душа исус исповеди господи иоанн кондак поста человеколю́бец пресвятыя молитва аминь утреня рпсц псалом церковь храме октября древлеправославное ирмос день при́сно воскресе́ние человек старообрядческий вечерня святых радуися христа тебе церкви священномучеников слава отче катавасия христос литургия крест сердце павел поми́луй богородицы архипастырское смерть помилуй храм животворя́щаго служба святаго поклон тропарь корнилий
Ю.В.Комаровский «Православный старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы». Серия «Храмы Вереи» (в сокращении)
Старообрядчество возникло более трех с половиной веков назад и связано с расколом прежде единой Русской церкви при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.
Церковная реформа в России началась весной 1653 года единоличным предписанием патриарха Никона креститься не двумя, а тремя перстами и отменой традиционных для русских земных поклонов (верующие вставали на колени и головой касались пола). Часть священников выступила против реформы, и тех, кто встал на защиту веры и старых обрядов, Никон приказал арестовать. 4 августа 1653 года был заключен под стражу протопоп Иоанн Неронов, а через несколько дней был арестован служивший тогда в Москве в Казанском соборе на Красной площади протопоп Аввакум Петров, ставший позднее идеологом старой веры и обрядов. Это было только началом массовых репрессий против защитников старой веры.
Книжные и бытовые нововведения и исправления Никона привели к невиданному на Руси расколу русской церкви. В чем же различия и новшества? Вот самые заметные изменения (перечень всех их едва ли уместится в книге даже самых внушительных размеров). Самым существенным и заметным новшеством была замена двуперстного знамения на троеперстное. Древнейший вид крестного знамения – двуперстие, перенят русскими от Византии со времен Крещения Руси. Два перста означали исповедание двух природ во Христе: божественной и человеческой. Соединение трех остальных пальцев руки: большого, безымянного и мизинца символизирует догмат о троичности единого Божества. Это наиболее краткое выражение православной догматики. В троеперстии, введенном Никоном, первые три перста складывались во имя св. Троицы, а два последние были «праздными». В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа. Во-вторых, в старых книгах всегда писалось имя Христа «Исус», Никон переделал его на «Иисус». В-третьих, из восьмого члена важнейшего в православии Символа Веры после никоновских исправлений было исключено слово «истинного». В-четвертых, вместо хождения крестным ходом по солнцу Никон ввел обхождение против солнца. В-пятых, вместо двойной аллилуйи была введена трегубая аллилуйя. В-шестых, вместо совершения литургии на семи просфорах стали служить на пяти просфорах. Восьмиконечный крест на просфорах был заменен на четырехконечный.
Было немало и других нововведений, причем большинство из них противоречили древним византийским и русским образцам. Изменения коснулись также и церковного пения, формы богослужебных сосудов, покроя церковных облачений, в том числе и патриарших.
Сегодня многие изменения кажутся нашим современникам не такими существенными, но в XVII веке, когда все русские жили православием и заветами предков, любые изменения церковных обрядов воспринимались крайне болезненно.
Но кроме самого факта исправления древних книг и церковных обрядов, сопротивление в народе вызывали и меры, с помощью которых насаждались эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались православные, оставшиеся преданными старой вере и обрядам. Окончательно раскололи русскую Церковь московские церковные соборы 1656 и особенно 1666 и 1667 гг., на которых на христиан, поддерживающих старые обычаи и обряды, были наложены клятвы (проклятия) и церковное отлучение.
Сам патриарх Никон после перемены своей судьбы (в конце 1666 г. на Большом московском соборе Никон был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь) переменил отношение к своим реформам. Еще будучи на патриаршем престоле, он иногда говорил, что «старые служебники добры» и по ним «можно служить службу Божию». Этим Никон как бы вынес суд собственной книжной реформе, признав ее излишней и бессмысленной.
Десятки лет беспрерывных гонений не могли не сказаться на состоянии старообрядчества. Церковь осталась со священниками, но без епископов. А простые священники не могли рукополагать своих преемников. Так в старообрядческом мире появилось новое течение, получившее название «беспоповство». Так как в Церкви только священник может совершать таинства причащения, миропомазания, брака, елеосвящения, то в беспоповстве этих таинств практически не стало, а отдельные функции священников – крещение, покаяние здесь стали выполнять избранные миряне, наставники. Они же руководили всей жизнью и делами общины. Для беспоповства характерно было и дальнейшее дробление, связанное в значительной мере с представлением о браке и возможных формах его принятия и оформления в отсутствии священника (федосеевцы, старопоморцы, титловцы, федосеевцы польские, тропарщики и т.д.).
