Въ святое святыхъ могъ входить только первосвященникъ и то только одинъ разъ въ годъ для окропленія кровію жертвеннаго животнаго. Въ святомъ святыхъ находился ковчегъ завѣта, т.-е. ящикъ, сдѣланный изъ дорогого дерева и обложенный золотомъ. Въ немъ лежали скрижали завѣта и чаша съ манною; на крышкѣ же его были изображенія двухъ херувимовъ, сдѣланныя изъ золота.

Для служенія при скиніи Моисей, по повелѣнію Божію, назначилъ колѣно Левіино. Брата своего Аарона поставилъ первосвященникомъ, сыновей его — священниками, а прочихъ потомковъ Левія — левитами, т.-е. прислужниками. (Исх., гл. 35—40).



32. Осмотръ Израильтянами земли Ханаанской.

Когда Израильтяне пришли на границу земли Ханаанской (въ Кадесъ—Варни), то Богъ повелѣлъ Моисею послать для осмотра земли уполномоченныхъ по одному изъ каждаго колѣна. Посланные 12 мужей обошли землю Ханаанскую и черезъ сорокъ дней возвратились въ станъ. Они принесли съ собою виноградную вѣтвь съ одною кистью ягодъ, которую несли на шестѣ двое,—гранатовыхъ яблоковъ и смоквъ и разсказывали: "въ землѣ той подлинно течетъ молоко и медъ; но народъ въ ней силенъ, такъ великъ ростомъ, что мы казались предъ нимъ саранчей, и живетъ онъ въ городахъ укрѣпленныхъ. Не можемъ мы идти противъ народа этого". Израильтяне, выслушавъ ихъ, подняли вопль и плачь, стали роптать на Моисея и Аарона и даже на Самого Господа и начали сговариваться поставить себѣ другого начальника и возвратиться въ Египетъ. Моисей и Ааронъ пали на лица свои предъ всѣмъ собраніемъ Израильтянъ, а двое изъ осматривавшихъ землю, Ісусъ Навинъ и Халевъ, стали говорить народу: "земля, которую мы проходили, очень, очень хороша; Господь поможетъ овладѣть ею". Народъ хотѣлъ побить ихъ камнями. Но вдругъ слава Господня явилась въ скиніи предъ всѣмъ народомъ, и Богъ сказалъ: "по числу сорока дней, въ которые вы осматривали обѣщанную вамъ землю, вы будете кочевать въ пустынѣ сорокъ лѣтъ. Всѣ изъ васъ, имѣющіе двадцать и болѣе лѣтъ, умрутъ въ пустынѣ, кромѣ Ісуса Навина и Халева. Войдутъ въ обѣтованнуй землю только дѣти ваши". Послѣ этого возмутители были наказаны смертью, а народъ Израильскій странствовалъ по пустынѣ еще сорокъ лѣтъ. (Числ., гл. 13 и 14).


33. Чудесный жезлъ Аарона.

Чтобы Израильтяне не роптали на возвышеніе надъ ними Аарона и его рода, Богъ повелѣлъ Моисею взять у начальниковъ колѣнъ Израилевыхъ жезлы, въ числѣ ихъ и жезлъ Аароновъ, и положить ихъ въ скиніи предъ ковчегомъ завѣта и сказалъ: "кого Я изберу, того жезлъ расцвѣтетъ". Моисей сдѣлалъ такъ, какъ повелѣлъ ему Богъ. На другой день оказалось, что жезлъ Аарона прозябъ, пустилъ почки, далъ цвѣтъ и принесъ миндальные орѣхи. Моисей показалъ его народу и потомъ положилъ предъ ковчегомъ завѣта въ знаменіе избранія Богомъ Аарона и сыновъ его въ священство. (Числ., гл. 17).


34. Мѣдный змій.

Когда наступилъ сороковой годъ странствованія Израильтянъ по пустынѣ, Израильтяне опять стали роптать на Бога и Моисея и говорили: "зачѣмъ вывели вы насъ изъ Египта, чтобы умереть въ пустынѣ? Нѣтъ здѣсь ни хлѣба, ни воды; душѣ нашей опротивѣла эта негодная пища, (манна)". За это послалъ Господь змѣевъ, которые жалили людей, и умерло множество народа. Когда народъ покаялся въ своемъ грѣхѣ, Моисей помолился Богу, и Господь сказалъ ему: "сдѣлай мѣднаго змія и выставь его на столбѣ, чтобы каждый ужаленный, взглянувъ на него, оставался живъ". Моисей сдѣлалъ мѣднаго змія и выставилъ его на деревѣ. Послѣ этого всѣ ужаленные зміями, взглянувъ съ вѣрою на мѣднаго змія, оставались живы. (Числ., 21, ст. 5—10).

Мѣдный змій, повѣшенный на деревѣ, прообразовалъ Ісуса Христа, распятаго на крестѣ, взирая на Котораго съ вѣрою, люди исцѣляются отъ грѣховъ.


35. Пророчество Валаама.

Къ концу своего странствованія евреи пришли въ страну, расположенную по лѣвую сторону рѣки Іордана, и здѣсь побѣдили царей васанскаго и аморейскаго. Царь моавитскій смутился успѣхами евреевь и послалъ за знаменитымъ волхвомъ Валаамомъ, который имѣлъ пророческій даръ отъ Бога, но былъ испорченъ языческою средою и этотъ даръ сдѣлалъ предметомъ торговли. О немъ было извѣстно, что кого онъ проклянетъ, то тому не будетъ счастья. И вотъ царь моавитскій просилъ его пріѣхать (за 500 верстъ) и проклясть евреевъ. На дорогѣ Ангелъ Господень воспрепятствовалъ ему въ одномъ мѣстѣ проѣхать и ослица на которой онъ ѣхалъ, видя Ангела, не хотѣла идти за что Валаамъ билъ ее. Тогда она заговорила человѣческимъ голосомъ, упрекая его за побои. Глаза его открылись и онъ увидѣлъ Ангела, который повелѣлъ ему говорить у царя моавитскаго то, что скажетъ ему Ангелъ.

И вотъ Валаамъ, вмѣсто проклятія, произнесъ благословеніе еврейскому народу и предсказалъ о рожденіи Спасителя: "Вижу Его, но нынѣ еще нѣтъ; зрю Его но не близко: восходитъ звѣзда отъ Іакова и возстаетъ жезлъ отъ Израиля".

Но потомъ Валаамъ все-таки научилъ моавитянъ вовлечь евреевъ въ идолопоклонство и другія беззаконія, за что Господь наказалъ виновныхъ смертью. Раскаявшись, Израильтяне побѣдили моавитянъ и между ними былъ убитъ и Валаамъ. (Числъ, 22, 25 и 31 главы).


36. Смерть Моисея. Ісусъ Навинъ.

Въ концѣ сорокового года по исходѣ изъ Египта Моисей, по повелѣнію Божію, сталъ приготовляться къ смерти. Онъ собиралъ нѣсколько разъ Израильтянъ, повторялъ и изъяснялъ имъ Законъ Божій и убѣждалъ ихъ исполнять его. При этомъ Моисей сказалъ народу пророческія слова: "Пророка изъ средь тебя, изъ братьевъ твоихъ, какъ меня, возетавитъ Господь Богъ твой,—Его слушайте!" Это пророчество относилось ко Христу.

Наконецъ, получивъ отъ Бога повелѣніе взойти на гору Нево, Моисей пророчески благословилъ народъ Израильскій по колѣнамъ, взошелъ на гору Нево, посмотрѣлъ на обѣтованную землю и умеръ.