ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ II.

стр. 17


9. Патріархи народа Еврейскаго.

Призваніе Богомъ Авраама и переселеніе его въ землю Ханаанскую.

Для сохраненія истинной вѣры Богъ избралъ праведнаго Авраама, одного изъ потомковъ Сима.

Богъ явился Аврааму и сказалъ ему: "выйди изъ земли твоей и пойди въ землю, которую покажу тебѣ. И Я произведу отъ тебя великій народъ и благословлю тебя; и благословятся въ тебѣ всѣ племена земныя". Авраамъ повиновался Господу, взялъ съ собою своего отца Ѳарру, (который умеръ дорогою), и съ женою своею Саррою и племянникомъ Лотомъ переселился въ землю Ханаанскую. Здѣсь снова явился Богь Аврааму и сказалъ: "потомству твоему отдамъ Я землю эту". Отъ этого земля Ханаанская называется еще Обѣтованною, т. е. обѣщанною. Она еще называется Палестиною.

У Авраама и Лота было много скота, и между пастухами Авраамовыми и Лотовыми происходили ссоры. Авраамъ сказалъ Лоту: "да не будетъ распря между нами и между пастухами нашими, яко человѣцы братія мы есмы" (т. е. ибо мы родственники). Если ты пойдешь налѣво, то я направо; а если ты направо, то я налѣво. Лоть выбралъ себѣ долину Іорданскую, которая была прекрасна, какъ рай Божій, раскинулъ на ней шатры свои и поселился въ городѣ Содомѣ. Авраамъ поселился у дубравы Мамврійской.

Вскорѣ царь Еламскій Ходоллогоморъ, со своими союзниками, напалъ на города въ долинѣ Іорданской - (Содомъ, Гоморру и другіе), разграбилъ ихъ и жителей увелъ въ плѣнъ, въ томъ числѣ и Лота. Авраамъ, услышавъ объ этомъ, взялъ 318 [1] рабовъ своихъ и со своими союзниками пошелъ въ слѣдъ за непріятелями, напалъ на нихъ ночью, разбилъ ихъ и возвратилъ Лота, народъ и разграбленное имущество. Когда онъ возвращался съ побѣды, царь Содомскій вышелъ ему навстрѣчу, а Мелхиседекъ [2], царь Салимскій, и вмѣстѣ священникъ Бога Всевышняго, вынесъ ему хлѣбъ и вино и благословилъ его именемъ Божіимъ. Авраамъ далъ ему десятую часть изъ добычи (Быт. гл. 12 ст. 1—5, гл. 13 ст. 1—11, гл. 14 ст. 1—20).


  1. Число рабовъ Авраама (318) прообразовало собою число святыхъ отцовъ, сошедшихся на первый вселенскій соборъ въ г. Никеѣ.
  2. Мелхиседекъ, родъ и племя котораго неизвѣстны, прообразовалъ собою Спасителя, какъ священника по чину Мелхиседекову.

10. Явленіе Аврааму Бога въ видѣ трехъ странниковъ у дуба Мамврійскаго.

Однажды Авраамъ сидѣлъ при входѣ въ шатеръ свой у дубравы Мамврійской и увидѣлъ трехъ странниковъ, (это былъ Господь и съ Нимъ два Ангела— Тройца). Авраамъ тотчасъ побѣжалъ къ Нимъ, поклонился до земли и сказалъ: "Владыка! если я достоинъ милости Твоей, не пройди мимо раба Твоего. А я принесу хлѣба, чтобы подкрѣпиться вамъ на дорогу". Они согласились. Авраамъ омылъ имъ ноги, предложилъ обильную трапезу и самъ служилъ имъ.

Во время трапезы Господь сказалъ Аврааму: "черезъ годъ у жены твоей Сарры будетъ сынъ". Сарра въ это время стояла у входа въ шатеръ; она усмѣхнулась и подумала: мнѣ ли имѣть въ старости такое утѣшеніе? Но Господь сказалъ: "зачѣмъ Сарра разсмѣялась? развѣ есть что трудное для Бога?"— Предсказаніе Божіе исполнилось. Черезъ годъ у Авраама и Сарры родился сынъ, которому дали имя Исаакъ (что значитъ смѣхъ). Аврааму въ это время было сто лѣтъ, а Саррѣ девяносто.