В середине XVIII в. после века жесточайших гонений правительство ослабило давление на старообрядцев. При императоре Петре III и особенно в екатерининскую эпоху старообрядцам, бежавшим за границу, разрешалось возвращаться в Россию и вступать в купеческое сословие. Самым же важным событием в этот благоприятный период стало основание в Москве во время чумы в 1771 г. старообрядческих кладбищ, быстро превратившихся в духовные центры: поповцев (Рогожское кладбище) и беспоповцев-федосеевцев (Преображенское кладбище). В то же время в 1800 году в недрах Русской церкви была создана особая единоверческая церковь. Перешедшие в нее старообрядцы сохраняли свои старые обряды и традиции, но христиане назывались единоверцами. Так появилось единоверие со своими священниками, подчинявшимися архиереям господствующей церкви.
К этому периоду относится и первое упоминание о старообрядцах Вереи. Как говорит предание, до 1812 года в городе Верее был молитвенный дом деревянный во имя Рождества Христова, в котором прихожане собирались молиться. О времени постройки этого дома записей не сохранилось.
В 1816 году старообрядцы построили новый каменный молитвенный дом, уцелевший до настоящего времени. Много сил и средств было израсходовано на эти цели купцами Борисом Петровичем Томилиным, Даниилом, Михаилом, Сергеем и Андреем Ивановичами Глушковыми, Иваном и Георгием Ивановичем Шевелевым и Георгием Ивановичем Мартьяновым.
По закону того времени строить храмы старообрядцам и совершать открыто богослужения не разрешалось, но правительство смотрело сквозь пальцы на негласное существование старообрядческих молелен, а также на строительство новых. Однако храмы с внешними признаками церкви строить старообрядцам тогда было нельзя, поэтому пришлось построить по наружности простой дом; даже креста на нем не было поставлено. Но внутри дома было сделано так, как и должно быть в церкви. Дом был разделен на три части: алтарь, храм для молящихся и притвор. Поставлен был иконостас, а в алтаре Св. престол.
С 1824 по 1830 гг. местные иконы были обложены богатыми серебряными окладами попечителями церкви.
Для совершения Божественных служб в то время при храме находился священник о. Иван Петрович Сергиевский. Это видно из «Очерков поповщины» Мельникова-Печерского, который пишет по этому поводу следующее:
«В тридцатых годах в гор. Верее значится молельная каменная, устроенная наподобие церкви и принадлежавшая всему местному старообрядческому обществу. При ней бывали беглые попы. В тридцатых годах был там поп Иван Петрович Сергиевский, беглый из Александровского уезда Владимирской губернии, о помещении которого на Рогожское кладбище хлопотали у правительственных лиц московские старообрядцы».
Во время царствования императора Николая I гонения на старообрядцев вновь усилились. В 1832 году был введен полный запрет для старообрядческой церкви на прием новых «беглых» священников. Естественной смертью умирали последние «дозволенные» священники, над многими священниками нависла опасность полного исчезновения либо перехода в беспоповство или единоверие. Специальные воинские команды разоряли известные центры старообрядчества в Поволжье, на Русском Севере. Рассматривался даже вопрос о полной ликвидации старообрядческих кладбищ в Москве.
Это время было самым тяжелым и для старообрядцев Вереи.
Хотя молельная и была, но служить в ней священникам было запрещено, и некоторые службы совершались одними причетниками. Для исправления священнических треб приходилось приглашать священников из других мест, но это было сопряжено с громадным риском. Требы совершались в домах украдкой, и если об этом узнавала местная власть, то, чтобы священнику не быть арестованным, а пригласившему не понести кары, приходилось священнику скрываться, не окончив даже начатых треб.
20 июня 1856 г. императором Александром II было принято трагическое для старообрядцев решение: запечатать алтари Рогожского кладбища. В резолюции он написал: «Исполнить, тем более, что так как на Рогожском кладбище священников нет и не должны быть допущаемы, если не присоединяться к православию или единоверию, то и алтари для службы не нужны».
После 1861 г. политика в отношении старообрядчества постепенно стала смягчаться. В 1874 г. издается закон о записи старообрядческих браков в метрические книги, а с 1883 г. старообрядцам разрешалось отправлять богослужения в закрытых помещениях.
