Старообрядцы в промышленности и торговле. 10 цитат

1. «Все для дела – ничего для себя» — такова была позиция основателя династии Рябушинских.

2. В своем труде «Цель нашей работы» (1916 г.) М.П. Рябушинский отмечал: «Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». Так старовер-предприниматель сформулировал общую миссию российского бизнеса своего времени.

3. Владимир Рябушинский чётко противопоставлял сознание православного капиталиста, сознанию предпринимателя-кальвиниста, вводя понятие «хозяйственная святость»: экономическая деятельность, стремящаяся к оптимизации условий для духовного развития; экономическая деятельность не выступает для староверов самоцелью.

4. Всю философию русских промышленников можно выразить словами из стиха об Иоанне Предтече, который был как бы заповедью: "Послал Господь три дара. Первый дар - крест и молитва. Второй дар - любовь и милостыня. Третий дар – моление и книга". (К. Товбин. «Русское старообрядчество и Третий Рим»).

5. Богатство не считалось греховным, каждый старообрядец-предприниматель воспринимал себя как Божьего управляющего полученным капиталом. Московский купец П.А. Бурышкин пишет в своих воспоминаниях: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета».

6. Основной принцип деловой этики промышленников-старообрядцев звучал так: «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли».

7. Для делового сообщества России в целом, для старовера-купца в частности, важным стало правило ведения честного бизнеса, стремление сохранить собственное лицо, свою деловую репутацию. Говорит об этом укрепившееся в народе выражение «стереть в порошок», которое имеет непосредственное отношение к купеческому делопроизводству. Имена должников и суммы долга записывали мелом на притолоке, а если по истечению обозначенного срока должник не появлялся, то долг прощали, а надпись «стирали в порошок». Однако дел с таким человеком больше никто не вёл.

8. Корпоративную культуру на предприятиях старообрядцев можно было охарактеризовать одной фразой, произнесённой Владимиром Павловичем Рябушинским, – «Правила для дела, а не дело для правил».

9. Староорядцы-промышленники оказали существенное влияние на выработку всем известных «Семи принципов» ведения дел в России (1912 г.). Данные принципы легли в основу «Хартии деловой этики» (90-е годы XX в.), принятой подавляющим большинством российских компаний. Предпринята первая попытка выработки общих норм деловой культуры России.

10. Эпитафия на надгробии старообрядческого купца Громова Ф: Честность, справедливость, негласная помощь ближнему, во всём воздержание и не горделивость.

11. Некоторые российские чиновники, в частности министр финансов Российской империи И. А. Вышнеградский, были в восторге от производственных итогов деятельности старообрядческой промышленности. В частности, он говорил: «Наши христолюбивые старообрядцы - преображенцы в российском торгово-фабричном деле - великая сила; они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до полнейшего совершенства и цветущего состояния»