ЗАКОНЪ БОЖІЙ. ВЕТХIЙ ЗАВЕТ l.

стр. 5



1. Сотвореніе міра невидимаго.

Раньше сотворенія свѣта Господь создалъ ангеловъ, т. е. безтѣлесныхъ духовъ, которые исполняютъ волю Божію и возвѣщаютъ эту волю людямъ. Являясь людямъ, святые ангелы принимаютъ видимый образъ, напр., въ видѣ юношей, чтобы показать людямъ быстроту исполненія воли Божіей. Богъ создалъ всѣхъ ангеловъ добрыми, разумными и свободными. И вотъ одинъ изъ ангеловъ Денница—старшій надъ первымъ чиномъ ангельскимъ, (а всѣхъ чиновъ было десять), пользуясь своей свободой, возгордился и пересталъ слушаться Бога и изъ добраго ангела сдѣлался злымъ, діаволомъ, т. е. клеветникомъ. Его худому примѣру послѣдовали и другіе ангелы и тоже сдѣлались злыми. За это Богъ низвергъ ихъ съ неба во адъ и они стали противниками Бога и всегда и вездѣ стараются дѣлать зло.



2. Сотвореніе свѣта.

Въ началѣ Богъ сотворилъ изъ ничего однимъ Словомъ своимъ небо и землю.

Земля первоначально была невидима и неустроена. Тьма была надъ бездною; и Духъ Божій носился надъ водою.

Богъ далъ устройство міру видимому въ шесть дней.

Въ первый день Богъ создалъ свѣтъ.

Богъ сказалъ: "да будетъ свѣтъ"; и сталъ свѣтъ. И отдѣлилъ Богъ свѣтъ отъ тьмы. И назвалъ Богъ свѣтъ днемъ, а тьму—ночью. И былъ вечеръ, и было утро: день одинъ.

Во второй день Богъ создалъ твердь, или видимое небо, т. е. воздушное пространство и звѣздное небо.

Богъ сказалъ: "да будетъ твердь посреди воды". И создалъ Богъ твердь; и отдѣлилъ воду, которая подъ твердію, отъ воды, которая надъ твердію. И назвалъ Богъ твердь небомъ.

Въ третій день Богъ отдѣлилъ воду отъ земли и создалъ моря, рѣки и озера на землѣ, сушу и растенія.

Богъ сказалъ: "да соберется вода, которая подъ небомъ, въ одно мѣсто, и да явится суша". И стало такъ. Потомъ сказалъ Богъ: "да произраститъ земля зелень, траву, сѣющую сѣмя, и дерева плодовитыя". И совершилось такъ.

Въ четвертый день Богъ создалъ свѣтила небесныя: солнце, луну и звѣзды.

Богъ сказалъ: "да будутъ свѣтила на тверди небесной", и сотворилъ Богъ два свѣтила великія, одно — свѣтить днемъ — солнце, а другое меньшее — свѣтить ночью—луну и звѣзды. И стало такъ.

Въ пятый день Богъ сотворилъ животныхъ пресмыкающихся, рыбъ и птицъ и все то живое, что летаетъ въ воздухѣ, и все живое, что плаваетъ въ водѣ.

Въ шестой день Богъ создалъ животныхъ четвероногихъ, живущихъ на сушѣ.

Въ шестой же день Богъ сотворилъ по образу Божію человѣка, котораго Богъ сотворилъ иначе, чѣмъ другихъ тварей.

Богъ сказалъ: "сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію и да обладаетъ рыбами морскими и птицами небесными, и звѣрьми и скотами и всею землею и всѣми гадами пресмыкающимися по землѣ".