В это время старостой храма некоторое время был Андрей Андреевич Беринов, а в 1870 г. был попечителем Петр Петрович Томилин, после его смерти некоторое время попечителем был его сын Иван Петрович Томилин, а старостой был Иван Сергеевич Нечаев.
В 1875 г. попечителем Томилиным был произведен ремонт храма: переменены столбы, поддерживающие балку в храме и окрашена крыша.
В 1884 г. попечителем храма верейским купцом Иваном Егоровичем Хомутинниковым при активной помощи и участии его супруги Клавдии Васильевны было возбуждено ходатайство о поставлении к верейскому храму постоянного священника. Ходатайство это было архиепископом Савватием уважено, и в священники был рукоположен Варфоломей Филиппович Шиголин, человек довольно энергичный. К сожалению, в Верее он прожил недолго.
Испросив для храма священника, нужно было построить для него дом. За это дело взялся И.Е.Хомутинников. На постройку дома, который существует и в настоящее время, Иван Егорович израсходовал из личных средств около 6000 рублей. Постройкой заведовал Филипп Егорович Хомутинников.
Из личных средств И.Е.Хомутинникова, священник Варфоломей получал с положенного Иваном Егоровичем неприкосновенного капитала доход около 240 рублей в год. Причетникам же содержание платили из личных средств Михаил Федорович Любимов (Щелков), Илья и Филипп Егоровичи Хомутинниковы.
Много трудов и средств вложили на украшение храма три брата Иван, Илья и Филипп Егоровичи Хомутинниковы.
В то же время от наследников братьев К. и И. Глушковых ими было приобретено неоценимое сокровище: Животворящий Крест Господень с 69 частицами мощей святых угодников.
Священник о. Варфоломей Шиголин служил в храме 5 лет и 3 месяца до 25 января 1890 г. После него полтора года служил священник Дмитрий Ефремович Сорокин. С 1891 г и до 1917 г. служил священник Стефан Федорович Лабзин. Вполне возможно, что о. Стефан продолжил службу и после революции, так как на фотографии от 1936 г. на похоронах своей супруги матушки Ирины о. Стефан стоит в церковном облачении.
На рубеже XIX и XX вв. правительство в России стало понимать, что дальнейшая дискриминация огромного числа жителей страны, придерживающихся старой веры, уже невозможна. Без старообрядчества немыслимо развитие российской благотворительности и меценатства, музейного дела и коллекционирования.
В эти годы активно проводились работы по ремонту и благоукрашению Покровского храма в Верее.
17 октября 1894 г. попечителем Иваном Егоровичем Хомутинниковым было подано прошение о разрешении произвести ремонт храма, на что последовало разрешение Его Императорского Высочества московского генерал-губернатора Сергея Александровича от 22 февраля 1896 г. При ремонте храма иконостас пришлось разобрать. Об этом узнал приезжавший в город новообрядческий архиерей и донес по начальству, что храм переделывается в существенных частях. Вследствие такого доноса местному исправнику было предписано приостановить работы по отделке иконостаса.
Попечителем в декабре 1896 г. было подано прошение о разрешении окончить ремонт, на что 4 января 1897 г. последовал благоприятный ответ губернатора, и ремонт был благополучно окончен.
После смерти Ивана Егоровича Хомутинникова место попечителя занял его брат Филипп Егорович Хомутинников, состоявший попечителем и старостой до 1907 г.
В 1905 г. был издан Высочайший указ о веротерпимости, давший старообрядцам свободу вероисповедания.
Начался «золотой» период расцвета староверия, когда по всей стране за короткий срок было зарегистрировано несколько тысяч старообрядческих общин, построены сотни храмов, открыты учебные и благотворительные заведения.
На основании закона от 17 октября 1906 г. старообрядцами г. Вереи 10 июня 1907 г. было подано прошение о внесении их общины в установленный реестр. 3 июля последовал ответ на прошение, что община зарегистрирована, а 22 июля состоялось первое общее собрание Верейской общины, на котором были избраны: председателем потомственный почетный гражданин Николай Андреевич Глушков, а старостой храма местный фабрикант, крестьянин Верейского уезда, Вышегородской волости, дер. Тимофеевой Дмитрий Никифорович Чувашин, много потрудившийся для здешнего храма.