Странники встали и пошли къ Содому. Авраамъ пошелъ проводить ихъ. Тогда открылъ Господь Аврааму, что хочетъ наказать жителей Содома и Гоморры за грѣхи ихъ. Между тѣмъ два спутника Господа пошли въ Содомъ. Авраамъ подошелъ къ Господу и сказалъ: "неужели Ты погубишь праведнаго съ нечестивымъ. Можетъ быть, есть въ этомъ городѣ пятьдесятъ праведниковъ? Неужели Ты не помилуешь мѣста этого для пятидесяти праведниковъ?" Господь сказалъ: "если Я найду въ городѣ Содомѣ пятьдесятъ праведниковъ, то для нихъ Я помилую все мѣсто это". Авраамъ сказалъ: "можетъ быть, до пятидесяти не достанетъ пяти, неужели за недостаткомъ пяти Ты истребишь весь городъ?" Господь сказалъ: "не истреблю, если найду тамъ сорокъ пять праведниковъ". Ободренный милостивымъ отвѣтомъ Господа, Авраамъ продолжалъ спрашивать Его: "можетъ быть, найдется тамъ сорокъ? Можетъ быть, тридцать? Можетъ быть, двадцать? Можетъ быть, десять?" Господь сказалъ: "не истреблю и ради десяти". Авраамъ былъ увѣренъ, что найдется такое малое число праведниковъ въ многолюдныхъ городахъ. Господь сдѣлался невидимъ, а Авраамъ возвратился въ свое мѣсто (Быт. гл. 18).


11. Гибель Содома и Гоморры.

Вечеромъ два ангела пришли въ Содомъ. Лотъ сидѣлъ у воротъ города. Увидѣвъ ихъ, онъ всталъ, поклонился до земли и пригласилъ къ себѣ на ночлегъ. Они зашли къ нему, а онъ угостилъ ихъ. Еще не легли они спать, какъ жители Содома окружили домъ Лота и потребовали у него выдать имъ странниковъ, чтобы сдѣлать имъ обиду; и такъ сильно наступали на Лота, что хотѣли выломать дверь. Но ангелы поразили ихъ слѣпотою. Послѣ этого гости сказали Лоту: "кто у тебя есть здѣсь близкій къ тебѣ, всѣхъ выведи отсюда: Мы истребимъ это мѣсто". Лотъ пошелъ и сказалъ объ этомъ двумъ нареченнымъ зятьямъ своимъ, но зятьямъ показалось, что онъ шутитъ. Когда взошла заря, Ангелы стали торопить Лота выходить. Лотъ медлилъ. Они взяли за руки его, жену и двухъ дочерей его и вывели за городъ и приказали имъ уходить и назадъ не оглядываться. Тогда Господь пролилъ дождемъ сѣру и огонь съ неба на Содомъ и Гоморру, и истребилъ города эти и всю окрестность ихъ. Жена Лотова не послушалась повелѣнія Ангеловъ и оглянулась назадъ и стала солянымъ столпомъ (Быт. гл. 19, ст. 1—26). Теперь на мѣстѣ городовъ Содома и Гоморры Мертвое море.


12. Агарь и Измаилъ.

У Авраама и Сарры была служанка, египтянка Агарь. И когда у Сарры до старости не было дѣтей, то Авраамъ женился на Агари и вскорѣ у нея родился сынъ Измаилъ, что значитъ: "услышалъ Богъ". Въ это время Аврааму было 86 лѣтъ. Когда же у Сарры родился сынъ Исаакъ, то Измаилъ, какъ старшій, часто насмѣхался и обижалъ Исаака, почему Сарра и выгнала Агарь и ея сына изъ своего дома.

Когда Измаилъ возмужалъ, то поселился въ пустынѣ Фаранъ и отъ него произошелъ народъ—агаряне, или измаильтяне, которые занимались торговлею.


13. Жертвоприношеніе Исаака.

