катавасия тропарь служба утреня помилуй душа богородицы день ирмос пресвятыя слава при́сно исус архипастырское церкви храм сердце павел отче христос поста тебе святых поми́луй христа молитва старообрядческий рпсц радуися кондак смерть животворя́щаго господи храме иоанн литургия исповеди аминь крест человеколю́бец поклон вечерня святаго священномучеников древлеправославное октября церковь воскресе́ние корнилий псалом человек
Божиим Промыслом пастырь Христов: о. Иоанн Михеев о себе, предках, службе
Шестьдесят шесть лет назад, 25 ноября 1953 года, отошел ко Господу истинный пастырь Христов и благочинный Московской области протоиерей Петр Семенович Михеев. Этот человек, не боясь светских властей, арестов и репрессий, нес множеству людей свет истинной веры.
Пять лет отец Петр провел в лагерях, будучи осужденным по печально известной 58-й статье, длительное время жил на нелегальном положении и скрывался от властей. В итоге даже в официальных документах советских органов о нем было записано следующее: «Из других священников выделяется своим развитием, специальной подготовкой и большим опытом. Интересуется политическими событиями и регулярно читает газеты».
Сегодня, вспоминая достойное служение и примерный жизненный путь о. Петра Михеева, мы видим продолжение его дел в его потомках: внук – Епископ Кишиневский и Молдавский Евмений; правнук протоиерей Алексей Михеев; второй правнук – настоятель и председатель общины в городе Севастополь иерей Иоанн Михеев.
В день празднования памяти святого великого проповедника Иоанна Златоустаго, патриарха Царьградского, редактор «Старообрядческой Мысли» Олег Хохлов переговорил со своим духовным отцом – именинником и продолжателем дела о. Петра Михеева – его младшим правнуком иереем Иоанном.
Доброго здоровья, отче, и Ангелу злат венец! Расскажи, как ты решил избрать путь священника, повлияло ли на этот выбор наследие твоего известного предка о. Петра Михеева?
Спаси Христос! Думаю, с самого рождения выбор моего жизненного пути был предопределен: из роддома меня сначала повезли крестить в храм, и только затем отвезли домой. Я был пятым по счету ребенком и несмотря на массу проблем со здоровьем матушка Евгения всю беременность строго соблюдала пост. При этом она страдала от малокровия и временной на тот период слепоты.
Наши верейские врачи, с мировым именем, настойчиво доказывали маме, что от ребенка надо избавиться, так как в животе находится страшный урод. Ее даже принудительно отправили на рентген, чтобы доказать свою правоту. Конечно же их никто не стал слушать даже после этого. Действительно, родился я лысым, с жутким рахитом, но Господь не оставил ее в стремлении быть верной воле Божией. Чудесным образом уже через полгода – к Пасхе – ноги мои выпрямились. А с волосами – сами видите – не знаю, что и делать (смеется)!
Более того, я рос в семье священника – мой отец, о. Евгений, ныне владыка Кишиневский и Молдавский Евмений, был настоятелем Покровского храма в Верее, а фактически – одним из священников Рогожской общины в Москве.
Он много ездил по всей стране, окормляя своих многочисленных духовных чад. Впоследствии в этих местах были открыты храмы и поставлены священники. Как он один с этим всем справлялся в те времена – яркое явление Божией благодати! Конечно же строгость и служение родителей в церкви всегда было у нас перед глазами и формировало в семье правильное отношение к Богу и жизни.
Отче, а что из семейного предания передавалось у вас об о. Петре?
Об о. Петре и матушке Варваре в нашей семье говорили всегда с великим уважением. По рассказам, о. Петр соответствовал своему твердому апостольскому имени. Строгий, волевой протоиерей невидимо предстоял и обязывал нас быть христианами не по названию, а по существу.
Но важно не забыть здесь и про женскую часть нашей семьи: мама и бабушка также были образцом твердости и по-настоящему верующими людьми. Например, будущий еп. Евмений жил некоторое время с со своей бабушкой – матушкой Варварой, и она духовно озарила его чистотой христианской веры. Он стал священником в 1968 году при архиепископе Иосифе (Моржакове).
Вообще история со временем показывает нам удивительные параллели. Мой старший брат о.Алексей сегодня является помощником благочинного Московской области. В отсутствие о.Леонтия Пименова, здоровье которого бывает нестабильным, он представляет его.
