храм вечерня служба день молитва слава древлеправославное христа при́сно сердце аминь животворя́щаго поми́луй человеколю́бец богородицы душа иоанн пресвятыя святых ирмос человек церковь воскресе́ние святаго исповеди павел помилуй тропарь утреня крест тебе господи поклон рпсц корнилий храме октября архипастырское старообрядческий исус кондак смерть священномучеников отче радуися катавасия поста христос церкви литургия псалом
О святой воде
О святой воде (отрывок из книги "Правила благочестивого поведения в Доме Божием", изданного Донской и Кавказской епархией по благословлению Зосимы, епископа Донского и Кавказского).
Водоосвящение — одно из благодатных чинопоследований, совершаемых в Церкви Христовой. Святая Церковь различает два вида водоосвящения: Великое и Малое.
Великим называют водоосвящение на праздник Крещения Господня (Богоявления) 5 (18) и 6 (19) января. Богоявленское освящение воды ежегодно совершается в память Крещения Господа Исуса Христа.
Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одном из своих поучений на праздник Богоявления говорил: «Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год...» («Слово в день Богоявления», т. II, стр. 407).
В Русской Церкви издревле существует обычай двукратного освящения воды на праздник Богоявления. Согласно древним уставам, в навечерие Богоявления освящение воды совершалось после заамвонной молитвы в нарочитом сосуде, а в самый день праздника после окончания Утрени духовенство и народ с крестным ходом и пением молебна шли на источник (т.н. «иордань»), где освящение воды совершалось по чину навечерия в крестообразно вырубленной во льду проруби. Однако в настоящее время обычай совершать крестный ход на «иордань» с пением молебна и совершением водосвятия на источнике практически повсеместно оставлен. Освящение воды в самый праздник Богоявления совершается в храме, по отпусте Литургии, на Молебне, по 6-й песни канона.
Малое водоосвящение совершается также ежегодно 1 (14) августа*. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон, известный толкователь канонических правил, считал Малое водоосвящение заменой языческого обычая почитать 1-й день каждого месяца (см. толкование на 65-е правило Трулльского собора). Совершать освящение воды «августовским»
* Августовское водосвятие связано, предположительно, с «Чином омовения» во Влахернах. Влахернский храм Пресвятыя Богородицы упомянут в одном из тропарей Малого водоосвящения: « Водами наводнив Христе источник исцелением, в пречестнем храме Девыя днесь...». А также, одной из традиций, повлиявших на установление практики Малого водоосвящения 1 августа стало празднование в Константинополе Происхождения Честнаго и Животворящаго Креста Господня.
чином Уставом полагается в праздник Преполовения Пятидесятницы, в дни престольных праздников, а также в любой другой день, когда возникает необходимость (например, при освящении дома достойным християнам).
Хотя Устав 1 августа повелевает освящать воду в конце Утрени, после Великого славословия, однако в современной практике Малое водоосвящение совершается после отпуста Литургии.
Согласно Уставу святой Церкви, после окончания Чина водоосвящения совершается окропление алтаря и икон. А во время ограждения Крестом диякон, стоя рядом со священником, «кропит крестообразно» святой водой каждого молящегося, произнося при этом: «Благодать Святаго Духа». На что молящийся отвечает: «Аминь». Также все с благоговением «причащаются», т.е. пьют святую воду*. В это время певцы поют тропарь «Во Иордане крещающутися, Господи...» (в навечерие и на самый праздник Богоявления) или «Спаси, Господи, люди Своя...» (при совершении чина Малого водоосвящения).
Освященная вода, согласно учению свв. Отцов, обладает многими чудесными свойствами. Св. Иоанн
Златоуст в упоминаемом выше поучении пишет: «...эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».
Как писал журнал «Церковь», «совершая освящение воды в праздник Богоявления в воспоминание Крещения Господня, св. Церковь совершает над нею следующие молитвенные призывания: «Ты убо, Владыко Человеколюбче Царю, прииди и ныне пришествием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И даруй ей благодать избавления, благословение Иорданово. Сотвори ея нетления источник, освящения дар, грехом разрешение и болезнем пременение, бесом погубительну и сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену, яко да вси почерпающии и причащающиеся от нея имеют ю ко освящению душам и телом, ко исцелению страстем, ко освящению домовом...».
...Искренно верующий християнин без сомнения верит, что в силу такого молитвенного призывания вода эта получает именно все те благодатныя дары, о которых совершалось прошение, именно: «источник нетления, освящения дар, ...и болезнем пременение» и все, с верою причащающиеся ея, получают благословение, и очищение, и здравие» (№6, 1909 г.).