21 октября 1907 г. общим собранием общины было решено купить землю у Курмышева, прилегающую к церковной земле. 1-го января 1908 г. было подано прошение на разрешение поставить на храм главу и крест, и по получении разрешения на общие пожертвования это было совершено.
2-го февраля того же года было возбуждено ходатайство о разрешении построить колокольню. По получении разрешения строителем колокольни был избран староста Дмитрий Никифорович Чувашин, его товарищем священник Стефан Лабзин. Постройка колокольни производилась по плану и под наблюдением архитектора Николая Георгиевича Мартьянова, который предложил свой труд безвозмездно. Средства на постройку были собраны среди благотворителей и общественников, староста Д.Н.Чувашин пожертвовал кирпич, а также много помог на это личными средствами и трудами, наблюдая за производящейся застройкой.
5 октября 1908 г. было совершено поднятие вызолоченного креста, устроенного на фабрике торгового дома «Андрея Захряпина сыновья». 14 сентября 1908 г. была совершена после молебствия закладка при храме новой трехъярусной колокольни.
30 августа 1909 г. общим собранием общины было постановлено приобрести колокола, которые были куплены на заводах Финляндского на средства, собранные прихожанами. В покупке колоколов много помог своими средствами потомственный почетный гражданин Александр Петрович Гуськов. Он же пожертвовал с колокольни храма села Симбухово, где находилось его имение и где он был старостой храма, 3 колокола, приобрел для Покровского храма 800 сажен земли.
9 марта 1910 г. было решено построить дом для причетников на Ново-Можайской улице, что и было исполнено на средства пожертвователей и из церковных сумм.
Во исполнение постановления общего собрания общины от 19 мая 1911 г., были построены святые ворота, выходящие на Ново-Можайскую улицу. Того же числа и года была куплена земля у Филиппа Егоровича Хомутинникова, прилегающая к церковной земле, ныне находящаяся под фруктовым садом.
В 1919 г. старообрядческой общине было дано разрешение на постройку нового дома по ул. Ново-Можайской.
В годы советской власти старообрядческая Церковь подверглась жесточайшим гонениям. В СССР старообрядчество рассматривали как реакционное религиозное течение. В коммунистическую идеологию оно никак не могло вписаться, и не только из-за ярко выраженной религиозности.
После 1917 г. в годы советской власти старообрядчество не вписывалось в коммунистическую доктрину из-за причастности к частному предпринимательству. Национализировав российскую частную собственность и изгоняя ее владельцев, советская власть нанесла непоправимый урон старообрядчеству, от которого оно не может оправиться до сих пор. Советский режим лишил старообрядцев экономической опоры, чего не сделало с ним самодержавие. К середине 1930-х гг. почти все храмы и молельные были закрыты, ликвидированы все церковно-общественные учреждения и заведения, репрессиям подверглись практически все иерархи и священники. Достаточно сказать, что почти из полусотни старообрядческих храмов и молелен в Москве к концу 1930-х гг. действующими оставались только два. Из тридцати епископов на свободе оставалось двое.
Гонения на старообрядчество и на Русскую Православную церковь смягчились в 1940-е годы, но по-настоящему старообрядцы вздохнули свободно только благодаря политическим изменениям в стране и обществе с конца 1980 –х. гг.:
С 1953 по 1963 г. настоятелем Покровского храма в Верее был священник о.Георгий (Камнев Георгий Дмитриевич). О. Георгий был очень кротким, к людям относился внимательно, с душой и состраданием сердца, как вспоминает его племянница Анна Ивановна Глушкова. Прослужил он священником 10 лет и по состоянию здоровья был вынужден уехать из Вереи, поселившись недалеко от Москвы. В 1999 г. он умер, похоронен на Рогожском кладбище.
После о. Георгия священником в церкви Покрова Пресвятой Богородицы с 1968 г. стал о. Евгений (Михеев). О. Евгений стал священником в 26 лет. Человек очень мудрый, с большой внутренней культурой, с вниманием и любовью относился он к своим прихожанам.
Брат его отца, Николай Михеев, был танкистом, где погиб, так и не стало известно семье. Дед, старообрядческий священник, в начале прошлого века был вынужден скрываться в погребах, отбывал наказание в местах лишения свободы за свои убеждения.
Прадед о. Иоанна, протоиерей Петр Михеев, служил в Гуслице и исполнял обязанности благочинного Московской области. Корни же семьи Михеевых по мужской линии исходят из села Рытово Владимирской области.