Как началась твое служение в церкви?
Второго июля 1994 году владыка Алимпий поставил меня в стихарные. Осенью пришло время идти в армию. Нас полгода готовили для участия в боевых действиях в горячих точках. Большинство призванных были отправлены в Чечню, а мне Господь послал служение на государственной границе с Финляндией. Мы охраняли часть границы протяженностью 32 километра: ровно такой же впоследствии окажется длина у Верейско-Боровского Крестного хода!
Служба в тех местах была непростой, но милостию Божией был я много раз избавлен от разных опасностей, и мне нравилось там служить. Начальство не возражало, что я в ночном карауле я распевал ирмосы и духовные стихи, которые с детства знал наизусть. Однажды в сумерках в лесу мы нос к носу встретились с медведем. Но Бог спас! Позднее я узнал, что все это время владыка Алимпий вынимал частицу за меня грешнаго на каждой проскомидии … Вечная ему память!
А жену тебе домочадцы помогли найти? Сколько помню – вы с ней как одно целое были всегда!
Нет, я считаю это одним из чудес святых преподобномучеников Аркадия и Константина Шамарских чудотворцев, к мощам которых я отправился в возрасте 25 лет. Проехав 2400 километров, я первым делом приложился к их нетленным мощам. По их молитве уже на следующий день, 31-го января, я впервые в своей жизни посватался, сделав предложение своей будущей невесте – матушке Елене! Я как-то сразу понял, это тот человек, с которым я хочу прожить до конца своих дней.
Вы так с ней хорошо смотрелись и в старом скромном доме в Верее, и в новом вашем жилище за Бородинским полем! Так необычно теперь вас встречать из Севастополя!
Моя будущая жена около 5 лет жила и трудилась при храме в Екатеринбурге. Заботясь о нуждах прихода, о себе она вспоминала в последнюю очередь и в результате подорвала здоровье. Зимой она несколько раз сильно переохлаждалась: по хозяйственным нуждам в отсутствие теплой одежды ездила в морозы под 40 градусов.
Весной мы поженились и переехали в родительский дом в Верею. Местный климат и вода еще больше обострили проблемы со здоровьем: постоянно образовывались камни в почках.
До переезда в Крым в 2016 году ей сделали 16 операций. Московские врачи в один голос говорили, что жить ей осталось максимум пять лет. Причем либо погибнуть от камней в почках, либо от лекарств, препятствующих их образованию.
Единственным выходом, по мнению врачей, могла стать кардинальная смена климата. К слову, у меня тоже так стало шалить давление, что я порой с трудом мог доехать от дома до храма.
Отче, а как же ты в итоге стал священником? Я прекрасно помню замешательство родных, когда наш духовник о.Евгений вдруг стал недосягаемым епископом Евмением…
После венчания я оставался уставщиком при Верейском храме. Вскоре устроился в местную электросеть охранять подстанцию, которая из-за террористических угроз стала вдруг стратегически важным объектом.
Зарплата была по местным меркам очень солидная, однако спустя 40 дней с ночного своего дежурства я направился на утреннюю службу на Троицу. Служба без регента на правом клиросе так меня расстроила, что я решил уволиться с работы, чтобы быть ближе к Церкви. Подрабатывал я, если можно так сказать, водителем у о.Евгения и о.Артемона Шендригайлова из Боровска.
О.Артемон, будучи потомком младшего брата атамана Матвея Платова (Петра), всегда славился удивительной созидательной энергией. Я сопровождал его в поездках, в это время он возрождал множество общин, в частности приход в деревне Волое.
В 2004 году мой отец о.Евгений принял ангельский чин и стал священноиноком Евмением. Вскоре он был направлен в ознакомительную поездку в Молдавию, а я тем временем был рукоположен митрополитом Андрианом в сан диакона на Введенский храм города Боровска – к о.Артемону.
Владыку Евмения вскоре поставили епископом на Молдавскую и Кишиневскую Епархию, а я стал служить диаконом в Верее, так как в Боровской общине возможности содержать дополнительных клириков не было.
В итоге спустя месяц меня возвели в священнический сан на приход города Вереи. Я продолжал жить в родительском доме, со свежими силами занялся наведением порядка в общине.
Что больше всего запомнилось от служения в то время?