Слова, сказанныя Богомъ при сотвореніи человѣка: "сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію" должно понимать въ томъ смыслѣ, что сходство человѣка съ Богомъ можетъ быть только духовное, а не тѣлесное, ибо въ св. Писаніи сказано, что Богъ есть Духъ. Образъ Божій проявляется въ каждомъ человѣкѣ въ безсмертіи его души, въ разумѣ, свободной волѣ и въ дарѣ слова, а не въ формѣ человѣческаго тѣла. Подобіе состоитъ въ томъ, что человѣкъ можетъ по своей свободной волѣ и при помощи благодати Божіей стремиться къ совершенству духовному, къ святости. Поэтому всѣ люди созданы по образу Божію, т. е. имѣютъ душу безсмертную, свободную, и разумную, а уподобляются Богу только тогда, когда стараются выполнять Его святую волю.

Въ седьмой день Богъ почилъ отъ всѣхъ дѣлъ своихъ, т. е. пересталъ творить новыя твари, но всѣмъ сотвореннымъ управляетъ, или промышляетъ, почему и называется Промыслителемъ.

Этотъ день Богъ благословилъ и освятилъ его, т. е. назначилъ, чтобы люди въ этотъ день особенно прославляли Бога. (Быт. гл. 2, ст. 2—3).

Седьмой день называется суббота, что значитъ "покон", или отдыхъ.


3. Сотвореніе человѣка и жизнъ первыхъ людей въ раю.

Богъ создалъ тѣло перваго человѣка изъ праха земного и вдунулъ въ лицо его дыханіе жизни и сталъ человѣкъ душею живою. Перваго человѣка Богъ назвалъ Адамомъ, что значитъ красный, изъ красной глины созданный.

Для человѣка Богъ насадилъ рай (прекрасный садъ) въ Едемѣ, на востокѣ; и произрастилъ въ немъ всякое дерево пріятное на видъ и хорошее для пищи, но особенно замѣчательными были два дерева: дерево жизни посреди рая и дерево познанія добра и зла. И поселилъ Богь человѣка въ этомъ раю съ тѣмъ, чтобы онъ воздѣлывалъ его и хранилъ. Дерево жизни имѣло чудодѣйственную силу предохранять людей отъ смерти, а относительно дерева познанія добра и зла заповѣдалъ Богъ Адаму: "отъ всякаго дерева въ саду ты будешь ѣсть, а отъ дерева познанія добра и зла не ѣшь; потому что въ день, въ который вкусишь отъ него, смертію умрешь".

И сказалъ Богъ: "не хорошо быть человѣку одному; сотворимъ ему помощника, соотвѣтственнаго ему".

Богъ привелъ къ Адаму всѣхъ животныхъ, чтобы онъ далъ имъ имена. Адамъ нарекъ имена животнымъ, но для него не нашлось помощника, подобнаго ему.

И навелъ Богъ на Адама крѣпкій сонъ, и когда онъ уснулъ, Богъ взялъ одно изъ ребръ его, изъ этого ребра создалъ жену и привелъ ее къ Адаму. Тогда Адамъ сказалъ: "вотъ это кость отъ костей моихъ и плоть оть плоти моей; она будетъ называться женою, ибо она взята отъ мужа. И нарекъ Адамъ женѣ своей имя Евва, что значитъ жизнъ" (Быт. гл. 8, ст. 20).

Богъ благословилъ мужа и жену и сказалъ имъ: "плодитесь; и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею". Этими словами Богъ установилъ таинство брака и далъ законъ трудиться, какъ необходимое условіе счастья, или блаженства.

Итакъ, воля Божія для первыхъ людей выразилась въ слѣдующихъ заповѣдяхъ: любить Бога, праздновать субботу, любить ближнихъ и размножаться и при этомъ трудиться, т. е. работать, воздѣлывать садъ. И назначилъ Богъ въ пищу людямъ траву съ сѣменемъ и плоды деревъ, а звѣрямъ, птицамъ и пресмыкающимся—зелень травную.

Адамъ и жена его были наги и не стыдились; они жили въ блаженномъ состояніи. Блаженство они испытывали въ томъ, что могли бесѣдовать съ Богомъ (Быт. гл. 2, ст. 7—25).