Когда Исаакъ выросъ, Богъ, чтобы испытать вѣру и послушаніе Авраама, явился ему и сказалъ: "возьми сына твоего единственнаго Исаака, котораго ты любишь, и принеси его въ жертву на горѣ, которую Я тебѣ укажу". Авраамъ повиновался. Онъ осѣдлалъ осла, взялъ съ собою сына Исаака и двухъ рабовъ, дрова и огонь и отправился въ путь. На третій день они пришли въ землю Моріа къ одной горѣ. Авраамъ оставилъ слугъ и осла подъ горою, взялъ огонь и ножъ, а дрова возложилъ на Исаака и пошелъ съ нимъ на гору. Во время пути Исаакъ спросилъ Авраама: "Отецъ, у насъ есть огонь и дрова, а гдѣ же агнецъ для жертвоприношенія?"—"Господь усмотритъ Себѣ агнца", отвѣтилъ ему Авраамъ. На горѣ Авраамъ устроилъ жертвенникъ, связалъ Исаака, положилъ его на жертвенникъ и уже занесъ руку, чтобы заколоть своего сына. Но ангелъ Господень удержалъ руку Авраама и сказалъ: "Авраамъ, Авраамъ! не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалѣлъ для Меня единственнаго своего сына". Авраамъ оглянулся и увидѣлъ невдалекѣ ягненка, запутавшагося въ кустарникѣ, и принесъ его въ жертву вмѣсто Исаака.

За послушаніе Богъ благословилъ Авраама и сказалъ, что у него будетъ потомства такъ много, какъ песку на берегу моря и что въ Сѣмени его получатъ благословеніе всѣ народы, т. е., что изъ его потомства родится Спаситель міра (Быт. гл. 22, ст. 1—18).


14. Женитьба Исаака.

Состарѣвшись (127 лѣтъ), Сарра умерла. По смерти Сарры, Авраамъ послалъ старшаго раба своего на родину свою, въ Месопотамію, взять оттуда у родственниковъ жену сыну своему Исааку, такъ какъ не хотѣлъ брать жену Исааку изъ дочерей Хананейскихъ. Рабъ взялъ въ жену Исааку Ревекку, дочь Ваѳуила, сына Нахорова, брата Авраама, которая и отправилась съ нимъ въ землю Ханаанскую. Исааку въ это время было 40 лѣтъ (Быт. гл. 23, ст. 1—2; 29, 58—67). Авраамъ умеръ 175 лѣтъ.


15. Видѣніе Іаковомъ таинственной лѣствицы.

У Исаака и Ревекки родились два сына близнеца: старшій Исавъ и младшій Іаковъ, прозванный Израилемъ. Исавъ по легкомыслію своему продалъ свое первенство Іакову и потому предъ своею смертію Исаакъ, который былъ слѣпъ, благословилъ младшаго сына Іакова и предсказалъ, что изъ его потомства произойдетъ Спаситель. За это Исавъ возненавидѣлъ брата и даже хотѣлъ убить его, вслѣдствіе чего Іаковъ долженъ былъ бѣжать изъ родительскаго дома, по совѣту матери своей, въ Месопотамію къ своему дядѣ Лавану, который выдалъ за него двухъ своихъ дочерей: Лію и Рахиль.

На пути Іаковъ остановился въ полѣ ночевать, положилъ подъ голову камень и уснулъ. И вотъ онъ видитъ во снѣ: стоитъ лѣствица (лѣстница) на землѣ, а верхъ ея касается неба. Ангелы Божіи восходятъ и нисходятъ по ней, а наверху стоитъ Господь. И сказалъ Господь Іакову: "не бойся, землю, на которой ты спишь, Я дамъ тебѣ и твоему потомству. И будетъ потомство твое такъ многочисленно, какъ песокъ земной, и о Сѣмени твоемъ благословятся всѣ племена земныя" (Быт. гл. 27 и 28, ст. 10—18).

Лѣствица, которую видѣлъ Іаковъ во снѣ, прообразовала собою Пресвятую Богородицу, чрезъ которую сошелъ съ неба на землю Господь нашъ Ісусъ Христосъ.


16. Сыновья Іакова. Іосифъ.

У Іакова было двѣнадцать сыновей: Рувимъ, Симеонъ, Левій, Іуда, Иссахаръ, Завулонъ, Данъ, Нефоалимъ, Гадъ, Асиръ, Іосифъ и Веніаминъ. Послѣдніе два отъ Рахили. Іаковъ любилъ болѣе всѣхъ сыновей своихъ Іосифа за его невинность и чистосердечіе, и сдѣлалъ ему разноцвѣтную одежду. Братья, завидуя Іосифу, стали ненавидѣть его и не могли говорить съ нимъ дружелюбно.