Конечно же добрые и отзывчивые люди. Благодаря ним даже постоянные перемещения между Москвой и Вереей давались легко. Мое служение там часто ограничивалось лишь выходными и праздничными днями, а в будни до шести дней в месяц я, бывало, служил на Рогожском.
Одним из первых дел – при активной помощи казаков Рогожской станицы – нам удалось привести в порядок наш старинный старообрядческий погост. Восстановили поруганные в советское время белокаменные надгробия 18-19 веков.
Сразу же сделали ревизию храмовых ценностей, и с помощью Олега Соколовского описали и сфотографировали наши иконы и книги.
В 2003 году казаки Рогожской Станицы установили поклонный крест у кладбища близ деревни Васильево за Вереёй.
Это не к нему ли Севастопольцы молиться приезжали о послании им священника?
Да нет, это была уже другая история! Наши казаки по всей стране десятки крестов поставили. Одним из первых – на острове Бабья Луда напротив Соловецкого монастыря, где были похоронены останки соловецких мучеников, не признавших Никоновы новины. Иноков тогда растерзали и оставили без погребения лежать на земле. Господь явил чудо: лед под ними не таял до тех пор, пока тела мучеников не были погребены.
Так вот оказалось, что за четыре месяца до того, как меня благословили служить в Севастополе, члены местной общины ездили на Соловки и молились перед этим Крестом о послании им постоянного священника. Удивительное, конечно совпадение, но таких в моей жизни набралось немало…
Ну казаки и с Крестным ходом тебе помогли!
И они в том числе, конечно, и помогают каждый год, но и не только они одни…
По благословению владыки Корнилия мы возродили давнюю традицию проводить Крестный ход. В советское время, когда наших храмов в Боровске не было, в Верею на службы приезжали десятки человек. Мы решили отдать должное их стойкости, и по окончании притеснений стали ходить в обратный путь – к месту мученической кончины Боровских узниц.
Возродить традицию стало возможным благодаря деятельной помощи наших прихожан, моих духовных чад, в частности Олега Соколовского, многих благотворителей, рогожских казаков, информационной поддержке твоих сайтов и при деятельной поддержке со всех частей света (Австралия, Сибирь, Урал, Румыния, Украина, Молдова…).
В первый Крестный ход о.Евгений Чунин выделил свой ржевский «пазик» и воодушевил студентов Московского старообрядческого духовного училища принять в нем личное участие.
Крестный ход проходит обычно в будний день, и несмотря на это люди откладывают свои дела, берут отгулы… И это не говоря о том, что весь год они активно жертвуют на его организацию и проведение на высоком уровне.
Как отметил один из постоянных участников, Верейский Крестный ход является первым и последним в году. Первый после Новолетия и последним по времени проведения перед зимой.
Кинорежиссер Вячеслав Воробьев вместе с Олегом Соколовским создали фильм «Крестный ход по Руси идет» о том, как зарождалась традиция и проходит этот и другие старообрядческие Крестные ходы. Фильм получил премию и положил основу кинофестивалю целому кинофестивалю.
В Музее города Вереи действует постоянная экспозиция о нашем храме и вообще о старообрядческой общине приходе города Вереи.
Мы часто видели тебя в Москве, как тесно ты был связан ты со столицей?
На Рогожском с советских времен была практика приглашения священников в помощь настоятелю для богослужений по будням. Я всегда был открыт и считал это за честь. К тому же молодежь тянулась ко мне, многие потом приезжали в Верею на выходные и праздники.
В среднем я 3-5 раз в месяц служил на Рогожском. Это позволяло содержать семью и вместе с тем уделять достаточно времени верейской общине.
Сейчас на Рогожском ситуация с духовенством стабилизировалась. После поставления о.Василия Андроникова в январе 2019 года потребность в дополнительных священниках отпала. Приход г. Вереи находится под окормлением настоятеля ближайшего к нам прихода в Боровске – о.Артемона Шендригайлова.
В этом году там некоторое время служил владыка Евмений, который по состоянию здоровья находится на лечении в России. Я тоже регулярно приезжаю в Верею. Пока в Севастополе общинная жизнь только возрождается, а мне – не привыкать к разъездам.
В Москве и Подмосковье много моих духовных чад, я их навещаю. Во время постов мне на Рогожском благословляют принимать у них исповедь.