4. Грѣхопаденіе прародителей и послѣдствія его.

Діаволъ позавидовалъ блаженству людей и захотѣлъ погубить ихъ. Однажды Евва были близь запрещеннаго дерева познанія добра и зла. Діаволъ вошелъ въ змія, который былъ хитрѣе всѣхъ животныхъ, и сказалъ ей: "правда ли, что Богъ сказалъ, не ѣшьте плодовъ ни отъ какого дерева въ раю?" Евва отвѣчала: "плоды съ деревъ мы можемъ ѣсть; только плодовъ дерева, которое среди рая, Богъ сказалъ, не ѣшьте и не прикасайтесь къ нимъ, чтобы вамъ не умереть". Змій сказалъ женѣ: "нѣтъ, не умрете; но знаетъ Богъ, что въ день, въ который вы вкусите ихъ, откроются глаза ваши, и вы будете, какъ боги, и будете знать, что добро и что зло". И увидѣла жена, что это дерево хорошо для пищи, и что пріятно для глазъ, и что привлекательно это дерево, потому что оно даетъ знаніе, и она взяла плодовъ его и ѣла; также дала мужу своему и онъ ѣлъ. Тотчасъ же, преступивши заповѣдь Божію, они почувствовали стыдъ и страхъ, и узнали, что они наги, и сшили смоковные листья и сдѣлали себѣ опоясанія.

Когда наступила вечерняя прохлада дня, услыхали они голосъ Бога, ходящаго въ раю, и скрылись между деревьями, думая, что они могутъ скрыться отъ Вездѣсущаго Бога. Богъ воззвалъ къ Адаму: "Адамъ, гдѣ ты?" (Онъ отвѣчалъ: "я услышалъ голосъ Твой въ раю и боялся, потому что я нагъ, и скрылся". Богъ спросилъ его: "кто сказалъ тебѣ, что ты нагъ? не ѣлъ ли ты плодовъ отъ дерева, съ котораго Я запретилъ тебѣ ѣсть?" (Богъ этими словами желалъ расположить человѣка къ раскаянію). Адамъ, думая сложить часть своей вины на жену, даже на самого Бога, сказалъ: "жена, которую Ты мнѣ далъ, она дала мнѣ плодъ съ этого дерева, и я ѣлъ". Богъ спросилъ жену: "что ты это сдѣлала?"

Жена сказала: "змій обольстилъ меня, и я ѣла".

Тогда Богъ произнесъ такой судъ на искусителя, на жену и на мужа.

Онъ сказалъ змію: "за то, что ты сдѣлалъ это, проклятъ ты отъ всѣхъ скотовъ и отъ всѣхъ звѣрей земныхъ. Будешь ходить на чревѣ твоемъ, и будешь ѣсть прахъ во всѣ дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между сѣменемъ твоимъ и Сѣменемъ ея; Оно будеть поражать тебя въ голову, а ты будешь жалить Его въ пяту".

Этими словамн Богъ сказалъ змію: "ты будешь низкимъ, презрѣннымъ и ненавистнымъ животнымъ"; сказалъ діаволу, который былъ въ зміѣ: "ты будешь вѣчно мучиться въ удаленіи отъ Бога; у тебя будетъ постоянная борьба съ людьми; Сѣмя жены, т. е. Спаситель, Который родится отъ Пресвятой Дѣвы, побѣдитъ тебя совершенно, а ты сдѣлаешь Ему ничтожное зло". Эти слова Господа для согрѣшившихъ прародителей были первою радостною вѣстію объ Искупителѣ міра.

Женѣ Богъ сказалъ: "ты въ болѣзни будешь рождать дѣтей; будешь имѣть влеченіе къ мужу твоему, и онъ будетъ господствовать надъ тобою".

