корнилий церковь исповеди душа исус радуися пресвятыя христос тропарь иоанн храм смерть вечерня павел утреня святаго крест человеколю́бец церкви катавасия воскресе́ние святых поста кондак старообрядческий рпсц древлеправославное молитва поклон отче поми́луй слава храме ирмос служба октября помилуй тебе богородицы день животворя́щаго при́сно сердце псалом господи священномучеников христа аминь человек архипастырское литургия
Пустозёрск - Кострома
Индекс материала |
---|
Пустозёрск |
Вступление |
Кострома |
Великие русские реки |
Архангельск |
Нарьян-Мар |
Печора |
Аввакум |
Заключение |
Все страницы |
Позже, в процессе подготовки к поездке, а именно в трудные минуты (а их было немало), я вспоминала об этом сияющем накупольном кресте и это меня укрепляло в силах...
И ещё об одном интересном моменте начальной фазы в процессе подготовки и обдумывания различных вариантов поездки. После моего разговора с одним прихожанином нашего храма о моём намерении поехать на Север в Пустозёрск он, некоторое время спустя, приносит распечатку из Интернета с подборкой материала об истории Пустозёрска, с картами тех мест, а также расписанием поездов, автобусов и пр. Там был рассказ некоего молодого журналиста, который в начале 2000-х годов путешествовал по реке Печоре до Пустозёрска сначала на пароме, потом на машине и пешком. Рассказ излагается хорошим простым языком обо всём, что встречается на его пути: передвижение по реке, какие села стоят по берегам, быт и нравы северян, там живущих и т.д.Всё понятно – это был, можно сказать, готовый маршрут. Не скрою, для меня это было неожиданным и чудесным моментом. И хотя у нас с сестрами во Христе сложился иной путь, я этому добровольному помощнику очень благодарна. Спаси Христос раба Божия Алекси́я за его доброе участие и помощь!
И в продолжение к этому - читая и рассматривая эти тексты и карты, я увидела на реке Печоре один населенный пункт, который назывался «Ираёль»... Необычное название. Так и хочется сказать – «Израиль». Тут же напрашивается ассоциация, что путь по реке Печоре до Нарьян-Мара и Пустозёрска – это «старообрядческий Израиль» (да простят меня читатели и местные жители за такую неожиданную трактовку этого названия). А, может, это так и есть. На этот вопрос надо посмотреть с точки зрения истории...
Наша же современная прагматичная молодёжь, когда её спрашиваешь: «Ты бы поехал в Пустозёрск?» - отвечает: «Я лучше поеду в Израиль в Иерусалим...» Конечно, это их право... А другая часть молодёжи рассуждает по-другому.Но сейчас речь о другом. Итак, изначально обдумывалось несколько вариантов маршрутов – от простого и дорогостоящего до усложнённого и длительного, но более дешёвого. В итоге сложилось то, что сложилось. Хотелось бы и немного подольше побыть на Севере, не одним днем обернуться, а также почувствовать образ жизни северян, особенности их быта и традиций.
С добрый десяток набиралось людей (наших верующих), хотевших поехать туда: и мужчин, и женщин. Но за месяц до намеченного срока стало окончательно ясно, что почти все они не могут ехать по тем или иным причинам... кроме нижегородки Елены, которая оказалась на поверку человеком крепкой веры и слова. Она обещала звонить, когда возьмёт благословение на эту поездку у владыки Корнилия, когда он будет на нижегородской земле. Долго не было звонка. Я уже засобиралась одна. Но за месяц до намеченного срока отъезда она звонит – что решительно едет, что благословение она взяла, но у неё некоторые денежные проблемы, совсем небольшие.
Она также решительно внесла уточнение в наш маршрут: мы едем через Кострому, в связи с сороковинами памяти новопреставленного владыки Иоанна (Витушкина). А я, что, разве против? Я только «за»! Я давно там хотела побывать...Но самое интересное из её разговора я узнаю, что к нам хочет присоединиться ещё женщина, родом из Мезе́ни, но она ещё думает.
Уточняю – город Мезе́нь находится где-то на середине пути из Архангельска в Нарьян-Мар.
Я же подумала, что уже хорошо вдвоём ехать в дальнюю дорогу, а втроём-то ещё лучше.
Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!
Наш маршрут сложился окончательно. Ура! Мы едем! За оставшиеся 3 недели мы засобирались в путь.
Схематично наш маршрут выглядит так:
Из приведенной схемы маршрута видно, какой насыщенной стала наша поездка... И это за 7-10 дней, в которые надо было уложиться.
На Божию милость нами были оставлены наши дома и семьи. И благо – родные сёстры наши, у всех у нас троих, поддержали нас, можно сказать – героически, в эти дни нашего отсутствия, заменив нас собою на домашнем поприще. Спаси Христос их и сохрани на многия лета за их труды во славу Божию.Далее предстояло решить уже в ходе поездки несколько практических задач: в частности – когда брать билеты на поезд до Архангельска и другие. Конечно, прагматичный читатель сейчас думает: «Как так можно?..» Да и конкретные люди – наши старообрядцы, кто уже знал эту ситуацию – нам с Еленой говорили: «Разве можно так ехать? Надо всё разложить по полочкам...» Я отвечаю: «Но, простите Христа ради, где же ваша вера в Бога? И мы пока находимся в своей стране, где пока ещё ходят поезда по расписанию, а самолёты летают. Общие моменты поездки намечены, молитвы прочитаны, благословение взято, а остальное приложится...»