Но приходится часто бывать в Москве и сейчас. Приходится и поездом, и автобусами ездить, но я неприхотлив в этих вопросах – слава Богу за все!
Как же ты в итоге оказался в Крыму?
Промыслом Божиим! Но отмечу, что не в Крыму, а именно в Севастополе. Строго говоря, Севастополь – это не Крым. Это отдельный субъект Федерации. У нас свой губернатор, свое правительство, даже номера на машинах отличаются от остального полуострова. Так что Крымом мы являемся только климатически и географически!
Когда нам стало ясно, что оставаться в Подмосковье жене нельзя, вдруг крымчане проголосовали за присоединение к России. Матушка в 2016 году поехала с детьми в Севастополь – на разведку.
Мы выбрали этот город, так как там из-за изменившейся обстановки стала угасать молитвенная жизнь. О. Алексей Комендантов из Киева больше не мог окормлять этот немногочисленный приход. Постоянного священника в Севастополе не было. С первых же дней мы занялись возрождением духовной жизни. И это при том, что я продолжал служить в Верее и на Рогожском.
А сколько сейчас старообрядцев в Севастополе?
До 1917 года в Севастополе существовала община численностью более 300 человек, которая собиралась в молельном доме. В митрополии установили, что располагался он по адресу ул. Екатерининская, дом 100, но престольный праздник не известен.
Та община, которая собиралась в Севастополе с 90-х годов ХХ века, носила имя св. Иоанна Златоустаго. А сегодня мы отмечаем день его памяти и заодно – день моего Ангела… (смеется)
Сложно ли было оставить родные края?
Конечно, это решение было болезненным для нас. Матушка Елена фактически уехала от своей смерти. У нас был почти достроен большой дом, который пришлось срочно продать. Пусть он и был далеко от Вереи и цивилизации, но очень много сил и любви было в него вложено. Сколько людей добрых приезжало, чтобы помочь нам со строительством!
В Севастополе мы начали все с нуля. Дети пошли в школу. Деньги сначала пошли на аренду квартиры. С Божьей помощью купили 6 соток, и всем миром стали строить дом. Опять-таки родня и близкие пришли на помощь в строительстве. Цены тут совсем другие, чем на материке, но сейчас уже живем в своем доме, где и проходят богослужения, а дел еще много впереди.
А где ты сейчас служишь, какие отношения с прихожанами и ближайшим окружением?
Спустя 3 месяца после поездки севастопольцев на Соловки во время Архиерейского Собора 2017 года рассматривалось мое прошение об изменении места служения. Архиереи сочли, что предпосылки для этого были достаточно весомыми. Так я получил благословение правящего архиерея – владыки Корнилия – на служение в г. Севастополе.
Мы зарегистрировали общину, молимся о том, чтобы администрация во главе с новым и.о. губернатора Севастополя Михаилом Владимировичем Развозжаевым выделили нам участок для строительства храма.
Как часто совершаются службы в вашем приходе?
Службы в нашем приходе совершаются регулярно. По благословению Владыки Корнилия нам была передана величайшая святыня – антиминс и благословение служить Божественную Литургию.
Будущий наш храм предполагается освятить во имя святаго равноапостольного князя Владимира.
Как плотно общаешься с другими нашими приходами?
Со всеми нашими соседями мы поддерживаем доброжелательные отношения. По приглашению иногда служу в новом храме города Симферополя.
Как поддерживаешь отношения со своими духовными чадами?
Много их в Москве и в Подмосковье, регулярно навещаю. Даже на расстоянии удается поддерживать тесный контакт.
Выходит, и в Севастополе приход, и в столице и ее окрестностях духовных чад окормляешь? Как и когда все это успеваешь?
Получается, что так. Вот сейчас ты спросил, а я, признаться, и сам не знаю…
Люди вроде довольны, никто не жалуется – значит, получается. А как? – так ответ у меня только один – Божией милостью. Как отец мой все успевал, как прадед везде поспевал – так и я, сколько Бог дает, успеваю.
В Верейском храме в мощевике есть частицы мощей святаго Иоанна Златоуста и св. равноапостольного князя Владимира. Божиим промыслом аз грешный иерей Иоанн служу сегодня там, где тысячу лет назад был крещен сам князь Владимир…