Адаму сказалъ: "за то, что ты послушался голоса жены твоей и ѣлъ плоды отъ дерева, отъ котораго Я запретилъ тебѣ ѣсть, проклята земля за тебя; со скорбію будешь питаться отъ нея во всѣ дни жизни твоей. Терніе и волчцы (т. е. сорныя травы) произраститъ она тебѣ и ты будешь питаться полевою травою. Въ потѣ лица твоего будешь ѣсть хлѣбъ, (до пота будешь трудиться, чтобы пріобрѣсть хлѣбъ), доколѣ не возвратишься въ землю, изъ которой ты взятъ. Ты прахъ, и въ прахъ возвратишься".

Чтобы люди тверже помнили и вѣрили, что придетъ на землю Спаситель и прольетъ кровь Свою за грѣхи ихъ, Богъ повелѣлъ имъ приносить Ему въ жертву животныхъ. Жертвы эти должны были прообразовать крестную жертву Ісуса Христа.

И сдѣлалъ Богъ Адаму и женѣ его одежды кожаныя и одѣлъ ихъ.

Діаволъ можетъ только соблазнять людей, внушать имъ дурныя мысли и желанія, но принудить сдѣлать злое дѣло не можетъ, ибо никакой власти надъ людьми не имѣетъ. Вотъ почему человѣкъ всегда самъ виноватъ, если дѣлаетъ противно заповѣдямъ Божіимъ, ибо имѣетъ разумъ и свободную волю и можетъ противостоять искушеніямъ діавола и просить помощи у Бога.

Чтобы люди не вкушали болѣе плодовъ дерева жизни, Богъ изгналъ ихъ изъ сада Едемскаго, поставилъ у него Херувима и пламенный обращающійся мечъ, чтобы охранять путь къ дереву жизни (Быт. гл. 3, ст. 1—24).

Оть Адама и Еввы, зараженныхъ грѣхомъ, произошли всѣ люди; потому люди родятся во грѣхѣ, который называется первороднымъ грѣхомъ, и, кромѣ того, сами грѣшатъ.

Св. апостолъ Павелъ пишетъ: "Якоже единѣмъ человѣкомъ грѣхъ въ міръ вниде и грѣхомъ смерть, тако смерть во вся человѣки вниде, въ немъ же вси согрѣшиша" (Рим. гл. 5, ст. 12), т. е. какъ однимъ человѣкомъ грѣхъ вошелъ въ міръ и чрезъ грѣхъ—смерть, такъ и смерть перешла во всѣхъ людей, потому что въ немъ всѣ согрѣшили.


5. Каинъ и Авель.

Послѣ изгнанія Адама и Еввы изъ рая у нихъ родился сынъ Каинъ (пріобрѣтеніе), а потомъ Авель (плачь, суета, ничтожество). Каинъ былъ земледѣлецъ, Авель пасъ овецъ.

Однажды Каинъ принесъ жертву Богу отъ плодовъ земли, а Авель—отъ первородныхъ стада своего. Богъ видѣлъ, что Авель приносилъ жертву свою съ усердіемъ, съ сокрушеніемъ сердца, съ вѣрою въ будущаго Искупителя, а Каинъ безъ усердія и безъ благоговѣнія; поэтому Богъ милостиво принялъ жертву Авеля, а жертву Каина отвергъ. Каинъ сильно огорчился этимъ и позавидовалъ брату. И сказалъ Каинъ Авелю: "пойдемъ въ поле". И когда они были въ полѣ, Каинъ убилъ Авеля. Послѣ сего Богъ спросилъ Каина: "гдѣ Авель, братъ твой?" Каинъ отвѣчалъ: "не знаю; развѣ я сторожъ брату моему?" Но Богъ сказалъ: "что ты сдѣлалъ?—голосъ крови брата твоего вопіетъ ко Мнѣ отъ земли. Проклятъ ты отъ земли, которая приняла кровь брата твоего отъ руки твоей. Когда будешь воздѣлывать землю, она не станеть болѣе давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанннкомъ и скитальцемъ на землѣ". Каинъ сказалъ: "наказаніе мое больше, нежели снести можно. Вотъ я буду скитаться по землѣ; всякій, кто встрѣтится со мною, убьетъ меня". Богъ сказалъ ему: "всякому, кто убьетъ Каина, отмстится всемеро". И сдѣлалъ Богъ Каину знаменіе, чтобы никто не убилъ его. И пошелъ Каинъ съ женою своею, (т. е. сестрою), изъ того мѣста, гдѣ являлся Богъ людямъ, какъ Отецъ ихъ, и поселился на востокъ отъ Едема и построилъ тамъ городъ.