36 лет прослужил священником Покровской церкви в Верее о. Евгений (Михеев). За это время были проведены работы по газификации храма, облагорожена территория, проводились реставрационные работы икон, ремонтные работы в храме. О. Евгения любили не только прихожане храма, но и многие и многие жители города.
На освященном Соборе РПСЦ, проходившем 19-22 октября 2004 г., вдовый священник Евгений Михеев был избран кандидатом на рукоположение во епископа. 17 ноября 2004 г. он был пострижен в иночество с наречением имени Евмений, а 2 января 2005 г. хиротонисан во епископа Кишиневского и всея Молдовы. В Молдове епископ Евмений за короткое время получил признание прихожан и светских властей, что отметил Митрополит Корнилий, прибывший с архипастырским визитом в Молдову в ноябре 2012 г.
В настоящее время настоятелем Покровского храма г. Вереи уже более 7 лет является младший сын владыки Евмения о. Иоанн. С детства он участвовал в службах, был звонарем, пономарем, уставщиком, чтецом (стихарным), диаконом. Хиротонию во диаконы и иереи совершил владыка Андриан.
Одна из дочерей владыки Евмения, матушка Александра - жена протоиерея Артемона Шендригайлова, настоятеля храма Пресвятыя Богородицы (г.Боровск). Протоиерей Артемон также несет службу благочинного Боровского благочиния. А один из братьев о. Иоанна является настоятелем храма Николы Чудотворца села Устьяново и несет службу иконома Московской епархии.
Сегодня старообрядческая община Покровского храма г. Вереи является частью крупнейшей в старообрядчестве Русской Православной Старообрядческой церкви.
Тема староверия в советский период осознанно замалчивалась. Если раньше старообрядцев воспринимали как сектантов, то сегодня научное сообщество и общественность называют их уникальным явлением истории культуры России. Старообрядчество остается последним живым островком допетровской Руси в современном мире. Именно поэтому большой интерес к старообрядческому Покровскому храму г. Вереи проявило центральное телевидение, сняв сюжет о храме, традициях и обычаях и неоднократно показав его по телеканалу «Культура».
Такое пение не просто украшает богослужение, но и позволяет голосом выделить особо значимые места.
Древняя традиция совершенно утрачена сегодня в Русской Православной Церкви – многие молитвы исключены, а пение потеряло свою самобытную ценность, поскольку совершается оно не по крюкам, как это было до церковной реформы 17 века, а по нотам.
Людей, которые знают крюковое пение в совершенстве, немного.
Очень ценно то, что в Покровском храме г. Вереи крюковое пение совершается по крюкам и есть уже молодые люди, которые владеют этой техникой. По словам историков, древние церковные песнопения являются самым совершенным видом музыкально-поэтического творчества, в котором сочетается внутреннее единство священнодействия, слова и пения.
При молитве прихожане Покровского храма г. Вереи, как и все старообрядцы России, используют лестовку – вид четок, разновидность вервицы. Устройство лестовки глубоко символично: в ней заложено немало символов христианского вероучения. Ее части символизируют евангелистов, апостолов, ангелов, евангельское учение и т.п. Сама же лестовка – это как бы лестница в Царствие Небесное, и в то же время круг неустанной молитвы. Представляет из себя плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или дерматиновую) ленту, сшитую в виде петли. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах.
Зайдя в Покровcкий храм, можно увидеть небольшие подушечки, вышитые разноцветными лоскутками. Это - подручники. Земные поклоны старообрядцами полагаются на подручник для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься, поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли столько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике.
Каких-то конкретных («каноничных») условий, требований, инструкций и т.п. к внешнему виду и устройству подручника не существует. Как правило, внешний вид подручников зависит от изобретательности и искусности мастеров, их изготавливающих, а также от местных традиций, где применяются именно такие подручники.
На сегодняшний день древняя традиция изготавливать и применять подручники сохранилась только у старообрядцев и единоверцев. Как и лестовки, подручники бывают будничные и праздничные. Как и лестовки, подручники должны храниться в красном углу.
Есть еще одна традиция Покровского храма в Верее, которая, возможно, сохраняется только в этом храме.
В храме с левой стороны можно увидеть два ящичка. В них хранятся поминальные таблички со второй половины XIX века с именами прихожан, благотворителей храма, священников. Два раза в год по большим поминальным субботам прочитываются все таблички, хранящиеся в храме. Батюшка и несколько прихожан читают имена усопших, тем не менее, чтение занимает более 3 часов. Традиция, достойная уважения и благодарности за память своих предков.