Поэтому после совершения водоосвящения (Великого ли, Малого ли) каждый християнин желает набрать святой воды, чтобы, принеся ее домой, окропить ею свое жилище, а также сохранить ее в течение последующего времени, дабы иметь возможность потреблять ее при необходимости и желании. Для этого нужно терпеливо дождаться окончания службы, и после этого с благословения настоятеля (или уставщика) нужно тихо и с благоговением, не толкая друг друга и не шумя, взять воду, стараясь не пролить ее мимо сосуда.
Не стоит также приносить с собой в храм большие емкости для воды. При необходимости святую воду всегда можно «разбавить» свежей водой, только при этом важно помнить, что нужно вливать освященную воду в простую, а не наоборот.
Придя домой, православный християнин должен приготовить чистую посуду и влить в нее принесенную святую воду. Заранее нужно приготовить кропило из васильков. Затем, став пред святыми иконами, помолившись три поклона с молитвою «Боже, милостив...», глаголет: «За молитв святых Отец наших...», «Трисвятое» и по «Отче наш», молитва Исусова. Затем с пением тропаря «Во Иордане крещающутися, Господи...» (на праздник Богоявления) или «Спаси Господи, люди Своя...» совершают окропление всего дома...
Хранить святую воду, как богоявленскую, так и 1-го августа, нужно, как и любую другую святыню, в чистом месте, с великим тщанием и опасением.
Здесь видится уместным упомянуть и о том, какую воду, когда и как следует хранить и потреблять православным християнам.
Великую Агиасму, т.е. воду, освященную 5 (18 января), в навечерие Богоявления, дозволяется употреблять для освящения домов, «во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть» в течение первых трех часов по освящении. Если же от храма до дома совершается дальний путь, то Устав разрешает использовать эту воду для потребления и кропления еще в течение часа по прибытии на место*.
По истечении указанного времени, Великая вода по своему достоинству приравнивается святому Причастию, и употреблять ее для каких-либо иных нужд церковный Устав строго запрещает. Более того, при случайном ее пролитии, место то, как и при
* Милосердие Божие, снисходя к слабости человеческой, позволяет в этот день (Сочельник) «причаститься» Великой воде в указанное время всем християном, даже и после вкушения пищи.
пролитии Причастия, выжигается или вырубается и «в непроходимыя места полагается». Поэтому-то современные християне стараются использовать всю воду в течение первых часов и не оставлять ее. И хотя такой подход противоречит мнению святых Отцов (которые осуждают тех, кто предпочитает избавить себя от забот по хранению Великой воды и выпивают ее в первый же день), однако учитывая духовное состояние современного общества и то, что многие практически утратили в настоящее время благоговейное отношение к святыне вообще, и к Великой Агиасме в частности, думается нам, менее погрешают те, кто не оставляет эту воду по прошествии указанного времени, чем те, которые хранят ее с небрежением.
В дальнейшем Великая вода используется священниками для причащения тех православных християн, которые по каким-либо грехам отлучены бывают от св. Причастия на определенное время. Поэтому священникам нужно обязательно хранить Агиасму или в храме, или у себя дома.
В Большом потребнике содержится «Последование о причащении святыя воды Великаго освящения, на Богоявление», в котором сказано: «Егда несть леть (т.е. нельзя) кому причаститися Святых и Животворящих, ...Христовых Таин, ...да причастится священныя воды Богоявления, по обычном уготовлении еже ко причащению». Последние слова означают, что и причащающимся Великой святой водой необходимо приготовить себя по тому же образу, что и перед принятием святых Таин (см. Приложение VIII).
Относительно воды, освященной на самый праздник Богоявления, в уставах и других книгах нет указаний о том, как хранить и потреблять эту воду по прошествии праздника. Справедливости ради отметим: епископ Арсений Уральский в своем «Кратком практическом уставе», ссылаясь на мнение прп. Максима Грека, говорит о том, что вода, освященная в самый праздник Богоявления Великим чином, по святости своей стоит в одном ряду с «августовской» водой. Однако авторам такое мнение относительно богоявленской воды (6 января) кажется неверным. Ибо как можно приравнять воду, освященную Великим чином, Малой святой воде?! Более правильным нам кажется сохранившееся в разных регионах, где проживают православные християне-старообрядцы, устное благочестивое предание: хранить эту воду в течение года и потреблять ее при необходимости и желании натощак или после вкушения антидора и просфоры, как и на самый праздник.
Воду, освященную Малым чином, принято также хранить и использовать как для потребления в любое время, так и для освящения осквернившейся посуды.
Обновлено (21.07.2011 17:02)