Отъ Каина произошло племя нечестивыхъ людей, которые названы были сынами человѣческими. Они заботились только о безопасности, удобствахъ и удовольствіяхъ земной жизни.

Вмѣсто Авеля у Адама родился сынъ Сиѳъ. Послѣ Сиѳа у него родилось еще много сыновей и дочерей. Адамъ жилъ на землѣ 930 лѣтъ. Отъ Сиѳа произошло племя людей благочестивыхъ, которые назывались сынами Божіими. Отъ него произошли патріархи: Энохъ, Маѳусалъ, Ной и др. Энохъ всегда помнилъ, что съ нимъ вездѣ Богъ, и благоугождалъ Богу, потому Богъ живымъ на небо взялъ его. Жилъ на землѣ 365 лѣтъ. Мафусалъ, сынъ Эноха, жилъ 969 лѣтъ, дольше всѣхъ людей (Быт. гл. 4, ст. 1—17, 25—26, гл. 5, 23, 24—27).


6. Всемірный потопъ.

Когда люди умножились на землѣ, сыны Божіи (потомки Сиѳа) стали прельщаться красотою дочерей человѣческихъ (дочерей потомковъ Каина) и брать ихъ себѣ въ жены. Отъ этого всѣ люди развратились. Тогда Богъ сказалъ: "недостойны эти люди, чтобы Духъ Мой пребывалъ въ нихъ. Дамъ имъ сроку на покаяніе 120 лѣтъ". Но когда прошли 120 лѣтъ, назначенныхъ Богомъ для покаянія, люди еще болѣе развратились и нечестіе умножилось.

Въ это время былъ человѣкъ праведный и непорочный—Ной. У него было три сына: Симъ, Хамъ и Іафетъ. Богъ сказалъ Ною: "земля наполнилась отъ людей злодѣяніями. Я истреблю ихъ съ земли. Сдѣлай ты себѣ ковчегъ, т. е. корабль, отъ древъ негніющихъ и просмоли его снаружи и внутри. (Ковчегъ имѣлъ 300 локтей длины, 50 ширины и 30 высоты; локоть = 10½ вершковъ). Я наведу на землю потопъ водный, чтобы истребить на землѣ всякое живое существо. Войдешь въ ковчегъ съ женою ты и сыновья твои съ женами". Кромѣ того, Господь повелѣлъ Ною взять въ ковчегъ всѣхъ птицъ и животныхъ—чистыхъ по семи паръ, а нечистыхъ по двѣ пары (чистыя употреблялись людьми для приношенія жертвы Богу, а нечистыя—нѣтъ). Когда Ной вошелъ въ ковчегъ, полился на землю сильный дождь и лился сорокъ дней и сорокъ ночей; Вода вышла изъ береговъ морей и рѣкъ и покрыла всѣ горы и поднялась на пятнадцать локтей надъ самыми высокими горами. Все потонуло, остался только Ной и бывшіе съ нимъ въ ковчегѣ, который плавалъ по водамъ. Вода поднималась надъ землею 150 дней и послѣ этого стала убывать. Ковчегъ остановился на горахъ Араратскихъ, на нынѣшнемъ Кавказѣ. Чрезъ 40 дней послѣ этого Ной открылъ окно у ковчега и выпустилъ ворона. Воронъ отлеталъ и прилеталъ на кровлю ковчега. Чрезъ семь дней Ной выпустилъ голубя. Голубь не нашелъ сухого мѣста и возвратился въ ковчегъ. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустилъ голубя. Голубь возвратился съ свѣжимъ масличнымъ листомъ во рту, и Ной по этому узналъ, что вода сошла съ земли. Помедливъ еще семь дней, Ной въ третій разъ выпустилъ голубя, и онъ уже не возвратился къ нему. И тогда Богъ повелѣлъ Ною выйти изъ ковчега со всѣми бывшими тамъ съ нимъ.