Обычно Богослужения в храме Покрова Пресвятыя Богородицы совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечерней службы в канун праздника – 16.00, начало утренней службы – 7.30. Таинства и требы (отпевание, крещение, венчание и прочие) совершаются в будние и воскресные дни по предварительной договоренности. В расписание могут вноситься изменения, поэтому лучше сверить по сайту. Покровский храм имеет свой сайт www.starovereya.ru, который активно поддерживается. На сайте можно узнать последние новости из жизни храма, историю храма, прочитать ответы настоятеля отца Иоанна на вопросы посетителей сайта, посмотреть фотографии, получить информацию о крестном ходе Верея-Боровск, познакомиться с рецептами постной кухни. На сайте есть ссылки на сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви, молодежный сайт. Это является еще одним доказательством, что Русская Старообрядческая Православная Церковь - это не какая -то замкнутая секта, как часто ее представляли в совсем недавнем прошлом, а современная развивающаяся Церковь, сохраняющая древние православные традиции. Старообрядческая церковь – это живая Церковь со своими законами, традициями, со своей самобытной культурой, принимающая в свои ряды все большее количество православных, в том числе и молодежь. Для примера можно привести и такой факт: только за первые 5 лет служения настоятелем Покровского храма г. Вереи отец Иоанн крестил 100 человек. А совсем недавно стараниями благотворителей в Покровском храме г. Вереи обустроен баптистерий для совершения таинства Святого Крещения. Размер купели позволяет совершать крещение не только младенцев, но и взрослых людей, практически любой комплекции. Стоит напомнить, что староверы признают истинным только трехкратное полное погружение. Впрочем, и в современной Православной Церкви крещение чаще осуществляется также с полным погружением.
В настоящее время община старообрядческого храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Верее уже приступила к подготовке к празднованию 200-летия храма, которое будет отмечаться в 2016 году. Реставрируются иконы, проведен ремонт иконостаса, ведутся ремонтные работы и в самом храме. 6 февраля 2011 года в Покровском храме г. Вереи состоялось освящение старинного колокола, приобретенного общиной для установки на колокольню.
Освящение совершил епископ Кишиневский и всея Молдовы Евмений в сослужении настоятеля священноиерея Иоанна Михеева.
Начаты и продолжаются работы по благоустройству старообрядческого кладбища, находящегося в западной части города в сосновом бору, примерно на расстоянии 700 метров от городского действующего кладбища.
Еще одной традицией при настоятеле о. Иоанне стал Крестный ход Верея-Боровск, проводимый ежегодно в сентябре в память Святых мучениц и исповедниц боярыни Морозовой и иже с нею в Боровск. Крестный ход начинается утром в Покровском храме г. Вереи, а завершается Божественной Литургией и Молебном Свв. Мученицам в Боровске в Церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на следующий день. После Божественной Литургии – Крестный ход к часовне преподобномученицы за древлее благочестие (в ангельском чину) Феодоры (в миру Боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой). Возвращение в Верею после полудня автобусом.
На сайте старообрядческой общины Покровского храма Вереи размещены рекомендации, что брать с собой из вещей и продуктов, а также помещены реквизиты для пожертвований на организацию крестного хода и контактные телефоны организаторов в Боровске, Верее и Москве.
Накануне вечером из Москвы от Рогожского кладбища отправляются автобусы с желающими совершить крестный ход. Количество мест в автобусах ограничено, поэтому осуществляется предварительная запись.
Часто задают вопрос: «А как посетить храм? Есть ли какие-либо ограничения? И не попросят ли вас из храма, если вы не являетесь старовером?»
Самое главное в ответе на этот вопрос следующее: если вы зашли в храм не ради развлечения, а для того, чтобы познать Истину, то это настоятелем храма только приветствуется. Ну, и естественно, что при посещении старообрядческого храма необходимо соблюдать некоторые правила, которые во многом схожи с посещением храма современной Русской Православной Церкви.
Можно только отметить, что в старообрядческом Покровском храме Вереи к посетителям, соблюдающим правила, отношение доброжелательное, что исходит и от самого настоятеля о. Иоанна.
Как добраться до Покровского храма, можно узнать на сайте общины. (GPS-координаты: N55•20,582' E36•10,764')