Однажды Іосифъ сказалъ братьямъ: "послушайте, какой я видѣлъ сонъ; будто мы вяжемъ снопы въ полѣ; и вотъ мой снопъ всталъ, а ваши снопы стали кругомъ и поклонились ему". Братья сказали ему: "неужели ты будешь владѣть нами?" Вскорѣ Іосифъ разсказалъ отцу своему и братьямъ другой сонъ. "Мнѣ снилось", говорилъ онъ, "будто солнце, луна, и одиннадцать звѣздъ поклоняются мнѣ". Отецъ побранилъ его и сказалъ: "что это за сонъ, который ты видѣлъ? Неужели я, и твоя мать, и твои братья придемъ поклониться тебѣ до земли?" Послѣ этого братья еще болѣе стали ненавидѣть Іосифа, но отецъ замѣтилъ сонъ. (Быт. 37, ст. 1—11).

Вскорѣ послѣ этого братья пасли стада далеко отъ дома, и отецъ послалъ Іосифа навѣстить ихъ. Братья еще издали увидѣли Іосифа и стали говорить: „вотъ идетъ сновидецъ; давайте убьемъ его и тогда посмотримъ, какъ исполнятся сны его". Но Рувимъ, старшій изъ братьевъ, сказалъ: "не проливайте крови; бросьте его лучше въ ровъ", а самъ думалъ тайкомъ спасти его и отправить къ отцу. Братья послушались и бросили Іосифа въ глубокій колодецъ, въ которомъ не было воды. Въ это время проѣзжали измаильскіе купцы. Одинъ изъ братьевъ, Іуда, посовѣтовалъ продать Іосифа, и они продали его за двадцать сребренниковъ. Въ это время Рувима не было, а когда онъ возвратился и узналъ о продажѣ Іосифа, то очень опечалился. Затѣмъ они взяли одежду Іосифа, вымазали ее кровью козленка, принесли къ отцу и сказали: "мы нашли эту одежду; не Іосифова ли она?" Іаковъ узналъ одежду и съ горестью воскликнулъ: "вѣрно дикій звѣрь растерзалъ Іосифа!" И долго оплакивалъ своего любимаго сына. (Быт. 37 гл., 11—35 ст.).


17. Іосифъ въ Египтѣ.

Купцы отвели Іосифа въ Египетъ и продали царедворцу фараонову, начальнику тѣлохранителей, Потифару (Пентефрію). Потифаръ полюбилъ Іосифа за его смиреніе и кротость и сдѣлалъ его управителемъ всего имѣнія своего, и Богъ благословилъ домъ Потифара ради Іосифа. Жена Потифара стала уговаривать Іосифа обманывать вмѣстѣ съ нею мужа. Когда Іосифъ не согласился на это, она оклеветала его предъ мужемъ, и онъ посадилъ Іосифа въ темницу, гдѣ содержались царскіе узники. Начальникъ темницы полюбилъ Іосифа и поручилъ ему смотрѣть за всѣми узниками. Послѣ сего фараонъ прогнѣвался на виночерпія своего и хлѣбодара и посадилъ ихъ въ ту же темницу, гдѣ заключенъ былъ Іосифъ. Однажды виночерпію и хлѣбодару видѣлись сны. Они разсказали ихъ Іосифу. Виночерпій разсказалъ: "мнѣ снилось, будто предо мною виноградная лоза съ тремя вѣтвями. Она распустилась, показался на ней цвѣтъ, выросли и созрѣли ягоды. У меня была въ рукахъ чаша фараонова. Я взялъ ягодъ, выжалъ ихъ въ чашу и подалъ чашу фараону". Іосифъ сказалъ ему: "черезъ три дня фараонъ возвратитъ тебя на мѣсто твое. Вспомни меня, когда хорошо тебѣ будетъ, выведи меня изъ этой темницы". Потомъ хлѣбодаръ сказалъ Іосифу: "мнѣ также снилось, будто на головѣ у меня три корзины, въ верхней корзинѣ всякая пища фараонова, и птицы клевали ее". Іосифъ сказалъ ему: "чрезъ три дня фараонъ повѣситъ тебя и птицы будутъ клевать тѣло твое". На третій день фараонъ праздновалъ день своего рожденія, вспомнилъ о виночерпіи и хлѣбодарѣ, и виночерпія возвратилъ на прежнее мѣсто, а хлѣбодара повѣсилъ. Виночерпій вышелъ изъ темницы и забылъ объ Іосифѣ. (Быт. гл. 37, ст. 37; гл. 39, 40).