Мы, я и Елена, твёрдо были уверены, что Господь наш, Исус Христос, нас не оставит. А потом – надо хорошо знать старообрядческий мир: его гостеприимство, его ментальность, его боголюбие и богобоязненность; его искреннюю душевность к своим же братиям и сестрам по вере.
Теперь уже, по прошествии некоторого времени, можно сказать, что Господь наш, Исус Христос, по молитвам Пресвятой Госпожи Богородицы и заступничеству святых пустозёрских священномучеников и других святых (кому мы молились) нас грешных, трёх сестёр во Христе, не оставил своей милостью на всём протяжении нашего пути. Подчёркиваю – ещё раз – на всём протяжении нашего маршрута... Начиная от Москвы, Нижнего Новгорода и Мезени и заканчив эту паломническую поездку уже в Москве...
Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!
За это время я познакомилась со многими людьми, но особенно интересные люди для меня были наши старообрядцы самого разного возраста. Это были люди красивые духом. Различного религиозного опыта, но твёрдо стоящие теперь в истинной вере. А когда они узнавали, что мы едем на Север поклониться святой земле, где священномученик и исповедник Аввакум с соузниками пострадали за истинную древлеправославную веру, то начальное их мимолётное недоверие к нам быстро менялось на полное доверие. Они сразу старались нам помочь во всём, чем могли на тот момент.Господи, Ты видишь их труды во славу Божию!
Господи, Ты знаешь их имена!
Они вносили свою маленькую посильную лепту, так же, как и мы, в этом целенаправленном и благословенном труде. А главное и важное – они молились за нас! Помоги и им, Господи!
Г.И.Х.С.Б., помилуй нас!
В этой поездке мы встретили потомков, если можно так сказать, наследников великого святого – наших современников-старообрядцев, таких разных внешне, но единых истинным духом древлеправославия русского народа.Конечно, тепло и с любовью хочется вспомнить и Костромское священство и поблагодарить их за духовное окормление и поблагодарить их семьи за помощь нам перед отъездом в Архангельск. Особенно епископу Викентию хочется передать благодарность и низкий поклон. Без его духовного попечения о нас и без помощи его духовных чад нам с Еленой было бы не очень уютно в незнакомом нам северном городе Архангельске.
Также хочется вспомнить и поблагодарить и многодетную маму Ларису из Рытова, в эти дни гостившую в Костроме с четырьмя детками. Как она – это хрупкое Божие создание – самоотверженно бросилась нести мою объёмную, достаточно нелёгкую сумку до машины, на которой нас хотели подвезти до вокзала и которая была полностью загружена мягкой мебелью. Втащив сумку в салон машины, Лариса утрясла и расставила мебель по сторонам, очистила подходы к последнему сиденью в машине и торжественно водрузила сумку туда, не забыв посадить и её хозяйку рядом. Меня она просто поразила своим энтузиазмом и энергией...
Хочется вспомнить и Екатерину Павловну Моисееву, прихожанку Покровского московского храма, волею судьбы посетившую вместе с внуком Костромскую землю в эти дни и обнаружившую свои блестящие дипломатические способности по «ведению переговоров» с кассиром в железнодорожной кассе города Костромы при покупке нам с Еленой ж/д билетов до города Архангельска! В итоге – у нас на руках оказались два билета на нижние места. Мы, конечно, поверили в это, но с трудом.
Хочется вспомнить и интеллигентную многодетную семью из Архангельска, её главу – старообрядца Виталия и его жену Нину за их помощь, и заботу, и гостеприимство.Вспоминается доброжелательность и гостеприимство самих северян нарьян-марцев: и директора Пустозёрского музея А.С. Николаева, и наставника старообрядческой безпоповской поморской общины А.И. Ляпунова, и других. Они нас встретили очень тепло, устроили наше житие в деревянном доме, где был и свет, и газ, и вода... А что ещё особенного нужно паломнику? Мы жили в районе «Сахалин» города Нарьян-Мара. «Ехали на Север, а приехали на Сахалин»,– это мы немного шутили между собой...
Мы ехали в тот край, чтобы прикоснуться духовно к чистой истинной древлеправославной вере на святой, для всего мирового старообрядчества, северной земле, прославленной духовным подвигом великого святого Аввакума и его соузников и незамутненной цивилизационными отходами, в т.ч. и духовными…Конечно же, были у нас и трудности — совсем небольшие; не без этого. Но они успешно разрешались. В частности: это и временная ограниченность (у одной участницы поездки) в денежных средствах; это и наличие двух советских паспортов (по религиозным убеждениям), а отсюда и некоторые трудности взятия ж/д и авиабилетов. Здесь же — недооценка нами северного климата (даже в такое жаркое лето) — отсутствие у кого-то резиновых сапог, у кого-то теплых вещей (особенно — перчаток) — еще что-то по мелочам.
Но все это небольшие трудности, цель же достигнута. И эта цель — во славу Божию!
Хочу сделать небольшой акцент на своих духовных сестрах — моих спутницах в этой поездке. И хотя в старообрядчестве не принято хвалить, я хочу все-таки замолвить о них своё слово. Мне лично было с ними хорошо и легко. У нас у всех есть свои особенности в характере, но здесь мы понимали друг друга с полуслова, во всем, кто нуждался в чем-то, чем могли помогали друг другу. Мои сестры во Христе оказались смелыми, настойчивыми, решительными, стойкими; крепкими и духом, и словом, и делами — ни слез, ни хныканья. Открытые, честные и простые — эти русские красивые женщины, несмотря на их совсем не простые су́дьбы...
Господи Исусе Христе, Сыне Божии, спаси и сохрани их и их семьи на долгие лета!