утреня тропарь пресвятыя архипастырское смерть иоанн при́сно душа аминь церкви помилуй корнилий святых радуися рпсц святаго псалом сердце священномучеников исус древлеправославное катавасия человеколю́бец крест павел кондак исповеди ирмос человек поста слава молитва отче литургия октября поми́луй господи воскресе́ние поклон вечерня старообрядческий богородицы тебе храм животворя́щаго храме церковь христос служба христа день
Таинство покаяния - Покаяние - примирение с Богом
Святые отцы поясняют нам, что в любом грехе, даже невольном, всегда присутствует человеческая вина. Не было бы нашей вины – не было бы и греха. И каждый грех есть преступление перед Богом.
Человек практически всегда имеет возможность избежать греха, но часто пренебрегает ею. А каждым своим греховным поступком человек делает очередную душепагубную уступку сатане, и тем не только лишает себя надежды на будущее блаженство в вечности, но и добровольно удаляется от Бога, отказывается от благодатной Божественной помощи в земной жизни и, более того, воспламеняет гнев Божий против себя.
Но Господь долготерпелив и не спешит излить на грешников чашу Своего праведного гнева. Он ждет, когда каждый согрешивший снова обратится к Нему, признает свои ошибки и грехи, принесет сердечное раскаяние в содеянном и потрудится исправить свой жизненный путь.
Но сколь многие люди сегодня пребывают в привычном для них крайнем греховном закоснении и не спешат облегчить покаянием свою душу! Подчас они не только не беспокоятся о многих своих грехах, но уже даже и не понимают, что является грехом, и даже не желают узнать это! Каждый из таких людей серьезно рискует испить чашу гнева Божия уже и в этой, земной, жизни. Но грядущее наказание за нераскаянные грехи – вечное мучение – несравненно страшнее любых бывающих на земле страданий и несчастий. И только покаяние может спасти каждого из нас от вечной погибели.
Чтобы примирить грешника с Богом, вернуть ему надежду на спасение в вечности, наставить на путь добродетельной христианской жизни, облегчить лежащую на его душе греховную тяжесть, Церковь издревле содержит Таинство покаяния. Именно это таинство, совершаемое согласно Чину исповеди, является наиболее значимым инструментом очищения человеческой души от недобрых, греховных наслоений. Это церковное таинство помогает человеку выбраться из глубины греха и приблизиться к Богу. Регулярное участие в покаянии помогает человеку научиться и всю свою жизнь проводить в согласии с волей Божией и своей совестью.
Участие каждого христианина в таинстве покаяния должно быть осознанным. Для этого изложение Чина исповеди с давних пор содержало различные поучения и наставления, обращенные к кающимся. Эти наставления призваны помочь христианам, пришедшим на покаяние, осознать свои грехи, раскаяться в них и приступить к усовершенствованию своей духовной жизни.
В отличие от многих других, Таинство покаяния может и должно совершаться в течение жизни человека неоднократно. И именно регулярным участием в таинстве исповеди подтверждает свою принадлежность Христовой Церкви каждый верующий. Тот же, кто не участвует в совершении церковных таинств, и в первую очередь - в Таинстве покаянии, фактически одним этим уже исключает себя из Церкви Божией.
Те же, у кого есть хоть искра страха Божия, не должен в своей христианской жизни обходиться без покаяния, поскольку грехи наши копятся ежедневно, и, как говорят Святые отцы, нам и дня не удается прожить без греха. Добрый христианский обычай призывает нас очищать покаянием свою душу в каждый из четырех постов. Но уж во всяком случае, не должна быть упущена возможность исповеди в Великий пост, когда и весь смысл Церковного богослужения напоминает нам о покаянии.
Кто подолгу не бывает на исповеди, даже если по собственному своему разумению и стремится жить благочестиво, делает труд своего духовного совершенствования малополезным. А кто вообще никогда не бывал на исповеди, не имеет духовного отца, не стремится к осознанию своих грехов, не беспокоится о преодолении своих греховных слабостей и пристрастий – тот совершенно явно отвергает важнейшие христианские обычаи и поэтому уже признается отступником святой Церкви. Если такой человек кичливо называет себя «православным христианином», тем более – «старообрядцем», то это – явная ложь или жестокий самообман! Думать, что одного лишь правильно совершенного Крещения достаточно, чтобы человек имел право именоваться христианином и мог наследовать спасение, совершенно неверно: ведь Господь явно говорит устами апостола, что «грешники Царствия Божия не наследуют»! Именно поэтому каждый христианин призван подтверждать это свое священное звание повседневным усердием в соблюдении Заповедей Божиих, всеми добрыми делами своей жизни, а так же искренним покаянием во грехах.