18. Сны фараона и возвышеніе Іосифа.

Черезъ два года послѣ этого увидѣлъ фараонъ въ одну ночь два особенныхъ сна. Ему снилось, будто онъ стоитъ на берегу рѣки и изъ рѣки вышли сначала семь коровъ полныхъ и красивыхъ, а за ними семь коровъ тощихъ; тощія коровы поглотили полныхъ, а сами не сдѣлались полнѣе. Другой же сонъ,—будто на одномъ стеблѣ выросло семь колосьевъ полныхъ, а послѣ нихъ семь колосьевъ сухихъ и тощихъ, и тощіе колосья поглотили семь полныхъ колосьевъ. Проснувшись, фараонъ призвалъ всѣхъ мудрецовъ египетскихъ, но никто изъ нихъ не могъ истолковать ему сновъ. Тогда виночерпій вспомнилъ объ Іосифѣ и сказалъ о немъ царю. Іосифа привели къ фараону, и онъ объяснилъ сны. "Оба сна, сказалъ онъ, значатъ одно и то же. Вотъ наступитъ въ землѣ египетской семь лѣтъ изобилія; послѣ же нихъ наступятъ семь лѣтъ голода". При этомъ Іосифъ далъ фараону совѣтъ заготовить въ урожайные годы столько хлѣба, чтобы его достало на все время голода. Фараонъ понялъ, что Самъ Богъ открылъ Іосифу значеніе сновъ, и сдѣлалъ его главнымъ начальникомъ въ землѣ египетской, первымъ послѣ себя, и ему поручилъ заготовлять хлѣбъ. Іосифъ женился на Асенѳѣ. Ему было 30 лѣтъ (Быт. гл. 41).


19. Свиданіе Іосифа съ братьями.

Въ теченіи семи плодородныхъ лѣтъ Іосифъ собралъ столько хлѣба, что его достало и на голодные годы, и даже можно было продавать въ другія земли. Отовсюду стали пріѣзжать въ Египетъ за хлѣбомъ, потому что голодъ былъ во всей землѣ. Пріѣхали въ Египетъ за хлѣбомъ и сыновья Іакова. Они пришли къ Іосифу, поклонились ему до земли, но не узнали его. Іосифъ же узналъ братьевъ, но чтобы видѣть, сдѣлались ли они лучше, обошелся съ ними сурово и посадилъ ихъ въ темницу на три дня. Потомъ сказалъ имъ; "вы вѣрно соглядатаи, пришли высмотрѣть все въ нашей землѣ, чтобы потомъ завоевать ее".—"Нѣтъ, отвѣтили братья, мы люди честные и всѣ сыновья одного человѣка. Насъ было двѣнадцать, но одного не стало, а младшій остался съ отцомъ".—"Если вы говорите правду, сказалъ Іосифъ, то пусть одинъ изъ васъ останется здѣсь, а остальные отвезите хлѣбъ и привезите вашего младшаго брата". Братья стали тогда говорить между собою по-еврейски, думая, что Іосифъ не понимаетъ ихъ: "вотъ мы терпимъ наказаніе за грѣхъ противъ брата нашего. Мы не пощадили его, за то и постигло насъ такое горе".