По выходѣ изъ ковчега Ной принесъ благодарственную жертву Богу за спасеніе. Богу пріятна была жертва эта и онъ сказалъ въ сердцѣ Своемъ: "Я не буду больше проклинать землю за грѣхи человѣка „зане прилежитъ помышленіе человѣку прилежно злая отъ юности его", т. е. потому, что помышленіе сердца человѣческаго—зло отъ юности его.

И поставилъ Богъ завѣтъ съ Ноемъ и потомствомъ его, что не будетъ болѣе потопа, и знаменіемъ сего завѣта положилъ радугу въ облакѣ (Быт. гл. 7, 8 и 9, ст. 1—17). Прежде потопа радуга ничего не напоминала людямъ, а теперь стала напоминать обѣщаніе Божіе, что потопа больше не будетъ.

Патріархъ Ной прообразовалъ собою Спасителя, а его ковчегъ—св. Церковь, въ которой люди только и могутъ спастись, какъ спаслись отъ потопа находившіеся въ ковчегѣ.


7. Дѣти Ноя.

По выходѣ изъ ковчега Ной началъ обрабатывать землю и насадилъ виноградникъ. Однажды онъ выпилъ винограднаго вина, не зная его силы, опьянѣлъ и лежалъ обнаженнымъ въ шатрѣ своемъ. Хамъ, сынъ его, увидя это, посмѣялся надъ отцемъ и сказалъ объ этомъ двумъ братьямъ своимъ. Симъ и Іафетъ взяли одежду, положили ее на плечи свои, подошли къ отцу и, не обращая къ нему своего лица, покрыли отца своего. Когда Ной проснулся и узналъ, что сдѣлалъ надъ нимъ Хамъ, то проклялъ его и сказалъ, что его потомки будутъ въ рабствѣ у потомковъ его братьевъ и благословилъ Сима и Іафета. Ной также предсказалъ, что въ потомствѣ Сима будетъ сохраняться истинное Богопочитаніе, изъ этого племени произойдетъ Спаситель міра, а многочисленные потомки Іафета примутъ истинную вѣру отъ потомковъ Сима.

Ной жилъ 950 лѣтъ (Быт. гл. 9, ст. 20—29).


8. Столпотвореніе Вавилонское.

Послѣ потопа всѣ потомки Ноя говорили на одномъ языкѣ и число людей увеличилось и особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказалъ имъ рабство, они не желали, чтобы пророчество это исполнилось и рѣшили построить себѣ городъ и башню до небесъ, чтобы прославиться. По преданію въ этой постройкѣ не участвовалъ одинъ только человѣкъ изъ племени Сима, по имени Еверъ, съ своимъ семействомъ. Изъ его потомства произошелъ Авраамъ, а народъ, произшедшій отъ этого патріарха названъ евреями—по имени Евера.

Но Богу не угодно было это намѣреніе и смѣшалъ Господь языкъ ихъ и разсѣялъ ихъ по всей землѣ. Недоконченному городу и башнѣ дано было имя Вавилонъ (т. е. смѣшеніе). Такъ произошли разные народы, говорящіе разными языками (Быт. гл. 11, ст. 1—9).