Іосифъ оставилъ въ темницѣ Симеона, (который имѣлъ характеръ жестокій), а прочихъ братьевъ отпустилъ. Черезъ годъ братья снова пріѣхали въ Египетъ за хлѣбомъ и привезли съ собою младшаго брата Веніамина. Іосифъ принялъ ихъ ласково, велѣлъ насыпать имъ хлѣба въ мѣшки, а въ мѣшокъ Веніамина приказалъ положить серебряную чашу, изъ которой пилъ самъ, и отпустилъ ихъ домой. Но едва братья выѣхали, какъ Іосифъ велѣлъ своему управителю догнать ихъ и обыскать, не они ли украли чашу. Чаша нашлась въ мѣшкѣ Веніамина. Братья всѣ вернулись къ Іосифу, пали предъ нимъ на землю и сказали: "Богъ открылъ неправду нашу; теперь мы всѣ рабы твои".—"Нѣтъ, отвѣтилъ Іосифъ, пусть останется рабомъ тотъ, у кого нашлась чаша, а другіе могутъ возвратиться къ отцу". Тогда выступилъ Іуда и сказалъ Іосифу: "Господинъ мой! Отецъ нашъ старъ и этого сына любитъ больше остальныхъ; если мы не привеземъ его, отецъ нашъ умретъ съ печали. Поэтому, будь милостивъ ко мнѣ и оставь меня рабомъ вмѣсто отрока, а онъ пусть возвратится къ отцу".

При этихъ словахъ Іосифъ не могъ удержать слезъ и сказалъ: "я братъ вашъ Іосифъ, котораго вы продали въ Египетъ". Братья смутились, но Іосифъ прибавилъ: "не бойтесь; это Богъ устроилъ такъ для сохраненія вашей жизни. Идите скорѣе къ отцу и скажите ему, чтобы онъ ѣхалъ въ Египетъ, потому что еще остается пять лѣтъ голода".Послѣ этого Іосиф палъ на шею Веніамину, обнималъ его и плакалъ, потомъ перецѣловалъ всѣхъ своихъ братьевъ и плакал обнимая ихъ и отпустилъ ихъ говоря: "не ссорьтесь на дорогѣ". (Быт. гл. 42, 43, 44, 45, ст. 1—24).


20. Переселеніе Іакова въ Египетъ.

Когда сыновья Іакова возвратились къ нему изъ второго путешествія въ Египетъ, сказали ему, что Іосифъ живъ и владычествуетъ въ Египтѣ, пересказали всѣ слова его, и когда Іаковъ увидѣлъ колесницы, присланныя Іосифомъ, тогда ожилъ духомъ и сказалъ "довольно! Еще живъ сынъ мой Іосифъ; пойду и увижу его, пока я не умеръ". И отправился Іаковъ со всѣмъ родомъ своимъ (75 человѣкъ) въ Египетъ. Когда Іаковъ прибылъ въ Египетъ, въ землю Гессемъ, Іосифъ встрѣтилъ его, взялъ съ собою пятерыхъ братьевъ своихъ и представилъ ихъ фараону. Потомъ Іосифъ представилъ и отца своего Іакова фараону. При этомъ Іаковъ благословилъ фараона. По повелѣнію фараона, Іосифъ далъ отцу своему и братьямъ владѣніе въ лучшей части земли Египетской, въ землѣ Гессемъ. (Быт. гл. 45, ст. 25, гл. 46, 47, ст. 1—11).


21. Пророческое благословеніе Іакова. Смерть Іакова и Іосифа.

Іаковъ жилъ въ Египтѣ 17 лѣтъ. Передъ смертью онъ благословилъ своихъ дѣтей и дѣтей Іосифа Ефрема и Манасію. Особенно важное благословеніе преподалъ Іудѣ. Іаковъ сказалъ: "не оскудѣетъ князь отъ Іуды и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидутъ отложенная ему и той чаяніе языковъ"; т. е. не отойдетъ скипетръ отъ Іуды и законодатель отъ чреслъ ею, доколѣ не прийдетъ Примиритель и Той ожиданіе народовъ". (Быт. гл. 49, ст. 10). Это пророчество исполнилось, такъ, какъ, когда родился Спаситель, то тогда уже оскуделъ князь отъ Іуды, а правителемъ Іудеи былъ Иродъ идумеянинъ. Благословивъ сыновей своихъ, Іаковъ легъ на постель и скончался 147 лѣтъ.

Послѣ смерти Іакова Іосифъ прожилъ 54 года, помогая во всемъ своимъ братьямъ, и, умирая (110 летъ отъ роду), завѣщалъ, чтобы потомки Іакова, когда будутъ переселяться въ землю Ханаанскую, перенесли туда и его кости. (Быт. 48, 49 и 50 гл.).


22. Іовъ.

Былъ человѣкъ въ землѣ Уцъ, имя его Іовъ. Онъ был благочестивъ, справедливъ, богобоязненъ и удалялся отъ зла. Родилось у него семь сыновей и три дочери. У него было множество мелкаго и крупнаго скота и весьма много прислуги. Онъ былъ знаменитѣйший человѣкъ на востокѣ. Дѣти его жили между собою в любви и согласіи. Сыновья его сходились, дѣлая пиры каждый въ своемъ домѣ, въ свой день, и приглашали къ себѣ сестеръ своихъ. Когда кругъ пиршественныхъ дней оканчивался, Іовъ призывалъ ихъ къ себѣ, приносилъ за нихъ всесожженіе Богу и говорилъ: "можетъ быть, сыновья мои согрѣшили". Діаволъ позавидовалъ его счастью.

Однажды предстали сыны Божіи (Ангелы) предъ Господа, пришелъ между ними и сатана (противникъ, губитель). Господь спросилъ сатану: "откуда ты пришелъ?" Сатана отвѣчалъ: "я ходилъ по землѣ и обошелъ ее". Господь спросилъ сатану: "обратилъ ли ты вниманіе на раба моего Іова? Нѣтъ на землѣ такого добродѣтельнаго человѣка, какъ онъ". Сатана отвѣчалъ: "развѣ даромъ Іовъ боится Бога? Но Ты отними все, что есть у него,—благословитъ ли онъ Тебя?" Господь сказалъ сатанѣ: "вотъ все, что есть у него, въ рукѣ твоей, только самого не касайся". Сатана вышелъ отъ Господа. Былъ день, когда дѣти Іова обѣдали у первороднаго брата. Вдругъ приходитъ вѣстникъ къ Іову и говоритъ: "волы твои пахали, а ослицы паслись подлѣ нихъ, какъ напали враги и угнали ихъ, а слугъ перебили". Еще онъ говорилъ, — приходитъ другой вѣстникъ и сказываетъ: "огонь Божій упалъ съ неба и сожегъ твоихъ овецъ и пастуховъ". Еще онъ говорилъ,—приходитъ третій вѣстникъ: "Халдеи напали на верблюдовъ твоихъ и угнали ихъ, а слугъ перебили". Еще этотъ говорилъ,—опять приходитъ четвертый вѣстникъ и сказываетъ: "дѣти твои обѣдали у первороднаго брата своего,—вдругъ большой вѣтеръ пронесся изъ пустыни, обрушилъ домъ на дѣтей, и они погибли". Выслушавъ эти ужасныя вѣсти, Іовъ всталъ, разодралъ на себѣ одежду, остригъ голову въ знакъ печали, палъ на землю, поклонился Господу и сказалъ: "нагъ я вышелъ изъ чрева матери моей, нагъ и возвращусь въ чрево матери земли! Господь далъ, Господь и взялъ: да будетъ благословенно имя Господне". Но этимъ не кончились испытанія многострадальнаго Іова.

Послѣ этого опять появился предъ Господомъ сатана. Господь спросилъ его объ Іовѣ. Сатана отвѣчалъ: "за жизнь свою отдастъ человѣкъ все, что есть у него; но коснись его костей, его тѣла,—увидишь, благословитъ ли онъ Тебя". Господь сказалъ сатанѣ: "вотъ онъ въ рукѣ твоей, только жизнь его сбереги". Сатана вышелъ и поразилъ Іова отъ подошвъ по самое темя страшною проказою. Іовъ взялъ себѣ черепицу, чтобы  скоблить себя ею, и сѣлъ въ пепелъ внѣ селения. Друзья его оставили, а жена должна была добывать себѣ хлѣбъ трудами рукъ своихъ. И сказала ему жена его: "ты все еще твердъ въ непорочности своей. Похули Бога и умри". Но Іовъ сказалъ: ,"ты говоришь, как безумная. Неужели доброе мы будемъ принимать отъ Бога, а злого не будемъ принимать?" Такимъ образомъ не согрѣшилъ Іовъ даже словомъ своимъ.

Послѣ сего Богъ исцѣлилъ Іова отъ болѣзни и обогатилъ болѣе прежняго; опять родилось у него семь сыновей и три дочери, и умеръ онъ въ глубокой старости среди многочисленнаго потомства. (Книга Іова).